Людмила Александровна Носенко
Конспект занятия в логопедической группе «Уголок природы в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в логопедической группе по теме :
«Уголок природы в детском саду»
Тема: Употребление имен существительных с предлогами, обогащение речи словами-антонимами.
Публикация «Конспект занятия в логопедической группе „Уголок природы в детском саду“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Уголки и центры в группах
- Уголок природы и календарь наблюдений
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Коррекционно-образовательные цели. Расширение представлений об аквариумных рыбах, их внешнем виде, образе жизни, повадках. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме (животное, рыба, водоем, аквариум, малек, икра, охота, хищник, меченосец, гуппи, скалярии.
туловище, хвост, плавник, чешуя, жабры; прозрачный, хищный, зубастый, длинный, блестящий, усатый, полосатый, серебристый; ловить, охотиться, плавать, размножаться, питаться, затаиться). Совершенствование грамматического строя речи (употребление имен су-ществительных с предлогами, обогащение речи словами-антонимами). Совершенствование навыков звукового анализа. Совершенствование навыков чтения и «печатания» слов с пройденными буквами.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, общих речевых навыков, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование. Предметные картинки с изображением аквариумных рыбок.
Предварительная работа. Наблюдение за рыбками в аквариуме.
Ход занятия
1. Организационный момент. [Объявление темы занятия. Создание эмоционального фона. Развитие ручной моторики, координации движений. ]
Логопед. Сядет тот, кто скажет сколько рыбок изображено на картинке.
2. Рассматривание картины «Уголок природы в детском саду», беседа по ней. [Формирование представлений о комнатных растениях, аквариумных рыбах, расширение словаря по теме, обогащение речи словами-антонимами. Развитие диалогической речи. ]
Логопед. Мы с вами познакомились с жизнью аквариумных рыбок. Недавно вы побывали в 1 логопедической группе, у них большой аквариум. Каких аквариумных рыбок вы знаете?
Дети. Золотую рыбку, меченосца, гуппи, гурами, скалярию.
Логопед. Молодцы. Вот как много названий вспомнили!
Логопед помещает на доску картинки аквариумных рыбок.
Логопед. А вот эти рыбы живут в прудах, озерах, реках. Их называют пресноводными. Может быть, вы знаете некоторых из них? (логопед выставляет картинки пресноводных рыб)
Дети по очереди подходят к доске и показывают известных им рыб. Логопед показывает и называет всех остальных.
Логопед. Давайте рассмотрим рыб и поговорим о том, какие части тела у них есть. Подойдите к доске и покажите части тела разных рыб.
Дети подходят к доске и показывают у разных рыб туловище, голову, хвост, плавники.
Логопед. Обратите внимание на то, какой разной формы могут быть тело и голова рыбы, какие разные у рыб хвосты и плавники. У щуки длинная голова и длинное тело. А у леща?
Д е т и. У леща небольшая голова и широкое тело.
Логопед. У сома огромная голова и длинное толстое тело. А у ерша?
Д е т и. У ерша маленькая голова и небольшое широкое тело.
Логопед. У судака и ерша острые спинные плавники. А у сома?
Д е т и. У сома спинной плавник маленький и не острый.
Логопед. У щуки хвост большой. А у сома?
Д е т и. У сома хвост маленький.
Логопед. А еще посмотрите, какой разной чешуей покрыто тело рыб. У леща она крупная. А у судака?
Дети. Мелкая.
Логопед. А у сома вообще нет чешуи. Его тело покрыто толстой кожей. А еще у всех рыб есть жабры. Для чего они нужны?
Дети. Они нужны рыбам для того, чтобы дышать.
Логопед. А для чего рыбам плавники?
Дети. Плавники нужны для того, чтобы плавать.
Логопед. Верно. Мы с вами говорили в прошлом году, что слова плавники и плавать из одной семейки. На картинке видно, какие острые зубы у щуки. Щука — хищница. Она питается другими рыбами.
Сравнивание пресноводных и аквариумных руб.
3. Игра «Скажи наоборот»- употребление в речи антонимов.
Большой- маленький
Короткий- длинный
Толстый тонкий
Крупный- мелкий и т. д.
4. Рассказывание о пресноводных рыбах. [Развитие общих речевых навыков. ]
Логопед оставляет альбом на доске.
Логопед. А теперь расскажите стихи о пресноводных рыбах, которые вы выучили дома. Старайтесь говорить четко, правильно произносите звуки, помните о выразительности.
В пруду или озере, больше нигде,
В тихой, спокойной стоячей воде,
Где буйная зелень на дне разрослась, —
Вот именно там обитает карась.
В. Нищев
С длинным телом серебристым,
Обитает в речке быстрой.
Многим рыбам — страшный враг.
Догадался? Нет? Судак.
В. Нищев
.
Ерш колючий, конопатый,
Некрасивый и горбатый.
Но ушила без ерша
Вряд ли будет хороша.
Н. Нищева
.
Щука — хищница речная,
Щука всех в реке пугает.
Разевает щука пасть —
Страшно щуке в пасть попасть.
Н. Нищева
5. Работа по книжке-раскраске. [Развитие тонкой моторики. ] Логопед раздает детям книжки, ставит на стол контейнер с карандашами.
Логопед. Еще раз рассмотрите сома и окуньков на картине. Дорисуйте справа от сома еще одного окунька, а потом правильно раскрасьте рыб.
Дети выполняют задание. Логопед оценивает их работу. Можно не заканчивать раскрашивание картинки на занятии и сделать это в вечернее время.
6. Анализ слова сом. [Совершенствование навыков звукового анализа. ]
Логопед предлагает детям продолжить работу по книжке.
Логопед. А теперь давайте сделаем звуковой анализ слова сом. Сколько звуков в этом слове?
Дети. В этом слове три звука.
Логопед. Нарисуйте три кружка под изображением сома. Дети выполняют задание.
Логопед. Какой звук вы слышите первым? Расскажите о нем.
Д е ти. Это звук [с]. Он согласный твердый глухой.
Логопед. Каким цветом вы его обозначите?
Дети. Синим.
Дети раскрашивают первый кружок синим карандашом.
Логопед. Какой звук следует после него?
Дети. Звук [о[. Он гласный.
Логопед. Каким карандашом вы его раскрасите?
Дети. Красным.
Дети раскрашивают кружок красным карандашом.
Логопед. И какой звук последний в этом слове?
Дети. Твердый согласный звук [м].
Логопед. Каким цветом вы обозначите его?
Дети. Синим.
Дети раскрашивают третий кружок синим карандашом.
Логопед. Отлично. Закройте книжки.
Логопед убирает книжки и контейнер с карандашами.
7. Пальчиковая гимнастика «Рыбка». [Развитие тонкой моторики, координации речи с движением. ]
Логопед приглашает детей пройти на ковер и предлагает им сделать пальчиковую гимнастику.
Рыбка плавает в водице, Сложить ладони вместе и показать,
Рыбке весело играть. как плавает рыбка.
Рыбка, рыбка, озорница, Погрозить пальчиком.
Мы хотим тебя поймать. Медленно сблизить ладони.
Рыбка спинку изогнула. Снова показать, как плывет рыбка.
Крошку хлебную взяла. Сделать хватательное движение
двумя руками.
Рыбка хвостиком махнула, Снова показать, как плывет рыбка.
Рыбка быстро уплыла.
М. Клокова
8. Окончание занятия. [Опенка работы детей. ] Логопед предлагает детям вспомнить