Минаева Светлана
Конспект занятия по ФКЦМ в подготовительной группе «Особенности народного костюма»
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта образовательной деятельности по ФГОС
Группа/Дата/Педагоги Старшая группа Подготовительная к школе группа «Жемчужинки»
Тема/Образовательная область/Образовательная деятельность Формирование целостной картины мира (ФЦКМ) «Особенности народного костюма»
Интеграция образовательных областей по ФГОС Речевое ; познавательно развитие; физическое; творческое
Публикация «Конспект занятия по ФКЦМ в подготовительной группе „Особенности народного костюма“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2022
Форма организации подгруппы
Цель Формирование представлений о русской национальной одежде, формирование чувства патриотизма
Образовательная задача Знакомство с элементами русского национального костюма : женского и мужского; развитие и обогащение речи: сарафан, косоворотка, рубаха, порты, онучи, лапти, кокошник, передник.
Развивающая задача Закрепление знаний малых фольклорных форм (потешки, загадки, считалки); развитие художественных навыков, творчества, познавательной активности.
Воспитательная задача Воспитывать интерес к русской национальной одежде
- Воспитывать любовь к родине.
- Воспитывать любознательность.
Задачи при использовании ИКТ Систематизация, обновление и пополнение информационных ресурсов образовательного процесса
Словарная работа Сарафан, косоворотка, рубаха, порты, онучи, лапти, кокошник, передник
Виды детской деятельности Познавательная, игровая, речевая.
Предварительная работа (если велась) Детская энциклопедия «Чудо всюду»Н. Нуждина Разделы-нитки, шляпа. Кн. Н. Кончаловской «Дело в шляпе» Н. Юрьева «Сапоги» из кн. «Умные занятия»
Список используемой литературы
Оборудование, материалы Иллюстрации сказочных героев в русских народных костюмах;
Презентация русский народный костюм;
- Трафарет рубахи для рисования; Старичок Русовичок (игрушка с кукольного театра
«Би-ба-бо»)
Структурная часть Содержание ОД Способы организации детей Развитие зрительного восприятия и внимания.
Вводная часть
Организация детей установка на предстоящую деятельность, создание проблемной ситуации Дети стоят в кругу.
Воспитатель: Ребята посмотрите какой сегодня прекрасный солнечный день. Думаю, этот день принесёт нам много хороших сюрпризов.
Круг добра «Хорошо, что светит солнце»
Хорошо, что светит солнце
Хорошо! (Дети поднимают, руки изображая солнце)
Хорошо, что дует ветер?
Хорошо! (Дети эмитируют ветер)
Хорошо идти с друзьями? (шагают)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо прижаться к маме? (обнимают себя)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо в краю родном? (разводят руки в стороны)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо там, где наш дом? (изображают дом)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо кружиться в танце? (кружатся)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо нам жить в России?
Вот как хорошо! (выставляют большие пальцы)
Звучит русская народная мелодия. Появляется старичок Русовичок
-Здравствуйте, добры молодцы! Здравствуйте красно девицы!
Воспитатель: Здравствуй старичок Русовичок! Мы очень рады видеть тебя у нас в гостях!
- Ребята старичок Русовичок,знает много интересного о нашей стране России и думаю сегодня мы услышим что ни будь интересное.
Старичок Русовичок говорит, что с давних времен на Руси все люди были вежливые, всегда приветствовали друг друга поклоном и добрыми словами. Здравствуйте – значит, доброго здоровья, здорово ли живешь. Давайте и мы поздороваемся, друг с другом и поклонимся, как в старину.
Девочки с поклоном: Здравствуйте, добрые молодцы!
Мальчики с поклоном: Здравствуйте, красны девицы!
Воспитатель: Ребята как вы думаете почему старичок Русовичок поздоровался с нами красны девицы и добры молодцы (ответы детей)
Воспитатель: Наш гость говорит потому, что на Руси в стародавние времена считали, что парень должен быть крепкий, здоровый, бодрый. А «красны девицы, потому, что слово «красная» означало «красивая». Если «красна девица», значит – красивая девушка. Что же делает девушек красивыми? Красивая одежда! Фронтально в-ль обращается ко всем детям) Внимательно слушают воспитателя. Выполняют действия предложенные воспитателем
Здороваются с поклоном.
Отвечают на вопросы.
Основная
Создание условий для вариативной детской деятельности. Создание условий для достижения результатов каждого ребенка. Актуализация имеющихся у детей знаний
В: Посмотрите ребята какая красивая рубаха у нашего старичка Русовичка. Сегодня он вас познакомит с элементами русского народного костюма и символами, которыми их украшали.
Воспитатель : Ребята наш гость очень любит русские народные сказки. А какие он любит сказки, вы узнаете, угадав загадки.
Давайте послушаем стихотворение о сказке.
В: Чтобы сказки не обидеть
– Надо их почаще видеть.
Их читать и рисовать,
Их любить и в них играть!
Сказки всех отучат злиться,
А научат веселиться,
Быть добрее и скромнее,
Терпеливее, мудрее,.
