Ольга Трушина
Конспект занятия в подготовительной группе детского сада «Русская поэзия в стихах Сергея Александровича Есенина»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в подготовительной группе детского сада.
Русская поэзия в стихах Сергея Александровича Есенина
(3 октября 1895
Составила: воспитатель высшей квалификационной категории Трушина О. Н.
Цель: продолжать знакомить детей с творчеством С. А. Есенина.
Задачи:
Образовательные
1. Закреплять знания детей о прочитанных ранее стихах о природе.
2. Способствовать образному восприятию стихотворения.
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе детского сада „Русская поэзия в стихах Сергея Александровича Есенина“» размещена в разделах
- Есенин С.А.
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
3. Раскрыть авторское отношение к природе.
4. Расширять знания детей о природе и поэзии.
Развивающие
5. Развивать память и умение внимательно слушать говорящего
(ребёнка, взрослого, дослушивать вопросы до конца.
6. Активизировать чувственное восприятие художественного слова.
Воспитательные
7. Воспитывать чувство прекрасного, интерес к слову.
8. Вызвать у детей интерес к выразительному чтению
отрывков из стихотворений.
Материалы: фонограммы песен «Во поле берёза стояла»,
Г. Пономоренко «Отговорила роща золотая» на стихи С. Есенина,
Г. Струве «Пастух», ноутбук, большой экран, проектор, презентация,
большой фланелеграф, большая разрезная картина дома для фланелеграфа.
Предварительная работа: знакомить с творчеством Есенина,
разучивание хоровода "Во поле береза стояла", заучивание стихотворения
«Край любимый.», «От луны свет большой…», «И вдали за рекой…».
Ход занятия.
Ребята давайте сегодня представим, что мы находимся в красивом старинном русском селе Константиново. Оно привольно раскинулось среди полей и лесов в центре России, на высоком правом берегу Оки, на рязанской земле где много берёзовых рощ. (Изображение села и берёзовой рощи на большом экране). (Слайд №1).
Воспитатель читает стихотворение.
Милые березовые чащи!
Ты, земля! И вы, равнин пески!
Перед этим соном уходящим
Я не в силах скрыть своей тоски.
В самом центре села, перед спуском к Оке стоит обычный дом. (Изображение дома на большом экране). (Слайд №2).
Деревянный домик с окнами на речной простор. Ветви двух берез склоняются к мемориальной доске, на которой выбито: «Здесь родился и жил известный русский поэт Сергей Есенин».
А сейчас давайте соберём точно такой же домик и представим, что мы в гостях у семьи Есениных. (Дети вместе собирают разрезную картинку дома на большом фланелееграфе и сравнивают его с изображением настоящего дома. который выведен на экран).
3 октября, в семье Есениных родился мальчик Серёжа. Сергей Есенин! Близкое и дорогое многим россиянам имя. В нем слышится шелест осеннего листопада, плеск речной волны, дуновение ветра. Сергей Александрович Есенин – великий русский поэт, подаривший удивительную страну, где льётся по равнинам берёзовое молоко, где ягнёнок – кудрявый месяц, гуляет в голубой траве, где душа дышит запахами мёда и роз. Ребята, а вы хотите побывать в этой загадочной стране? (Ответы детей)
(Изображение поэта и его семьи на большом экране). (Слайд№3).
Дети, а хотелось бы вам побывать на той улице где Серёжа Есенин играл со своими сверстниками (Ответы детей). Давайте закроем глаза и на минуту представим что мы в этом селе. (Звучит запись деревни и выводится её изображение на большой экран). (Слайд №4).(Аудиозапись).
Дети, посмотрите мы с вами очутились на сельской улице, вот перед вами ворота, дом с голубыми ставнями. А на зорьке запел петух, проснулись белые берёзки. Какое доброе утро.
Воспитатель читает стихотворение.
С добрым утром»
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива.
Обрядилась ярким перламутром.
И, качаясь, шепчет шаловливо:
Есенин жил в деревне много лет назад. В те времена люди употребляли в своей речи слова, которыми мы с вами сейчас не пользуемся. Поэт в своих стихотворениях сохранил старинные названия многих вещей. Некоторые из них мы сейчас услышим. Давайте послушаем одно из стихотворений. Оно называется «В хате». (Изображение хаты на большом экране). (Слайд №5).
Воспитатель читает стихотворение
«В ХАТЕ»
Пахнет рыхлыми драченами;
У порога в дежке квас,
Над печурками точеными
Тараканы лезут в паз.
Вьется сажа над заслонкою,
В печке нитки попелиц,
А на лавке за солонкою -
Шелуха сырых яиц.
Мать с ухватами не сладится,
Нагибается низко,
Старый кот к махотке крадется
На парное молоко.
Квохчут куры беспокойные
Над оглоблями сохи,
На дворе обедню стройную
Запевают петухи.
А в окне на сени скатые,
От пугливой шумоты,
Из углов щенки кудлатые
Заползают в хомуты.
Так протекало его детство. С раннего утра он слышал трели пастушьего рожка и видел как пастух гонит стадо коров на вольные луга. Это нашло отражение в его поэзии. Он написал стихотворение «Пастух», а современный композитор Г. Струве переложил его на музыку. Вот эта песня сейчас и прозвучит. Дети садятся на коврик для прослушивания песни. (Изображение на большом экране пастух в поле и стадо коров). (Слайд №6).
