Ольга Красюкова
Конспект занятия «В мире картин»
▼ Скачать
Тема: «В мире картин».
Цели: развитие речевой активности детей, средством изобразительного искусства.
Задачи:
Образовательные: обобщения представлений о временах года и типичных сезонных изменениях в природе. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Осень», «Зима», «Весна», «Лето». Совершенствование навыка рассматривания картин, формирование целостного представления об изображенном на картинах. Совершенствование грамматического строя речи, совершенствование синтаксической стороны речи. Закрепление приемов рисования гуашью и поролоном.
Публикация «Конспект занятия „В мире картин“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2016
Развивающие: развитие связной речи, фонематических представлений, дыхания, речевого слуха, мышления, восприятия, творческого воображения.
Воспитательные: воспитание эмоционального отклика на изображенное на картинах, самостоятельности, творческой активности.
Звучит музыка, дети стоят, появляется художник.
-Доброе утро, позвольте вам представиться. Я- художница и немножко волшебница. Я приглашаю вас в удивительный мир искусства. И если вы справитесь со всеми моими заданиями, будите верно отвечать на мои вопросы, то вас ожидает сюрприз.
-Как вы думаете, где можно встретиться с миром искусства?
-В музее.
-Что такое музей?
-Музей –это помещение, где хранятся экспонаты.
-Все экспонаты не могут храниться в одном музее, поэтому существует много разновидностей музее. Какие музеи вы знаете?
-Музей изобразительных искусств, дом- музей, картинная галерея, исторический музей, музей восковых фигур, музей- усадьба.
- В музее есть свои правила поведения. Давайте их назовем, в этом нам помогут картинки. Проедем к экрану.
- Приходя в музей, разденься в гардеробе.
- Приходя в музей, одень бахилы.
- В музе не бегай и не кричи.
- Не трогай экспонаты руками.
- Внимательно слушай экскурсовода.
- После экскурсии поблагодари экскурсовода.
- Ребята, вы уже знаете, что частью удивительного мира искусства является изобразительное. О чем оно рассказывает?
- О красоте окружающего мира.
- Это искусство назвали изобразительным, так как оно изображает окружающий мир нас таким, каким мы видим его в жизни, с помощью рисунка и цвета.
- Сегодня мы поговорим о живописи. Что это за вид искусства?
- Это живое письмо; картины, написанные художником.
- Вы бы хотели побывать в картинной галерее?
- Да.
- Мы с вами совершим экскурсию на выставку картин, посвященную одной из самых красивых тем в живописи – пейзажу.
- Встаньте со стульев. Я могу всё. Прикоснувшись к человеку, я способна перенести его в любое место и на любое расстояние. Но для этого нужно очень захотеть и поверить в чудеса. Давайте закроем глаза. Сейчас я дотронусь до каждого из вас волшебной кисточкой и тот, кто почувствует прикосновение присядет. Раз, два, три! А теперь переносимся в картинную галерею!
Ребята, посмотрите, перед вами полотна известных русских художников. Это наше культурное наследие, национальная гордость. Внимательно рассмотрите их, почувствуйте душу картин и они откроют вам все свои тайны.
- Ребята, так о чем же эти картины?
- Эти картины о природе в разное время года.
- Да, это пейзажи о красоте нашей природы в любое время года: о яркости и нарядности золотой осени, о грусти и задумчивости поздней; о прелестях волшебницы зимы; о разном пробуждении природы весной; о пышности, о богатстве ее в летнее время. Некоторые картины мы рассмотрим покрупнее. Давайте пройдем к экрану.
- Ребята, внимательно посмотрите на экран. Скажите, как называется эта картина и кто ее автор.
- Это картина называется «Сумерки. Луна», ее автор Исаак Левитан.
- Внимательно рассмотрите эту картину и скажите, что находится на переднем плане, какое небо, что растет по берегам озера. Кто желает рассказать об этой картине?
-, возьми мою волшебную кисточку, она тебе в этом поможет.
- Я вижу лесное озеро, а в нем отражается лес и луна. Справа, вдоль берега, растет высокая трава, она пожелтела и кажется золотой. На высоком берегу стоят березы в ярко-оранжевых платьях, и темно- зеленые сосны. Вдалеке я вижу темный лес. Небо высокое и чистое, но уже темнеет. Художник изобразил поздний вечер.
- Давайте послушаем звуки этого вечернего леса (звуки, аудиозапись).
- Что вы услышали?
- Я услышал, как кричала сова. Я услышала сверчка.
- Ребята, моя волшебная кисточка поможет вам оказаться на осенней поляне. Пройдемте в круг. Вы узнали на картине разные деревья, а на разных деревьях разные листья. Давайте их вспомним и назовем.
- На березе- березовые; на клене- кленовые; на осине- осиновые; на дуб- дубовые; на ольхе- ольховые; на липе- липовые; на ясене- ясеневые; на каштане- каштановые; на рябине- рябиновые.
- Ребята, посмотрите, какие красивые яркие листья, давайте с ними поиграем.
-Ветер по лесу летал, ветер листики считал: вот дубовый, вот кленовый, вот рябиновый резной, вот с березки золотой, а последний лист с осинки, ветер бросил на тропинку. К ночи ветер-ветерок, рядом с листьями прилег: вот дубовый, вот кленовый, вот рябиновый резной, вот с березки золотой, а последний лист с осинки, тихо дремлет на тропинке.
-Ребята, смотрите, моя волшебная кисточка изменила свой цвет, она стала синей. Это говорит о том, что наступает другое время года. Давайте вернемся к экрану.
- Ребята, внимательно посмотрите на экран. Как называется эта картина и кто её автор.
- Эта картина называется «Зима», её автор Иван Иванович Шишкин.
