Ольга Гусева
Конспект занятия «В гости к матрешкам» в кружке «Родное слово» по обучению мордовскому языку
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «В гости к матрешкам»
Цель: Вызвать у детей интерес к родному краю, мордовскому народу, языку, стремление к общению на мордовском языке.
Задачи:
Образовательные:
- учить детей воспринимать и понимать мордовскую речь на слух;
- пополнить словарь детей за счет новых слов – шекшата, вирь;
- знакомить детей с традициями и обычаями мордовского народа;
Публикация «Конспект занятия „В гости к матрешкам“ в кружке „Родное слово“ по обучению мордовскому языку» размещена в разделах
- День родного языка. 21 февраля
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Мордовия
- Темочки
-способствовать накоплению мордовского словаря, формированию грамматического строя речи, навыков речевого общения.
Развивающие:
- развивать психические процессы;
- развивать у детей интерес к родному краю, мордовскому народу, языку развивать интерес к мордовскому народно-прикладному искусству;
- развивать эмоциональную отзывчивость детей, внимание, поддерживать активность, инициативность и самостоятельность в познавательной деятельности;
-развивать речь, мышление, память.
Воспитательные:
- вызвать у детей желание помочь матрешкам, кукле Татюше;
- воспитывать трудолюбие, желание добиваться результата, участвовать в общем деле.
Словарная работа : Мон саян кши, шекшата, вирь, монь лемем, няка и др.
Предварительная работа: рассматривание альбомов о Мордовии; чтение мордовских сказок; прослушивание мордовских народных песен; разучивание стихотворений; рассматривание иллюстраций с национальной одеждой: вышивка, узоры; чтение стихов, потешек, загадок, пословиц.
Материал и оборудование: игрушки - продукты питания (хлеб, яйцо, огурец, лук, яблоко, морковь, капуста, молоко, вода, картинки с изображением птиц, диких животных, кукла в национальном костюме, силуэты фартуков, заготовки из цветной бумаги, ножницы, клей, запись песни «Авкай молян мон вирев».
Методические приемы: сюрпризный момент - письмо, художественное слово, беседа, рассказ воспитателя, дыхательная гимнастика, игра, вопросы к детям, рефлексия.
Ход занятия:
Воспитатель-Шумбратадо,эйкакшт!
Дети - Шумбратадо!
В. - Эйкакшт, нам сегодня в детский сад пришло письмо. Давайте посмотрим от кого это письмо.
- Нас приглашают в гости мордовские матрешки. Они живут очень далеко, и нам предстоит долгий путь. В пути мы захотим пить и есть, поэтому я предлагаю взять с собой продукты.
На столе приготовлены игрушки - хлеб, яйцо, огурец, лук, яблоко, молоко, соль, вода.
Дети подходят, берут определенный продукт, называют его на мордовском языке и кладут в корзину, проговаривая фразу:
Д. «Мон саян кши», «Мон саян куяр» и т. д.
В. Эйкакшт, продуктами мы запаслись, теперь пора и в дорогу.
- Как надо сказать по-мордовски «Счастливого пути!».
Д. Паро ки ланго!
(Дети идут и подходят к лесу. Картины с изображениями диких животных, птиц. На пенечке сидит кукла в национальном мордовском костюме.)
Д. Шумбрачи, няка.
- Шумбратодо, эйкакшт.
Д. - Кода тонь леметь? (Как тебя зовут)
-Монь лемем Татюша.
Кукла знакомится с детьми, спрашивает, как их зовут.
Д. Кода тонь леметь?
Д Монь лемем Ваня и т. д.
В. - Татюша, что ты такая грустная?
-Я заблудилась.
В. Ребята, давайте мы для нее расскажем потешки, чтобы она развеселилась.
Дети рассказывают потешку на мордовском языке. «Ай, Таняня,Таняня» Ай,Таняня,Таняня
Сатиновой паляня,
Таня моли пандова
Материянь кандомо.
Танянь пильгесь пупордясь
Материясь кукордясь.
В. Ребята, посмотрите, как развеселилась Татюша. Давайте мы ее возьмем в гости к матрешкам.
(Заходим в «лес», слышно пение птиц.)
В. Эйкакшт, куда мы пришли?
Д. В лес-вирьс
В. Эйкакшт, посмотрите, сколько птиц в лесу! Каких птиц вы знаете? Назовите.
(Ответы детей)
В. А кто вспомнит и прочитает потешку про птицу – сороку, на мордовском языке?
(Чтение потешки «А сезяка,сезяка»)
В. Я хочу познакомить вас еще с одной птичкой. Эта птичка – дятел, по-мордовски – «шекшата». Она тоже встречается в наших краях, но мы ее редко видим, т. к. она живет в лесах.
Беседа про дятла.
В- Вот мы с вами узнали еще одно слово на мордовском языке. «Шекшата» - это дятел. Повторите это слово за мной.
(Дети проговаривают слово).
В. Хорошо в лесу! Давайте сделаем физкультминутку на свежем воздухе.
Истя вирев минь мольтяно.
Истя пангт минь кочксетяно.
Истя умарть чукатано.
Истя сынст минь пурнатано.
В. Посмотрите, в лесу много зверей. Татюша, дети знают, как они называются по-мордовски.
Дети называют – сеель, овто, ривезь, нумоло, ур, верьгиз.
В. Эйкакшт, пойдем дальше, а то матрешки, наверное, заждались.
В. Вот мы дошли до домика, где живут матрешки.
Д. Шумбратадо, Матрешкат!
- Шумбрачи, тенк!
- Ребята, давайте посчитаем их на мордовском языке
Д. Вейке, кавто, колмо, ниле, вете.
В-Эйкакшт, пока вы их считали, они мне нашептали на ушко, что у них износились фартуки и они стали некрасивыми. Матрешки хотят, чтобы вы им подарили фартуки, украшенные мордовским узором.
Дети подходят к столам.
В. - Какие элементы мордовской росписи вы знаете?
В. - Какие цвета используются в мордовском узоре?
Самостоятельная работа детей. Они вырезают элементы узора из цветной бумаги и наклеивают, на силуэт.
В. Посмотрите, какие красивые фартуки у вас получились. Давайте их подарим матрешкам.
В. Вастомазонок, эйкакшт.
Д. Вастомазонок.