Евгения Лежнива
Конспект занятия-тренинга по эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста «Мы дружные ребята»
Конспект коррекционно-развивающего занятия-тренинга по эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста
«Мы дружные ребята»
Цель: преодоление агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста и введение ребенка в сложный мир человеческих эмоций.
Задачи:
• оптимизация общения ребенка со сверстниками: выработка механизмов эмпатии, умения считаться с другими, умения выходить из конфликтных ситуаций;
• создание положительного эмоционального фона в различных видах деятельности;
• снятие эмоционального напряжения во взаимодействии между детьми;
Публикация «Конспект занятия-тренинга по эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста „Мы дружные ребята“» размещена в разделах
- Дружба. Учимся дружить
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
• обучение способам регуляции эмоциональных состояний;
• формирование адекватной самооценки.
Материал: иллюстрации к рассказу В. Осеевой «Отомстила» (Приложение 1, карточки-пиктограммы с изображением эмоций (Приложение 2, воздушные шарики – 2 шт. для педагога-психолога и шары на каждого ребенка, фломастеры, маркеры, «волшебная палочка», магнитофон.
Музыкальное сопровождение: спокойная музыка, музыка «Колыбельная».
Ход коррекционно-развивающего занятия
1. Упражнение-приветствие «Ласковое имя»
Цель: Формирование интереса детей к занятию, вхождение детей в новую ситуацию, коллектив.
Инструкция:
Педагог-психолог: Здравствуйте, ребята! Я рада встрече с вами! Встаньте в круг.
«Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг!
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся».
Ребята, вспомните, как ласково зовут дома. Мы будем бросать друг другу мячик. Тот, к кому мячик попадет, называет свое ласковое имя. (Когда все дети назовут свои ласковые имена, мячик направляется в обратную сторону и дети выполняют следующее задание.) Теперь каждому из вас нужно произнести ласковое имя своего соседа.
Молодцы! Вижу, у всех вас хорошее настроение, а значит, наша сегодняшняя встреча пройдет успешно.
2. Чтение и обсуждение рассказа «Отомстила» (В. Осеева)
Цели: Формирование умения определять эмоциональное состояние человека в конфликтной ситуации; формирование осознанного понимания нравственного смысла художественного произведения.
Инструкция: Педагог-психолог читает рассказ «Отомстила» В. Осеевой.
Катя подошла к своему столу — и ахнула: ящик был выдвинут, новые краски разбросаны, кисточки перепачканы, на столе стояли лужицы бурой воды.
— Алёшка! — закричала Катя. — Алёшка! — И, закрыв лицо руками, громко заплакала.
Алёша просунул в дверь круглую голову. Щёки и нос у него были перепачканы красками.
— Ничего я тебе не сделал! — быстро сказал он.
Катя бросилась на него с кулаками, но братишка исчез за дверью и через раскрытое окно прыгнул в сад.
— Я тебе отомщу! — кричала со слезами Катя.
Алёша, как обезьянка, вскарабкался на дерево и, свесившись с нижней ветки, показал сестре нос.
— Заплакала! Из-за каких-то красок заплакала!
— Ты у меня тоже заплачешь! — кричала Катя. — Ещё как заплачешь!
— Это я-то заплачу? — Алёша засмеялся и стал быстро карабкаться вверх. — А ты сначала поймай меня.
Вдруг он оступился и повис, ухватившись за тонкую ветку. Ветка хрустнула и обломилась. Алёша упал.
Катя бегом бросилась в сад. Она сразу забыла свои испорченные краски и ссору с братом.
— Алёша! — кричала она. — Алёша!
Братишка сидел на земле и, загораживая руками голову, испуганно смотрел на неё.
—Встань! Встань!
Но Алёша втянул голову в плечи и зажмурился.
— Не можешь? — испуганно спрашивала Катя, ощупывая Алёшины коленки.
— Держись за меня.
Она обняла братишку за плечи и осторожно поставила его на ноги.
— Больно тебе?
Алёша мотнул головой и вдруг заплакал.
— Что, не можешь стоять? — спросила Катя. Алёша ещё громче заплакал и прижался к сестре.
— Я никогда больше не буду трогать твои краски. никогда. никогда. не буду!
Обсуждение:
• Из-за чего Катя обиделась на Алешу?
• Что чувствовала Катя, когда увидела разбросанные краски, грязные кисточки? Найдите карточку с изображением этого состояния.
• Как Катя стала проявлять свое недовольство?
