Наталья Моисеева
Конспект занятия в подготовительной группе для детей с ТНР «Зимние узоры»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
занятия в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием здоровьесберегающих и игровых технологий
«Зимние узоры»
Цель: Развитие активной самостоятельной речи детей.
Задачи:
Образовательные:
- закреплять навык подбора существительного к прилагательному с ориентацией на род;
- совершенствовать навык согласования с числительным словосочетаний существительное+прилагательное;
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе для детей с ТНР „Зимние узоры“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
- закреплять зрительный образ букв;
- закреплять представления о календарном годе.
Коррекционно-развивающие:
- развивать монологическую и диалогическую речь;
- закреплять правильное произношение звуков в речи;
- развивать речевое и физиологическое дыхание, зрительное внимание, память, мышление, тонкую и общую моторику;
- совершенствовать эмоциональную окраску речи.
Воспитательные:
- создать хорошее настроение;
- воспитывать аккуратность, доброту, умение выполнять игровые правила, желание и умение работать в коллективе;
- поощрять активность и самостоятельность;
- формировать самоконтроль за осанкой.
Оборудование: муз. центр, аудиозапись голосов птиц и игрового текста, музыкальная композиция, «волшебная» палочка, разрезная картинка= «магические кристаллы», резиновые коврики, тренировочные перчатки, оборудование и материалы для сортировки, кисти, подносы с манкой, таблица с наложенными буквами в виде окна, лист для записи слова, лист для рисования, ободки для театра (утка, зайчонок, волк, гном, белая и газетная бумага для комков, корзина.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Логопед: Я предлагаю вам сегодня поиграть в зимние игры, входным билетом на игровой маршрут будет любое зимнее слово.
Упражнение «Назови зимнее слово».
Логопед: Меня Зима наделила сегодня некоторыми знаниями и поручила проверить ваши способности. Вас это не пугает? Тогда можно начинать. Мне будет помогать эта волшебная палочка, а вас оберегать от холодов и морозов магические кристаллы. Возьмите их и наденьте. Отправляемся.
II. Основная часть.
1. Речедвигательные упражнения.
Мы идем в зимний лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Справа – березка в шубке стоит,
Слева елка на нас глядит.
Снежинки в небе кружатся,
На землю красиво ложатся.
Логопед: Я превращаю вас в деревья!
2. Дыхательная гимнастика.
1. «Сосна». И. п. стоя прямо, ноги вместе, руки опущены. 1 – вдох, руки вытянуть в стороны; 2 – наклон туловища вправо (выдох); 3 – и. п. (вдох); 4 – наклон туловища влево (выдох). Повторить 2 – 3 раза.
2. «Ёлочка». И. п. ноги врозь, руки опущены. 1 – вдох; 2 – наклон туловища вперёд (выдох); 3 – и. п. (вдох). Повторить 2 – 3 раза.
3. «Берёза». И. п. ноги врозь, руки опущены. 1 – поднять руки через стороны вверх, подняться на носки (вдох); 2 – руки вперёд вниз, опуститься на всю стопу (выдох). Повторить 2 – 3 раза.
4. «Шум леса». И. п. стоя прямо, ноги вместе, руки опущены. 1 – вдох, пальцы сжать в кулаки; 2 – на выдохе произносить: «С-с-с!», разжимая кулаки; 3 – вдох, руки вверх; 4 - на выдохе произносить: «Ш-ш-ш!», «Ш-ш-ш!», движения рук вправо-влево над головой; 5 – вдох, руки к груди; 6 - на выдохе произносить: «Щ-щ-щ!», руки вперёд вниз.
Логопед: Я превращаю вас из деревьев, обратно в детей!
3. Речедвигательные упражнения.
Ветер веет, веет, веет,
Тёплым снегом сеет, сеет.
Пух да пух – бело кругом,
Всё усыпано снежком.
Сразу тихо-тихо стало.
Снег лежит, как одеяло.
Логопед: Для растений снег – тёплое одеяло. А людям на снегу долго сидеть нельзя, поэтому для выполнения следующего упражнения я предлагаю вам сесть на коврик по-турецки. Спины прямые, макушки тянуться вверх, руки на коленях, дыхание плавное и спокойное.
4. Фонетическая зарядка:
Логопед: Сначала просто подышим: вдох через нос, надулся живот как мячик, выдох через рот, живот сдулся. Вдох – выдох (3 раза).
- Вьюга завывает, со звуками играет:
Вдох. – У-у-у.
Вдох. – Ф-ф-ф.
Вдох. – В-в-в.
Вдох. – С-с-с.
Вдох. – З-з-з.
Вдох. – Ш-ш-ш.
Вдох. – Ж-ж-ж.
Вдох. – Фс-фс-фс.
Вдох. – Вз-вз-вз.
Вдох. – Фш-фш-фш.
Вдох. – Вж-вж-вж.
Вдох. – У-у-у.
- Стихла вьюга.
Слышатся голоса птиц.
Логопед: Ребята, слышите? Это наши птички-помощницы зову вас поиграть.
5. Упражнения с тренировочными перчатками.
Логопед: Наденьте перчатки, покажите своих птичек.
