Елена Бычкова
Конспект занятия «Удивительные превращения Уголька»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с основным добывающим полезным ископаемым в Верхнебуреинском районе – углём.
Задачи:
1. Познакомить детей со свойствами каменного угля исследуя, с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности, используя модели (имеет чёрный или бурый цвет, твёрдый, от удара рассыпается на куски, пачкается, бугристый, как дерево, тяжёлый, тонет в воде, не растворяется в воде и ни в какой из жидкостей).
2. Дать представления о происхождении каменного угля.
3. Показать значимость добычи угля для человечества, его использование в жизни человека.
Публикация «Конспект занятия „Удивительные превращения Уголька“» размещена в разделах
4. Показать в изобразительной деятельности свойства древесного угля (оставлять след).
Материалы к занятию : мягкая игрушка «Уголек», загадка про уголь, подносы с каменным углём на каждого ребёнка, лупы, стаканчики с водой и палочки (по количеству детей, молоток, влажные и сухие салфетки, модели, древесный уголь для рисования, листы бумаги, музыкальная заставка сопровождающая появление «Уголька» (песенка Знайки).
Подготовка к занятию : беседы на тему «Полезные ископаемые», «Что находится внутри шахты»; чтение произведений художественной литературы о неживой природе; загадывание загадок.
Используемая литература: Дитрих А. К., Юрмин Г. А., Кошурникова Р. В. «Почемучка», «В союзе с природой» Л. И. Грехова.
Ход занятия.
Деятельность воспитателя Деятельность детей
Вводная беседа
Рассказ воспитателя
В одной сказочной стране жил-был гном. Обычный гном. Он был маленького роста, с длинной бородой и в колпаке. По утрам гном очень долго рассматривал толстую книгу о камнях. Она была составлена его предками. Несколько поколений гномов работали в рудниках и находили драгоценные и полудрагоценные камни, а затем описывали их в книге. Гном очень гордился ей. Это была фамильная ценность. Все камни ему были знакомы, кроме одного, черного золота - черного угловатого, ничем неприметного камня. Гном надеялся, что ему когда-нибудь удастся узнать тайну этого камня. Давайте и мы с вами заглянем в мир этого камня.
Вносит поднос с каменным углем
-Почему уголь называют полезным ископаемым?
Ответить на эти вопросы поможет нам наш друг «Уголек», (музыкальная заставка) приветствует детей, вовлекает в знакомый диалог:
«Уголек» Дети
"Поговорим? О чём?
О всяком и о прочем.
О том, что хорошо и хорошо не очень.
Чего-то знаю я, а что-то нам известно.
Поговорим? Поговорим!
Нам будет интересно!"
Уголек предлагает для начала исследовать свойства угля.
Слушают сказку. Высказывают предположения детей.
Основная часть (опытническая деятельность)
-Давайте вместе пройдем в нашу лабораторию, где все имеется для исследования свойств каменного угля. Прежде, давайте вспомним правила совместной деятельности.
- Посмотрите, что у вас на столе, это то, что нам нужно для проведения опытов.
рассмотрим эти вещества.
- Какого цвета уголь? (он чёрный). В работе нам будут помогать модели, вот первая модель.
- Уголь твёрдый или мягкий? Он мягкий. Как вы поняли, что каменный уголь твёрдый?
- Пробовали надавить на него или сжать в руке (модель выставить).
-Как вы думаете, каменный уголь прочный?
-Как вы думаете, почему уголь называют каменным?
-Как вы поняли, что каменный уголь твёрдый?
Давайте проверим. Я ударю по нему молотком, а вы смотрите, что произойдёт (ударяет по куску каменного угля молотком - он твердый, но не прочный, рассыпался на несколько мелких кусочков хрупкий).
-Посмотрите на свои руки, что можно сказать про уголь? Он пачкается. Работать дружно,
Быть внимательными друг к другу, помогать товарищу, доброжелательно относиться друг к другу
Дают ответы на вопросы, вдвигают предположения.
Уголь чёрный, он твёрдый, но при ударе рассыпается на мелкие куски, он пачкается, он бугристый как дерево, уголь тяжёлый. Выставляют модели.
-Как вы думаете, что произойдёт, если мы опустим каменный уголь в воду?
- Давайте опустим его в стакан с водой. Что происходит (появляются пузырьки). Во всех камнях есть воздух, в пористых его больше. При опускании в воду воздух вытесняется ею - появляются пузырьки. Уголь утонул. Воспитатель. Почему?
Он тяжёлый (выставить модель).