• Что почувствовала Алеша, когда Катя стала плакать и угрожать Алеше? Найдите карточку с изображением этого состояния.
• Что сделал Алеша?
• К чему привело желание Кати отомстить брату?
• Что почувствовала Катя, когда Алеша упал с дерева? Найдите карточку с изображением этого состояния.
• Изменились ли чувства Кати к Алеше?
• Кто виноват в этой истории?
• Чему учит этот рассказ?
• А как бы вы поступили в этой ситуации на месте Кати? Алеши?
3. Упражнение «Рассерженные шарики»
Цель: обучение адекватным способам выражения собственных чувств.
Инструкция: Педагог-психолог показывает детям сдутый шарик, объясняя, что этот шарик-человек. Человек спокоен, поэтому шарик сдут. Но вот он поссорился. Шарик надулся, в нем скопилась обида, зло, разочарование. Вопрос детям: «Может ли человек, который переживает свою обиду, раздражение, оставаться спокойным и нормально рассуждать? Если дальше надувать шарик, что с ним случится?». Педагог-психолог предлагает кому-нибудь прыгнуть на шарик, чтобы он взорвался. Вопросы: «Может ли такой способ выражения гнева быть безопасным? Если нет, то почему?».
Здесь необходимо объяснить детям, что если шарик-это человек, то взрыв может означать какой-либо агрессивный поступок, например нападение на другого человека.
Далее педагог-психолог надувает второй шарик и предлагает детям впустить из него немного воздуха. Обращает внимание на то, что шарик уменьшился. Вопросы: «Взорвался ли он, когда мы выпускали из него воздух? Можно ли такой способ выражения чувства гнева считать более безопасным? Остался ли шарик целым?».
4. Упражнение «Владение своими чувствами»
Цель: учить владеть своими чувствами и устранять конфликты.
Инструкция: Педагог-психолог поясняет секрет: «Если произошла ссора или в душе бушует буря злости и гнева, то необходимо свое внимание перевести на что-нибудь другое, то есть «остыть». Далее с помощью упражнений дети тренируются владеть своими чувствами.
Педагог-психолог показывает детям некоторые простейшие способы владения своими чувствами, рассказывает сказку, дает три сказочных совета, которые помогли Ивану. «Перво–наперво, когда сильное чувство приходит, встань обеими ногами на мать сыру землю. Встань и пяткой, и всеми пальцами, чтобы земля силу дала. Второй – когда землю почувствовал, осмотрись вокруг и пока что-нибудь маленькое не найдешь – муравья, комара, муху или цветочек махонький – чувство наружу не выпускай. Третий – вдохни глубоко-глубоко полной грудью и тихонечко выдохни так, чтобы сам своего выдоха не услышал. Когда три совета выполнишь, то сразу поймешь, что надо делать – смеяться или плакать, кулаками махать или вести спокойный разговор».
6. Упражнение: «Рисуем свои эмоции на воздушных шарах»
Цель: Снятие напряжения. Выражение осознания своего эмоционального состояния.
Инструкция: Под спокойную музыку детям предлагается нарисовать свои эмоции на воздушных шарах. Для этого необходимо использовать фломастеры или маркеры. После того, когда все дети закончат выполнение задания, психолог ведет обсуждение рисунков.
7. Упражнение-релаксация «Фея сна»
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Инструкция: Дети сидят на стульях, стоящих по кругу на достаточно большом расстоянии друг от друга. Звучит «Колыбельная». К детям подходит девочка с тоненькой палочкой в руке – это фея (если мальчик, то волшебник). Фея касается плеча одного из детей палочкой, тот засыпает (наклоняет голову и закрывает глаза, фея обходит всех детей, касаясь их волшебной палочкой… фея смотрит на них: все спят, она улыбается и уходит. Затем психолог говорит: «Доброе утро!» и все просыпаются.
8. Рефлексия
Инструкция: Детям предлагается, передавая шарик по кругу, рассказать, что узнали и чему научились на занятии.
Список использованной литературы
1. Елизарова О. Ю. Учимся решать конфликты//Справочник педагога-психолога. 2016. № 3.
1. Крюкова С. В., Донскова Н. И. Удивляюсь, злюсь, боюсь… Программы психологической работы с дошкольниками. М. :Генезис. 2014.
2. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М. : Генезис, 2000. 192 с.
3. Широкова Г. А. Практикум для детского психолога. Ростов н/Д: Феникс, 2010. 314 с.