Наталья Ларичева
Конспект занятия в подготовительной группе «Чтение сказки К. Паустовского «Тёплый хлеб»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Чтение сказки Паустовского «Теплый хлеб».
Цель: Помочь понять мудрость сказки.
Задачи: Познакомить с новым произведением. Закрепить умение отличать народные сказки от литературных, сказку от рассказа. Учить отвечать на вопросы по содержанию текста. Выучить новую пословицу. Закрепить названия диких животных и их детенышей. Расширять словарный запас, совершенствовать грамматический строй речи. Развивать речь, мышление, слуховое восприятие, память. Воспитывать доброту, вежливость, культуру общения, умение признавать свои ошибки и исправлять их, бережное отношение к природе.
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Чтение сказки К, Паустовского „Тёплый хлеб“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Паустовский К. Писатель для детей
- Подготовительная группа
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2019
Материал: Презентация, мяч, иллюстрации.
Ход занятия.
Мотивационный момент:
(Дети встали в круг)
- Ребята, повернитесь друг к другу и улыбнитесь, подарите друг другу частичку добра.
Игра «Назови ласково соседа».
- Передаем мяч соседу и говорим ласково: «На, Ванечка, мячик», а сосед отвечает: «Спасибо мне приятно»…
Игра с мячом «Скажи наоборот»
Высокий - …. (низкий)
Широкий - …. (узкий)
Храбрый - …. (трусливый)
Глупый -(умный)
Горячий – (холодный)
Умный - ….(глупый) ;
Веселый - ….(грустный);
Острый – …. (тупой);
Легкий – …. (тяжелый);
Радостный - …. (печальный)
Мягкий - (твердый);
Быстрый-(медленный);
Светлый - (темный);
Добрый – …. (злой)
Воспитатель:
Прожить не трудно без котлет,
Кисель не часто нужен,
Но плохо, если хлеба нет
В обед, на завтрак, в ужин.
Он – царь еды, хоть скромен вид.
От древности доныне
Средь блюд различных хлеб стоит
В почете посредине.
О чем это стихотворение? (о хлебе)
Хлеб всегда на Руси пользовался почетом и уважением. Гостя встречали хлебом и солью. Даже пословицы сложили. А вы знаете пословицы о хлебе? (Ответы детей)
Хлеб - всему голова!
Без хлеба - нет обеда!
Будет хлеб - будет и песня.
Без хлеба не вкусно и не сытно.
Дидактическая игра «Какой хлеб?»
Подбор определений к существительному. (Дети стоят в кругу и передают по кругу мяч и называют определения, например, хлеб румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, воздушный, ароматный)
- Сегодня мы познакомимся с новой литературной сказкой «Теплый хлеб». Написал ее писатель Паустовский Константин Георгиевич.
- Сказка «Теплый хлеб» была написана спустя 9 лет после победы в Великой Отечественной Войне. События, описанные в ней, происходят во время Гражданской войны. Это было очень трудное и голодное время.
Словарная работа:
- В этой сказке вы услышите слово : кавалеристы. Кто это такие? – (род войск, в котором для ведения боевых действий или передвижения использовалась верховая лошадь).
- Что такое околица?- край деревни.
- Что такое плотина? – (Плотина-запруда, сооружение из земли, камня, железа, бетона и т. п., устраиваемое поперек реки для поднятияуровня воды или поперек оврага для образования искусственного пруда).
- Водяная мельница? -(механизм, приводимый в действие потоком воды, протекающим через водяное колесо для размола зерна).
Чтение сказки с показом презентации.
Физминутка.
«На водопой»
Звери шли на водопой.
За мамой-лосихой топал лосёнок, (Идут громко топая.)
За мамой-лисицей крался лисенок, (Крадутся на носочках.)
За мамой-ежихой катился ежонок, (Приседают, медленно двигаются вперед.)
За мамой-медведицей шел медвежонок, (Идут вперевалку.)
