Татьяна Стрельцова
Конспект занятия средняя группа «Тайны воздуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательное занятие в средней группе «Тайны воздуха».
Цель: познакомить детей с воздухом и его свойствами
Задачи:
• формировать у детей представления о воздухе как природной среде;
• показать при помощи простых опытов, что воздух есть везде, он подвижен, невидим, но может иметь запах;
Публикация «Конспект занятия средняя группа „Тайны воздуха“» размещена в разделах
• дать понятие о том, что чистый свежий воздух нужен для всего живого на Земле;
• учить рассуждать, проявлять познавательную активность, высказывать свои суждения и слушать мнения товарищей;
• развивать связную речь (учить находить слова, характеризующие свойства воздуха : невидимый, прозрачный, чистый, тёплый, холодный и т. д.);
• развивать умение показывать эмоции (грусть и радость, используя их внешние проявления;
• развивать фантазию, любознательность;
• формировать бережное отношение к окружающему миру.
Оборудование:
Воздушные шарики, спица, бумажные салфетки (по количеству детей, воздушный шарик образно раскрашенный, полиэтиленовые пакеты (по количеству детей, перышки, картины «Что очищает воздух», «Что загрязняет воздух», макет лаборатории, одноразовые стаканчики с трубочками (по количеству детей, таз с водой, кораблики, веер (по количеству детей, халаты лаборантов (по количеству детей, эмблемы (по количеству детей, мыльные пузыри.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам выступить в роли ученых и заняться исследованиями. А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не сможем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас.
Дети: воздух
Воспитатель: Правильно, это воздух! А чтобы исследовать воздух мы отправимся в нашу лабораторию, где будем делать опыты, как настоящие ученые. (Дети надевают халаты и проходят к лаборатории)
Воспитатель: Ребята, как жарко и душно в лаборатории, даже как-то трудно дышать. А как вы думаете, что нужно сделать, чтобы стало прохладно, появился свежий воздух?
Дети: Нужно открыть окно.
Воспитатель открывает окно.
Воспитатель: Ребята, смотрите, к нам прилетел шарик Летунчик! Посмотрите, какой он красивый и весёлый. Он прилетел к нам в гости не один, а со своими друзьями. А вот с кем он дружит, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Круглые, лёгкие, разноцветные.
Взлетают высоко, и догнать их нелегко!
Дети: Это-шарики!
Воспитатель: Летунчик и его друзья очень любят играть. А вы хотите с ними поиграть?
Дети отвечают.
Проводятся игры «Кто выше всех подбросит шарик?»
Воспитатель Шарик лёгкий или тяжёлый? Вам нравится, как он летает?
Дети отвечают.
Воспитатель А кто из вас, ребята, знает как можно называть эти весёлые шарики одним словом?
Дети: воздушные.
Воспитатель: Кто знает, почему шарики так называются? Что у них внутри?
(Дети отвечают)
Воспитатель Правильно, воздух! Шарик Летунчик хочет, чтобы мы сегодня поговорили не просто о воздухе, а о его тайнах! Садись, Летунчик, внимательно смотри и слушай, о чём мы с ребятами будем говорить. Знаете, как говорят про воздух? Глазами не увидишь, руками не возьмёшь, но куда ни пойдёшь, ты везде его найдёшь. Воздух есть везде, он всегда вокруг нас (Показывает рукой) Вот тут, тут и там, во всей нашей группе. А почему мы не видим воздух?
(Дети отвечают)
Воспитатель Потому что он бесцветный, прозрачный! Послушайте, ребята, а может, мы с вами ошибаемся, может быть, нет никакого воздуха? Мы же его не видим и потрогать не можем!
Давайте всё проверим!
Опыт 1
Воспитатель: Посмотрите что у меня в руках?
Дети: Пакет.
Воспитатель: Какой он?
Дети: Прозрачный.
Воспитатель: А в нём есть что-нибудь?
(Дети отвечают)
Воспитатель: Значить, он пустой. Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Смотрите внимательно, что я сейчас сделаю. (Воспитатель набирает в пакет воздух и завязывает пакет).
Воспитатель: Давайте дотронемся до пакета, какой он?
Дети: Твёрдый, упругий, полный.
Воспитатель: на что похож пакет?
Дети: на подушку и т. д.
Воспитатель: Что же наполняет пакет?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Ребята, а Летунчик не верит, что в пакетах воздух. Докажем ему?
Воспитатель: все вместе наберем в пакеты воздух. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети: В нём нет воздуха.
Воспитатель: Доказали мы тебе, Летунчик, что воздух прозрачный, невидимый, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его.
Воспитатель: Вот вам и первая тайна воздуха. Действительно, воздух нельзя увидеть, потому что он прозрачный и бесцветный.
Ребята, а как вы думаете, воздух может двигаться? Давайте проверим.
Опыт 2
Воспитатель: Возьмите веера и помашите ими перед своим лицом и на друг друга. Что вы почувствовали?