Я буду загадывать вам загадки, а вы слушайте и отгадывайте. Загадки.
1. Ходит по лесу Федот.
Летом лыко дерёт.
Зимой лапу сосёт. (Медведь)
(На доску прикрепляется картинка с изображением медведя)
2. Серый, страшный и зубастый
Произвел переполох.
Все зверята разбежались.
Напугал зверят тех … (Волк)
(прикрепляется картинка с изображением волка)
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора. (Заяц)
прикрепляется картинка с изображением зайца
3. Эта рыжая плутовка,
Кур ворует очень ловко.
Волку серому сестричка,
А зовут ее… (лисичка)
прикрепляется картинка с изображением лисы
В. Молодцы, ребята, все загадки отгадали правильно. А назовите любимые сказки старичка Русовичка? (ответы детей)
В. Посмотрите, ребята, а во что одеты эти герои русских народных сказок? (ответы детей)
В. Они одеты в русские национальные костюмы. Давайте же узнаем, из каких элементов состоит народный костюм!
В:Во что одет медведь? (рубаха с косым воротом – косоворотка, штаны, пояс – кушак)
В. Во что одет волк? (рубаха косоворотка, штаны, кушак, онучи, лапти)
В: Во что одет заяц? (рубаха, штаны)
В. А во что одета лиса? (сарафан, рубаха, передник, платок)
В. У медведя, волка и зайца – мужской русский национальный костюм. А у лисы – женский.
В: Ребята у нашего гостя есть подружки хохотушки.
Разноцветные подружки
В разнаряженной Девице
Перепрятались сестрицы.
В: Кто же это ребята (Матрёшки)
-Правильно матрёшки!
Давайте вместе с ними встанем и потанцуем.
Физминутка (танец) «Матрёшки»
В. Молодцы ребята. А теперь давайте вместе с вами посмотрим презентацию и увидим какие ещё элементы русских национальных костюмов бывают.
В. Основными элементами русского женского костюма были : рубаха, сарафан, передник, лапти.
Рубаха – главная часть русского народного костюма. Эта длинная, ниже колен, одежда. Рубаху красиво украшали вышивкой.
Поверх рубахи надевали сарафан и передник. На голову платок или кокошник. Самой распространенной обувью были плетеные лапти.
Основой мужского костюма тоже была рубаха. Она доходила до колен и имела разрез посередине или сбоку. Рубаху носили на выпуск и подпоясывали кушаком или пояском. Обязательной частью мужского костюма были широкие, длинные штаны – порты. Порты заправляли в сапоги, или их обертывали онучами (узкие длинные куски ткани) и поверх одевали лапти. Воспитатель: Ребята, скажите, в чем сходство и различие женского и мужского костюмов. (одинаковый элемент – рубаха)
В. Да, ребята, одинаковым элементом русского костюма была рубаха
. В: Давай рассмотрим ее внимательно. По вороту, рукавам, подолу русские мастерицы украшали ее вышивкой, тесьмой. Это не просто крестики, ромбики, волны и кружочки. В старину они многое обозначали. Извилистая линия – это вода, круг – солнышко, квадрат или ромб – земля, а крест берег людей от злых сил. Украшая этими знаками свою одежду, люди надеялись, что это принесет им счастье, здоровье, хороший урожай, спасет от злых сил. Такой узор, ребята, называется оберег, заклинание в виде знаков.
В: Ребята наш гость хочет с вами поиграть. Игра называется «Быстро покажи!» Я буду называть элементы русского народного костюма,а вы быстро на себе показывать. Например : Лапти- топаем ногами, порты –показываем на ноги и т. д
В: Молодцы ребята поиграли повеселили старичка Русовичка. Ну а теперь давайте сделаем ему подарок. Новые красивые рубахи косоворотки.
Ребята, у вас на столах лежат шаблоны русской рубахи. (Дети садятся за столы.
В. Чего не хватает на них? (Ответы детей) Давайте придумаем узор из обережных знаков и украсим рубаху по вороту, рукавам и подолу.
Творческие работы детей.
Фронтально
Работа подгруппами.
Внимательно слушают стихотворение
Отгадывают загадки
Вспоминают с какой сказки сказочный герой.
Внимательно слушают во что одеты сказочные герои
вместе с воспитателем делают физминутку.
Внимательно слушают
Играют в игру «Быстро пакажи»
Придумывают узор украшают рубашку.
Заключительная часть:
Подведение итогов деятельности поощрение детей (выход из деятельности, учет индивидуального темпа ребенка)
Воспитатель: Какие молодцы вы ребята. Нарисовали яркие красочные рубахи для нашего гостя. Я думаю, он будет с благодарностью вспоминать вас. А сейчас нашему гостю пора в путь дорогу. До свиданье старичок Русовичок.
Воспитатель: Какие элементы русского народного костюма мы узнали? В чем одета Лиса? А Заяц? Ребята, круг – символ чего? А ромб? Индивидуально
Фронтально ко всем детям Дети прощаются с гостем.
Отвечают на вопросы
педагога.