За мамою-белкой скакали бельчата, (Скачут вприсядку.)
За мамой-зайчихой – косые зайчата, (Скачут на прямых ногах.)
Волчица вела за собою волчат, (Идут на четвереньках.)
Все мамы и дети напиться хотят. (Лицом в круг, делают движения языком – "лакают”.
Вопросы по содержанию:
Вопросы по содержания сопровождаются иллюстрациями к сказке.
- Где происходит действие сказки? (в Бережках)
- Кто оставил коня в деревне? (кавалеристы)
- Кто взял раненого коня? (мельник Панкрат)
- Какое прозвище имел Филька? (Ну тебя)
-Как поступил Филька, когда конь потянулся к куску хлеба? (ударил коня по губам, бросил хлеб на снег)
- Что изменилось в погоде после этого? (метель, сильный мороз)
-Как вы думаете, почему это случилось?
-оцените поступок мальчика.
-Почему испугался Филька после рассказа бабушки?
- Почему на эту деревню 100 лет назад упал такой же лютый мороз, –– Заморозил колодцы, побил птиц, высушил до корня леса и сады
(Через деревню шел солдат и попросил хлеба. Злой человек бросил солдату плесневелый хлеб на землю.)
- От чего, по мнению бабки, случился такой мороз? (от злобы)
- Куда послала бабка Фильку в поисках совета? (к Панкрату)
Как вы понимаете – слово «лютый» (холодный, сильный, злой)
Кто был свидетелем разговора? (сорока)
- Какую роль сыграла сорока в спасении людей? (позвала теплый ветер)
- Как произошло примирение Фильки и коня? Что понес Филька раненому коню? (буханку свежего хлеба)
-Каким вы увидели главного героя сказки — Фильку «молчаливым, недоверчивым, грубым»
- Чему учит нас сказка «Теплый хлеб» (чтобы стать добрее, нельзя быть грубым и жестоким)
- Это произведение рассказывает нам о том, как добрые дела помогают растопить «охлаждённое сердце» и побеждают «злобу людскую».».
Филька обидел раненого коня. За это поплатился не только он, но и все жители деревни.
Как вы думаете, осознает ли Филька, что сделал?
-Сможет ли исправить свою страшную ошибку, или же его родная земля превратится в пустыню, и мальчик умрёт от охлаждения сердца, то есть от бессердечия?
- Это произведение рассказывает нам о том, как добрые дела помогают растопить «охлаждённое сердце» и побеждают «злобу людскую». Паустовский показывает нам, что Филька осознал свой плохой поступок и решил исправиться. В самом начале произведения «зима стояла тёплая», затем наступил «лютый мороз», и вот «запахло весной». Одновременно с изменениями в погоде произошли изменения и в душе Фильки. Хлеб, который он дал коню в конце сказки, был тёплым оттого, что Филька согрел его теплом своей души. Паустовский учит нас исправлять «злодейство» и не совершать плохих поступков.
- Как вы считаете пословица: «Умел ошибиться – умей и поправиться»подходит к данной сказке?
Физминутка:
Встаньте дети, встаньте в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Влево, вправо повернитесь
И друг другу улыбнитесь.
Руки к солнцу протянули,
Лучики поймали и к груди скорей прижали.
С этим лучиком в груди
Ты на мир ясней гляди.
Этюды на выражение эмоций.
«Страх»
Филька испугался.
Выразительные движения: Голова откинута назад и втянута в плечи.
Мимика: Брови идут вверх, глаза расширены, рот раскрыт как бы для восклицания.
(повторить 2-3 раза)
«Стыдно»
Выразительные движения: Голова наклонена вперед, брови подняты и сдвинуты, углы рта опущены.
(повторить 2-3 раза)
«Раздумье»
Мальчик думает как исправить свою плохой поступок.
Выразительные движения. Ребенок стоит, руки сложены на груди или одна рука на груди поддерживает другую руку, на которую опирается подбородок.