Елена Проникова
Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности «Дифференциация мягкого и твердого звуков [в]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: научить воспитанников различать в речи звуки В и Вь.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Закрепить знания детей о характеристике звуков В - Вь по признаку твердости – мягкости;
- Упражнять в определении места звука в слове;
- Продолжать учить делить слова по слогам;
- Закреплять навыки звукового анализа и синтеза.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать фонематические процессы;
- Развивать артикуляционную, общую моторику, дыхание, голос;
- Развивать психические процессы: внимание, память, мышление;
- Развивать коммуникативную компетенцию;
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности „Дифференциация мягкого и твердого звуков [в]“» размещена в разделах
- Буквы В, Ф и звуки [В], [Ф]. Конспекты занятий
- Группы компенсирующей направленности
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2020
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности и сотрудничества;
- Формировать коммуникативную, деятельностную, информационную, здоровьесберегающую компетентности дошкольников;
- Формировать положительное отношение детей к педагогу и друг к другу.
Оборудование: презентация, методическое пособие «Цветик-семицветик»(дни недели, морские камешки, зеркала
Ход работы.
1. Организационный момент.
Логопед: Ребята, сегодня входным билетом в кабинет будет следующее задание: поделить заданное слово на слоги и ответить полным предложением, сколько слогов в слове.
(Слова по теме «Зима»: ветер, вьюга, снег, метель и т. д.)
Дети выполняют задание и проходят в кабинет. Встают полукругом.
Логопед: Ребята, какое у нас сейчас время года?
Дети: Зима
Логопед: Давайте вспомним стишок о зимних месяцах.
Дети рассказывают хором стишок и выполняют движения.
Декабрь, январь, февраль (загибают пальцы)
Проходят чередой (шагают указательным и средним пальцем)
С морозом (обнимают себя за плечи,
Со снежком (плавные движения кистями рук,
С Рождественской звездой (поднимают руки над головой, изображая пальцами звезду).
Логопед: Молодцы, ребята! А какой сегодня день недели?
Дети: Четверг
Логопед: Какой лепесток будем сегодня превращать?
Дети: Зеленый.
Логопед отрывает от «Цветика-семицветика» зеленый лепесток и вместе с детьми произносит слова:
Ты лети наш лепесток,
Как зелененький цветок!
Поднимайся быстро ввысь
И в четверг ты превратись!
Дети присаживаются за столы.
2. Введение в тему.
(Слайд 2) Логопед: Ребята, посмотрите на экран. Сегодня мы с вами познакомимся со звуками В и Вь. Большая мельница издает звук В-В-В, а маленький вентилятор вь-вь-вь.
(Слайд 3) Дайте, пожалуйста, характеристику этим звукам.
Дети: Звук В – согласный, твердый, звонкий, обозначается синим цветом, а Вь – согласный, мягкий, звонкий, обозначается зеленым цветом.
Логопед: Скажите, ребята, а в чем одинаковость этих звуков?
Дети: Они оба согласные и звонкие.
Логопед: А в чем различие?
Дети: В- твердый, а Вь – мягкий.
(Слайд 4) Логопед: В какие домики мы поместим звуки?
Дети: В- в синий, а Вь- в зеленый.
Логопед: Сейчас я буду называть разные звуки, а вы если услышите звук В выложите светлый камешек, а если Вь – темный.
Игра проводится сначала на звуках, затем на слогах и словах.
(Слайд 5) Логопед: Ребята, посмотрите на картинку и назовите мне сначала слова со звуком В, а затем со звуком Вь.
Ответы детей.
Логопед: Молодцы! А теперь взяли зеркала.
Проводится артикуляционная и дыхательная гимнастика.
(Слайд 6) Логопед: Ребята, по очереди называем картинку и определяем место звуков В или Вь в слове.
(Слайд 7) Логопед: Ребята, найдите лишнюю картинку и объясните свой выбор.
Ответы детей (сова лишняя, потому что звук В в середине слова, а у других – в начале).
Физкультминутка.
(Слайд 8) Игра «Живое слово».
Логопед: Давайте составим звуковую схему слова ВАТА. Дети по очереди называют звук в слове и дают ему характеристику. Логопед дает ребенку кружок нужного цвета. Когда все звуки названы, логопед говорит: «Живое слово выходи» и дети с кружками выходят к доске. Логопед с остальными детьми выясняет, сколько звуков в слове, сколько гласных, сколько согласных твердых звуков и т. д. Также проводится игра со словом ВЕНИК (слайд 9).
(Слайд 10) Логопед: Ребята, вы знаете, что звуки В и Вь обозначаются одной буквой В. На что она похожа?
Ответы детей.
Логопед: Давайте заучим стишок про букву В.
В взмывает в небеса,
Как на яхте паруса!
В какую сторону развиваются паруса?
Дети: влево.
(Слайд 11) Логопед: Давайте прочитаем слоги с буквой В.
Дети читают хором.
3. Рефлексия
Логопед: Ребята, вы большие молодцы! Что вам сегодня понравилось на занятии?
Ответы детей.
А выходным билетиком будет задание: придумать два слова со звуком В и со звуком Вь.
Дети по очереди называют слова и выходят из кабинета.