Звучит песня Г. Струве «Пастух». (Аудиозапись).
А теперь нам пора и бабушку Сергея Есенина вспомнить, звали её Наталья. Была она человеком тихим, добрым и ласковым. Своим любимым внукам, а часто пела песни и рассказывала сказки. Бывало соберёт их около печи и начнёт рассказывать. (Портрет бабушки на большом экране). (Слайд№7).
Воспитатель читает стихотворение.
Стихотворение «Бабушкины сказки».
В зимний вечер по задворкам
Разухабистой гурьбой
По сугробам, по пригоркам
Мы идем, бредем домой.
Опостылеют салазки,
И садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана-дурака.
И сидим мы, еле дышим.
Время к полночи идет.
Притворимся, что не слышим,
Если мама спать зовет.
Сказки все. Пора в постели.
Но а как теперь уж спать?
И опять мы загалдели,
Начинаем приставать.
Скажет бабушка несмело:
"Что ж сидеть-то до зари? "
Ну, а нам какое дело, -
Говори да говори.
Стихи Есенин начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество сформировалось к 16-17 годам. С. А. Есенин, уже став известным поэтом, никогда не забывал свой родной, отчий край. Он любил его. Он спешил, как только позволяло время, посетить родное село, повстречаться с родными и близкими.
Больше всего любил Есенин русские песни.
Звучит мелодия песни «Во поле берёза стояла».
Словесно-речевая игра «Плетём венок».
- Ребята, сейчас мы с вами будем водить хоровод и сплетём венок из слов. Встаём по одному, называя слова, подходящие к слову «берёза», и образуем хоровод.
- Берёза какая? (Дети водят хоровод, нараспев называя слова: белая, кудрявая, застенчивая, красивая, стройная, нежная.)
(Дети исполняют хоровод, на экране изображение берёзы). (Слайд №8). (Аудиозапись).
Навсегда сохранил поэт светлые и волнующие воспоминания о днях, проведенных под отчим кровом. Особенно любил бывать поэт в лугах во время сенокоса. По вечерам не затихали в лугах песни, пляски, кругом слышались шутки и смех. (Изображение из сельской жизни на большом экране). (Слайд №9).
Ребёнок читает стихотворение. (Выученное заранее).
Край любимый! Сердцу снятся.
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.
Ребёнок читает стихотворение. (Выученное заранее).
От луны свет большой
Прямо на нашу крышу.
Где-то песнь соловья
Вдалеке я слышу.
Ребёнок читает стихотворение. (Выученное заранее).
И вдали за рекой,
Видно, за опушкой,
Сонный сторож стучит
Мертвой колотушкой.
Чувство Родины было основным в творчестве поэта. Глубокими корнями был связан Есенин с родным краем, очаровавшим его красотой родной природы.
В его стихотворениях отразились все времена года.
Вот мы видим зимний пейзаж. (Изображение зимней берёзовой рощи). (Слайд №10).
Воспитатель читает стихотворение.
Береза
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.
А сейчас мы попадем с вами в весну. (Изображение весенний черёмухи). (Слайд №11).
Воспитатель читает стихотворение.
Черемуха
Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черемуха душистая
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.
(Изображение осенней рощи.) (Слайд №12). Дети сидя на коврике слушают песню.
Звучит песня Г. Пономоренко «Отговорила роща золотая.» на стихи С. Есенина. (Аудиозапись).
Беседа с детьми о произведениях С. А. Есенина.
- Ребята вам понравились стихи Сергея Александровича Есенина? (Ответы детей).
- Какие чувства вас охватывают, когда вы слушаете произведения Есенина? (Восторг, радость, восхищение и т. д.)
- Какое стихотворение (песня) вам запомнилось больше всего? (Ответы детей).
- Как выдумаете, любит ли поэт родную природу? (Ответы детей).
- Как вы догадались что очень любит? (Ответы детей).
- Чем вам запомнилось эти произведения? (Ответы детей).
- О чём стихи Есенина? (Ответы детей).
- О чём больше всего он любил писать? (Ответы детей).
- Как видел поэт свою Родину? (Ответы детей).
- Как описывал природу родного края? (Ответы детей).
- Попробуйте рассказать это строчками из его стихов. (Край любимый! Сердцу снятся, (Милые березовые чащи! Ты, земля! И вы, равнин пески, (Белая береза. Под моим окном. Принакрылась снегом, точно серебром)
- Ребята, а как вы думаете, когда у человека появляется потребность говорить стихами? (Когда. он по-особенному, взволнован или хочет поделиться впечатлениями от чего-то прекрасного, удивительного. Когда чувства переполняют душу. В этот момент настроение автора может выражаться в стихах.)
Воспитатель: Вот и закончился наш рассказ о Сергее Есенине. Поэзия его вечна, потому что писал он о Вечном: о Матери, Родине, Природе, Любви. Он-то понимал, что все пройдет, а Россия останется. Его никогда не забудут за его стихи, за теплоту, лиричность, свежесть чувств, любовь к природе, ко всему живому, к своей Родине