Дети: ветерок
Воспитатель: Вот вам и вторая тайна воздуха. Действительно, воздух нельзя увидеть, но можно почувствовать.
Опыт 3
Воспитатель: Теперь возьмите в руки бумажные салфетки и подуйте на них. Что вы видите?
Дети: Салфетки двигаются.
Воспитатель: А сейчас откуда появился воздух?
Дети: Из наших ротиков.
Воспитатель: Вот и третья тайна : воздух может двигаться, и находится он везде, даже внутри нас.
Воспитатель: Мы с вами дышим воздухом, а кто ещё дышит им?
(Дети отвечают)
Воспитатель: Как вы думаете, что было бы, если б воздух исчез?
Дети отвечают.
Воспитатель: Запомните! Воздух очень важен для всех жителей Земли.
Хотите узнать следующую тайну воздуха?
(Дети отвечают)
Опыт 4.
Воспитатель: Представьте, что ваши ручки замёрзли, и вам их нужно быстро согреть. А теперь подышите на ладони, погрейте их. Какой воздух подул на ручки?
Дети: Тёплый.
Воспитатель: А теперь представьте, что у вас на руках ранка, и вам её помазали зелёнкой. Подуйте на ладошку, чтобы было не так больно. А сейчас какой воздух дул на ранку?
Дети: Холодный.
Воспитатель: Значить, четвертая тайна воздуха – он может быть холодным и тёплым, а иногда и горячим.
Воспитатель: Ребята, а ещё воздух может двигать предметы!
Опыт 5.
Воспитатель: Посмотрите, что у меня лежит на подносе.
Дети: Пёрышки.
Воспитатель: Давайте встанем так, чтобы всем было удобно, и подуем на пёрышки. Что с ними произошло? Почему?
(Дети отвечают)
Воспитатель: А ещё воздух может вместе с ветром надувать паруса, раскачивать деревья, крутить крылья мельницы и т. д.
Опыт 6 .
Воспитатель: Посмотрите, что у меня в тазу.
Дети: вода
Воспитатель: Поверхность воды ровная, гладкая. Вот сейчас я подую на воду. (Дует) Что вы видите?
Дети отвечают.
Воспитатель: Как вы думаете, а почему появились волны?
Дети отвечают.
Воспитатель: Давайте все вместе подуем на воду. (Дуют.) Что сейчас у нас получилось?
Дети отвечают.
Воспитатель: А где вы видели волны?
Дети: На море и т. д.
Воспитатель: Смотрите, у нас в воде, прямо как на море, появился кораблик. Давайте снова подуем, чтобы кораблик смог плыть. (Дуют).
Воспитатель: Вот мы с вами узнали ещё одну тайну воздуха – он двигает предметы и поднимает на море волны.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, воздух и ветер для нас с вами друзья или враги?
(Дети отвечают)
Воспитатель: Послушайте сейчас аудиозапись сильного ветра и звон стекла.
Это друг или враг? Почему?
(Дети отвечают)
Физкультминутка
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам сейчас расположиться на ковре и представить, что вы–воздушные шарики.
Сейчас вы не надутые шарики, с грустными лицами. Чтобы вы не грустили и развеселились, я буду вас надувать! А вы будете потихоньку подниматься, улыбаться и даже подпрыгивать!
Мой шарик надувной,
Ты весёлый, озорной!
Не послушный ты мой!
Вот и лопнул ты! Ой!
Ш-ш-ш-ш-ш-ш.
(Дети садятся на ковер)
Воспитатель: Ребята, внутри Летунчика воздух есть. А вот интересно, а внутри человека есть воздух? Как вы думаете? Давайте проверим?
Опыт 7
Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?
Дети: Выходят пузырьки.
Воспитатель: Вот видите! Значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как рад Летунчик, как ему у нас весело. Он очень доволен, что попал в гости именно к нам и узнал много нового и интересного о воздухе.
Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами повторим тайны воздуха.
(Дети подходят к мольберту, где на картинках изображены свойства воздуха)
Дети:
• Воздух окружает нас повсюду.
• Воздух прозрачный, мы его не видим
• Воздухом дышат люди, животные и растения.
• Воздух может двигаться.
• Воздух может быть тёплым и холодным.
• Воздух передвигает предметы
Воспитатель: А ещё воздух может загрязняться и очищаться. Чем люди загрязняют воздух? (дети это фабрики, заводы, машины и даже сигареты)
Воспитатель: что нужно делать, чтобы воздух был чистым.
Дети: Сажать деревья, цветы.
Воспитатель: Ребята, Летунчик прощается с нами и нашими гостями, дарит нам семена цветов. Мы посеем семена, вырастут цветы и воздух будет чище. А ещё Летунчик на прощанье хочет узнать, какие ещё пузырьки можно пускать?
Дети: Мыльные
Воспитатель: За то что вы сегодня были хорошими лаборантами, Летунчик оставляет на память о себе мыльные пузыри, чтобы у вас всегда было хорошее настроение. Вот такое, как сейчас!
Дети пускают мыльные пузыри.