Гульнара Аллабердина
Конспект занятия «Составление рассказа по картине Петровой Т. «Отлет птиц» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия «Составление рассказа по картине Петровой Т. «Отлет птиц» (для детей старшей группы)
Задачи: образовательные – обучать составлять рассказ по картине; расширять знания детей об изобразительном искусстве;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Птицы. Составление рассказов, описание
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2019
развивающие – уточнить словарь по темам: «поздняя осень», «перелетные птицы : насекомоядные и водоплавающие», развивать связную речь; совершенствовать грамматический строй речи; развивать художественное восприятие произведения посредством стихотворения А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…», развивать логическое мышление, зрительное внимание, творческое воображение;
воспитательная – формировать бережное отношение к природе, ее значение для человека.
Ход занятия:
(В зал входят дети).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня на занятии гостей. Давайте повернемся к ним и поздороваемся с ними.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Молодцы, садитесь на свои места, начнем занятие.
(В группу влетает Карлсон и что-то держит в руках).
Карлсон: Здравствуйте, ребята. Я сегодня очень доволен. Я узнал, что я птица! Потому что умею летать!
(Дети смеются).
В: Ребята, Карлсон прав? Действительно ли он птица?
Д: Нет.
В: А кого мы называем птицами?
Д: Птицы – это животные, у которых есть клюв, крылья и все тело покрыто перьями.
В: Да, Карлсон, дети правы. Ты маленький сказочный человечек, а у птиц есть крылья, клюв и все тело покрыто перьями.
К: Ну, я так совсем не играю. Скорее дайте мне конфетку, чтобы я успокоился.
В: Карлсон, а что ты держишь в руках? Что ты нам принес?
К: Я принес свою любимую картину. Отгадайте, кто нарисован на ней? Даю подсказку: эти птицы целыми днями в работе они питаются рыбой, лягушками, ягодами и семенами. Осенью им не хватает корма, поэтому они улетают в теплые края, собираясь в стаи. Какие это птицы?
Д: Это водоплавающие птицы.
В: Угадали. Скажите, где живут эти птицы?
Д: на болотах, у озер, у рек.
В: Карлсон, что же ты грустишь?
К: Когда я летаю в гости друзья меня просят рассказать что нарисовано на картине – а я не умею. Научите меня, пожалуйста, согласны?
В: Ребята, поможем Карлсону?
Д: Поможем.
(В-ль снимает лист с картины и прикрепляет на мольберт и объявляет название картины «Отлет птиц» художник Т. П. Петрова).
В: Какое время года изображено на картине?
Д: Поздняя осень.
В: Какие краски использовал художник для того, чтобы изобразить позднюю осень?
Д: Холодные краски.
В: Какие птицы улетают первыми в теплые края?
Д: Насекомоядные: ласточки, стрижи, скворцы, грачи.
В: А последними?
Д: Водоплавающие: утки, гуси, лебеди, журавли, цапли, аисты.
В: А почему?
Д: Пока водоемы не покрыты льдом, они не улетают.
В: Как вы думаете, где художник мог нарисовать эту картину?
Д: В лесу, у озера, у болота.
В: Какое стихотворение, которое мы учили ранее подходит для этой картины? Прочитайте его.
(Ребенок читает стихотворение А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…».
К: Ой, что-то я засиделся, давайте поиграем. Предлагаю игру «Воздушная тренировка».
(Дети встают в круг и слушают голоса птиц).
В: Я буду вожаком стаи – это самая сильная и умная птица. Когда птицы летят, то в полете вытягивают шею. Это очень красиво. Вытяните шейки и следите за движением моих рук – крыльев.
( Дети бегут на носочках за воспитателем и выполняют разные движения руками: вверх, вниз, назад, в стороны).
В: Молодцы, ребята, а теперь продолжаем работу по картине. Давайте рассмотрим картину повнимательней. Что вы видите на переднем плане?
Д: На переднем плане мы видим стаю лебедей и кулик.
В: Как вы узнали, что это лебеди и кулики?
Д: Лебеди грациозные птицы с могучими крыльями, шея у них длинная, гибкая, лапы короткие с красными перепонками. А кулик меньше, у них длинные тонкие лапы и клюв. Для чего кулику длинные ноги?
Д: Чтобы ходить по болоту и не утонуть.
В: А кого вы видите у самой воды?
Д: У воды стоят журавли: это крупные и длинноногие птицы, стоят у воды.
В: Какие птицы плавают в озере?
Д: В озере плавают утки.
В: Каких птиц вы видите в небе?
Д: В небе мы видим стаи лебедей и журавлей.
К: Ребята, а вы знаете, в старину люди вслед птицам кричали :
Возвращайтесь, весной
Поскорее домой.
Колесом дорога!
(Дети повторят с Карлсоном).
К: Ребята, а я еще принес игру, давайте поиграем вместе.
Дидактическая игра «Кто лишний?»
К: Поиграл я с вами в разные игры, а рассказ по моей картине мы так и не составили.
В: Не волнуйся, Карлсон, садись и слушай. Наши ребята всегда выполняют свои обещания. Ребята, как называется картина и кто ее автор?
Д: «Отлет птиц» художник Петрова Т. П.
В: С чего вы начнете свой рассказ?
Д: Начнем с описания времени года.
В: Давайте на нашем листе, который принес Карлсон поставим цифру 1 и напишем букву «О» - обозначающая осень и снежинку – «поздняя осень». Наступила поздняя осень. Повторите.
Д: Наступила поздняя осень.
В: О чем вы будете рассказывать дальше?
Д: О природе.
В: Поставим цифру 2 и нарисуем деревья без листвы и засохшую траву. Лес стоит обнаженный. Трава пожелтела и засохла. Дует порывистый, холодный ветер. Повторите.
Д: Лес стоит обнаженный. Трава пожелтела и засохла. Дует порывистый, холодный ветер.
В: Поставим цифру 3, и нарисуем небо покрытое тучами и льет моросящий дождь со снегом. Повторите.
Д: Небо покрыто тучами, идет моросящий дождь со снегом.
В: 4 – мы расскажем о птицах, чем они заняты.
В: Под цифрой 5, мы выразим свое отношение к картине. Какое настроение вызывает картина?
Д: Картина вызывает грустное, печальное, задумчивое настроение.
(Воспитатель рисует значок с грустным лицом).
(Несколько детей описывают картину по частям).
В: Молодцы, вы внимательно послушайте мой рассказ, и может кто-нибудь пожелает рассказать свой описательный рассказ.
Отлет птиц.
Наступила поздняя осень. Лес стоит обнаженный, темный. Трава пожелтела и засохла. Небо покрыто тучами. Идет моросящий холодный дождь со снегом. Дует порывистый ветер.
Перелетные птицы собираются в стаи и готовятся к отлету в теплые края.
На переднем плане мы видим белых лебедей и маленьких куликов. У воды собрались журавли. По озеру плавают утки. Высоко в небо поднялись стаи журавлей и лебедей. Птицы прощаются с озером и лесом.
- До свидания, птицы, возвращайтесь к нам весной!
Картина вызывает грустное осеннее настроение.
После воспитатель предлагает одному ребенку описать картину полностью.
К: Ой, ребята, вы меня многому научили. Ну, я побежал к друзьям, теперь-то я точно смогу рассказать про свою любимую картину.
В: Молодцы, ребята. Вы хорошо поработали и смогли помочь Карлсону.