- Рассмотрите внимательно эту картину, этот лес из елей. Это поможет вам ответить на мои вопросы.
-Какое время года изображено на картине?
-На картине изображена холодная зима.
-Что лежит на земле и на деревьях?
- На земле и на деревьях лежит пушистый снег.
-Какие деревья зимой?
-Деревья стоят голыми и кажутся замерзшими.
- Какое небо?
-Небо высокое и ясное.
-Какой воздух?
- Воздух морозный и чистый.
-Слышится ли что-то в лесу?
-В лесу тишина. Только иногда слышится, как упала с еловой лапы снежная шапка, да вдалеке стучится дятел.
-А я слышу щелканье клеста, который сидит на старой ели.
-Ребята, я сказала вам, что на картине Шишкина изображен лес из елей-ельник. А знаете ли вы, как называется лес из других пород деревьев сейчас я и проверю. Моим помощником в этом будет мяч. Давайте встанем.
Осиновый лес-осинник.
Березовая роща-березняк.
Ольховый лес - ольшаник.
Кедровый лес – кедровник.
Заросли дикой малины – малинник.
Сосновый бор – сосняк.
Липовый лес-липняк.
Рябиновые заросли – рябинник.
Дубовая роща – дубрава.
- Ребята, но я ведь не только художница, но еще и волшебница. Сейчас я взмахну волшебной кисточкой, и мы с вами перенесемся в уголок зимнего леса.
-Вы разглядели на картине «Зима», одинокого клеста. А каких еще зимующих птиц вы знаете (размещаем птиц)
- Сейчас я буду называть вам зимующих птиц, а вы определите, сколько в этом слове слогов при помощи хлопков.
- Ребята, но время не стоит на месте, и моя кисточка изменила свой цвет. Она стала зеленой. Давайте вернемся к экрану.
-Ребята, внимательно посмотрите на экран. Скажите, как называется эта картина и кто её автор.
- Эта картина называется «Март», её автор Грабарь.
-Рассмотрите внимательно эту картину, и опишите все, что вы видите: снег, небо, деревья. Постарайтесь использовать в своем рассказе как можно больше слов, отвечающих на вопрос, «какой»?.
-Кто нам расскажет об этой картине?
- Я вижу голубое небо. Все вокруг залито солнцем. На снегу голубые тени от деревьев. Снег тает. Он рыхлый и влажный. Уже появились большие проталины, расцвела мать-и-мачеха. У берез ветки кажутся розовыми потому, что деревья проснулись от зимнего сна и по ним движется сок.
- Ребята, какое настроение вызывает эта картина?
-Эта картина вызывает радостное и веселое настроение.
-Сейчас мы узнаем, какие запахи мы бы чувствовали, если бы оказались в этом весеннем лесу. Закройте глаза, сделайте глубокий вдох и почувствуйте, как воздух заполняет ваши легкие. Откройте глаза. Что вы почувствовали?
-Я почувствовал (а) запах тающего снега, запах мокрой земли, запах свежести.
-Да, ребята, вы почувствовали, чем пахнет ранняя весна. А теперь скажите, чтобы вы ощутили на своем лице, оказавшись на лесной поляне?
-Я бы ощутила на своем лице теплые солнечные лучи и легкий свежий ветерок.
-Ребята, а вы слышите эти звуки? Это волшебная кисточка зовет на солнечную поляну. Идите все ко мне, станем в круг. Сейчас, я дотронусь до каждого из вас волшебной кисточкой, и вы превратитесь в снеговиков. Пришла весна, солнце начинает пригревать. Вы начинаете слегка подтаивать. Вы таете и оседаете все ниже и ниже. Ложитесь на спину, руки за голову. Расслабьтесь, потянитесь всем телом. А теперь медленно садитесь, потянитесь. Встаньте на носочки, сделайте глубокий вдох и потянитесь все выше и выше. Опустите руки. Молодцы!
- Ребята, кисточка снова изменила свой цвет. Она стала красной. Значит, нам пора рассмотреть следующую картину.
-Ребята, внимательно посмотрите на экран. Скажите, как называется эта картина и кто ее автор.
-Эта картина называется «Дубы», ее автор Иван Иванович Шишкин.
- Рассмотрите внимательно эту картину. Расскажите, что на ней изображено. Постарайтесь использовать в своем рассказе как можно больше слов, отвечающих на вопрос, «какой?». Кто желает?
-На картине изображены могучие деревья. Я вижу их толстые стволы, крепкие ветки, густую листву. Листва зеленая и трава под дубом тоже зеленая. На переднем плане изображена цветущая сныть. А через ветки дубов видно чистое, голубое небо. Художник изобразил жаркий, летний день.
-Ребята, но у меня для вас есть еще одно задание. Это трафареты, которые вам помогут стать настоящими художниками изобразить свой пейзаж. Каждое время года можно соотнести с каким-то цветом. Какой цвет можно отнести к зиме? К весне? К лету? К осени? Рисовать вы будете поролоновыми тычками. Но сначала вспомним, как нужно ими рисовать, покажите в воздухе. Для этого выберите нужный цвет и аккуратно нанесите его на трафареты. Пройдемте за столы. Приступаем к работе.
- Ребята, какие красивые и яркие пейзажи у вас получились. Давайте сделаем из них выставку.
-Вам понравилось создавать свои пейзажи?
-Вот и подошла к концу наша встреча. Я узнала, что все вы ребята, были внимательны, можете описывать картины, знаете имена великих художников. Наши встречи с миром прекрасного будут продолжаться, и вы узнаете много нового и интересного. А на прощанье я хочу сделать для вас сюрприз: раз, два, три.
Вы картины поверните, что за ними посмотрите.
Вы как в сказке побывали, мир прекрасного узнали.
А теперь всей гурьбой, возвращаемся домой.