А) Сортировка.
Логопед: Сначала надо покормить птичек. Подойдите к тарелочкам. Каждая из ваших птичек любит свой особенный корм. В мисках перемешаны разные мелкие предметы. Договоритесь между собой, кто какой корм будет выбирать для своей птички. Договорились? Напоминаю, что работают три пальца правой руки. Начинаем!
Дети выполняют сортировку.
Логопед: Теперь скажите полным предложением, какой корм и сколько предметов вы выбрали. Например «Я выбрал 5 красных фасолин» или «У меня на тарелке…». Говорите по очереди. Начинай…
Б) Рисование по манке.
Логопед: Вы покормили птичек. Теперь они хотят поиграть, порисовать. Возьмите кисти, подойдите к подносам. «Птички» аккуратно и легко держат кисти, работают ими плавно. Нарисуйте:
- горизонтальные линии,
- вертикальные линии,
- волнистые линии,
- спиральные линии.
Логопед: Теперь нарисуйте свой зимний узор.
Выборочно. Вопросы к рисункам.
Логопед: Птички потрудились, немного утомились. Возвращайте их в домик.
6. Расшифруй узор.
Логопед: Пока вы создавали свой зимние узоры, на нашем окне тоже появился морозный узор. Посмотрите. Здесь линии из разных снежинок. Но мне кажется, я уже где-то сегодня видела эти разноцветные снежинки.
Ответы детей – такие снежинки на магических кристаллах.
Логопед: Наверное, каждому из вас надо расшифровать именно свой узор. Встаньте радугой. Попробуйте найти свой узор и проследить его взглядом. Что он вам напоминает? На что похож?
Ответы детей – у каждого своя буква.
Логопед: А на этой полоске снова ваши снежинки и пустые квадраты. Как вы думаете, что надо сделать? Правильно, вписать буквы. Впишите по очереди каждый свою букву.
- Встаньте радугой и давайте вместе прочитаем слово.
Дети читают: «ДЕКАБРЬ».
Логопед: Теперь сядьте на стулья.
7. Краткая беседа.
Вопросы:
Что такое «декабрь»?
Какие зимние месяцы вы знаете?
Почему так говорят «Декабрь год кончает, зиму начинает»?
8. Игра «Скажи по-разному».
Логопед: Зима – это хорошо или плохо? Ответы детей.
- Зима может приносить радость и грусть. Каждый воспринимает по-своему.
Давайте поиграем в Театр. Мы с вами учили потешку:
Зима наступила, пришли холода,
Закуталась в снежную шубу земля.
Её можно рассказать по-разному:
- весело,
- грустно,
- удивлённо,
- сердито.
Логопед: И, всё-таки, снежная зима для детей – это весело.
Встаньте, выполним упражнение «Снежок».
9. Речедвигательные упражнения.
Раз, два, три, четыре.
Мы с тобой снежок слепили.
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем-совсем не сладкий.
Раз – подбросим,
Два – поймаем,
Три – уроним,
И сломаем.
Логопед: Садитесь.
10. Подбор предметов к определениям.
Логопед: Зимой всё зимнее. Предлагаю вам нарисовать зимнюю картину. Пока на ней есть только линия горизонта. Чтобы её заполнить, надо правильно подбирать слова. Итак: о чём можно сказать «зимнИЙ»? Я скажу «зимний день». На картине появился снежный ком. Кто следующий… зимний…
Аналогично «зимнЯЯ» (рисуем снежинки, «зимнЕЕ» (рисуем облака).
Логопед: Зимняя картина готова. И наше зимнее приключение заканчивается. Пора возвращаться.
11. Разрезная картинка.
Слышен голос: «Ха – ха – ха! Я – Снежная королева. Вам никогда не вернуться из моей холодной страны вечной мерзлоты. Возвратиться могут лишь те, кто сложит из магических кристаллов звезду вечности. А у вас это не получится. Ха – ха – ха!»
Логопед: Что же делать? Где мы возьмем магические кристаллы? Ответы детей. Правильно, кристаллы всегда были с вами. Давайте попробуем сложить звезду вечности. Она должна быть шестиконечная.
Дети выкладывают звезду.
Слышна музыка.
Логопед: Вот мы и вернулись. Наш игровой маршрут закончен.
12. Организация окончания занятия. Рефлексия.
Логопед: Вы сегодня все были молодцы. Работали активно и дружно. А сейчас подумайте, вспомните, что сегодня вам понравилось, чем интересно было заниматься или, наоборот, что не понравилось. У меня два вида бумаги: белая и серая, из которой можно сделать вот такие комки. Белые комочки – понравилось, серые – не понравилось. Сделайте столько комков, сколько вам надо и, складывая их ко мне в корзину, скажите, что понравилось или не понравилось и почему.
Логопед: Эту корзину мы возьмем в группу, комки помогут вам нарисовать зиму в новой технике, о которой вам расскажет воспитатель.
Литература:
1. Гуськова А. А. Развитие речевого дыхания детей 3 – 7 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2011.
2. Османова Г. А., Позднякова Л. А. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков (6 – 7 лет). – СПб. : КАРО, 2007.