- Как вы думаете, он растворяется или нет? Как это можно проверить? (помешать воду палочкой).
- Меняет ли цвет вода? Так растворяется уголь или нет? (Не растворяется).
-Запомните, каменный уголь не растворяется ни в одной из жидкостей.
- Какой вывод мы можем сделать на основе проделанных опытов? Выдвигают предположения, делают выводы.
Не растворяется в воде и других жидкостях. Помещают модель «Не растворяется», «Тяжелый».
Возьмите лупу и рассмотрите уголь. Что вы видите, он слоистый и это свойство объясняется его происхождением. Рассматривают структуру камня.
Обозначают моделью «слоистый»
Дидактическая игра «Я начну, а ты продолжи.»
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним свойства каменного угля, с использованием наших моделей.
Дети продолжают фразу
«Каменный уголь… черного цвета, матовый, твердый, шершавый, без запаха, по весу тяжелый, тонет в воде, но не растворяется, если ударить по нему молотком, то рассыпается, значит он хрупкий, пачкается.»
Просмотр видеофильма с пояснением «Образование угля»
Каменный уголь – это не просто камень, это полезное ископаемое растительного происхождения. Уголь образуется в недрах Земли из остатков древних растений, которые росли на болотах. В таких болотах преобладали быстрорастущие тростники и папоротники гигантских размеров. Со временем они отмирали и падали в болото. Это спасало их от гниения. Бактерии перерабатывали некоторые части деревьев, превращая, их в газ, который улетучивался. Оставалась черная масса, состоящая в основном из углерода. В дальнейшем она превращалась в пласт угля. Таким образом, создавались слои угля, разделенные между собой илом и песком, со временем затвердевшими.
Такие пласты угля были обнаружены и у нас в Верхнебуреинском районе. Просмотр видеофильма «Образование угля»
Рассказ с опорой на наглядность, история развития Ургальской шахты.
Поселка Чегдомын еще не было, а стоял густой лес. Экспедиция геологов (люди которые занимаются поиском полезных ископаемых, проводила исследования и обнаружила залежи угля, которые были так важны для нашей страны. Василий Захарович Скороход. Именно он установил, что ургальские земли хранят примерно 15 миллиардов тонн угля. И началось строительство шахты для добычи угля, со всей страны приехали люди для работы в шахте. Как называются люди, которые добывают уголь? (шахтеры) так появился наш шахтерский поселок Чегдомын, уголь у нас добывают для всего нашего края и даже возят за границу в Китай. Просмотр презентации
Как, по-вашему, люди используют уголь?
(Уточнение и обобщение ответов детей).
Воспитатель: всем известно, что дерево хорошо горит. Это объясняет важное свойство угля - горючесть. При горении он дает много тепла. Кроме того, из него получают краски, пластмассы и другие ценные материалы. Уголь используется для плавки металлов, а значит, для производства машин и механизмов. Из него делают даже горючее, чтобы эти машины двигались. Уголь ничем не пахнет, и его применяют при изготовлении духов и сиропа для конфет и пирожных. Делают из угля и прочные нити, и удобрения, и лекарства, и разноцветные краски, и самое лучшее стекло. Высказывания детей
Изобразительная деятельность
- Мы с вами, когда знакомились со свойствами угля отметили, что уголь пачкается, так вот это свойство угля, оставлять след на листе, использовали и художники в своем творчестве. Они создавали великолепные картины с помощью кусочков угля, уголь при надавливании оставляет след на бумаге.
Показ картины, нарисованной углем.
- Предлагаю и вам порисовать угольными карандашиками.
А кто захочет подарит свой рисунок нашему гостю, «Угольку».
Рисуют древесным углем картины
Подведение итогов
- Так теперь мы можем ответить на вопрос, почему уголь называют полезным ископаемым?
- Вот почему уголь называют полезным ископаемым.
Ископаемые - потому что эти богатства нужно искать и выкапывать из земли, а полезные - потому что они приносят большую пользу людям.
Рефлексия
Воспитатель: Каменный уголь – это не простой камень, это полезное ископаемое растительного происхождения. Его основу составляют остатки погибших древних растений, которые разлагаются, гниют и превращаются в рыхлый торф, а из него через много-много лет образуется каменный уголь. Как добывают уголь и люди, какой профессии добывают уголь мы узнаем на следующей встрече?
- Кому хотелось бы еще узнать нового интересного о камнях? Похлопайте в ладошки.
«Уголек» прощается с детьми. Дети, хлопая в ладоши выражают свое положительное отношение к встрече. Дарят рисунки Угольку.