Евгения Семенцова
Занятие по развитию речи в старшей группе на тему: Составление рассказа-описания по теме мебель, с использованием схемы.
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Учить детей описывать предметы мебели, опираясь на схему.
2. Закрепить умение пользоваться обобщающими словами по теме «Мебель», активизировать словарь по этой теме.
3. Совершенствовать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных с существительными).
Публикация «Занятие по развитию речи в старшей группе на тему: Составление рассказа-описания по теме мебель, с использованием схемы,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мебель. Все о мебели для детей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
4. Развивать связную речь, память, мышление, умение анализировать рассказы товарищей, мелкую моторику рук.
5. Продолжать воспитывать у детей умение внимательно слушать воспитателя, желание приходить на помощь друг другу.
Материал: мягкая игрушка Буратино, картинки с изображением предметов мебели, опорная схема для составления описательного рассказа о мебели, звёздочки (плоскостные изображения на каждого ребёнка, разрезные картинки с изображением предметов мебели, солнышки грустные и весёлые (плоскостные изображения, отражающие эмоциональные состояния).
Ход занятия.
Воспитатель: Стук в дверь. Ой, ребята, посмотрите, к нам гость пришёл. Как вы думаете, кто это?
Ответы детей: Это Хитрый Буратино.
Воспитатель: Молодцы, узнали, ведь мы только вчера прочитали эту сказку, которую написал Дж. Родари.
Послушайте, что он хочет нам сказать.
(Дети садятся на ковре возле воспитателя).
Воспитатель: (голосом Буратино говорит).
Мы с папой Карло получили просторную квартиру, вместо каморки. Подскажите, ребята, как нам сделать квартиру уютной?
(Буратино садится на ковёр около детей).
Воспитатель: Подумайте, как можно помочь Хитрому Буратино?
Ответы детей: (можно ему сделать мебель или купить).
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, кто делает мебель?
Ответы детей: столяр, плотник.
Молодцы!
Воспитатель: Но прежде, чем мы с вами начнём помогать гостю, я предлагаю вам поиграть в игру, в которой мы расскажем Хитрому Буратино, как может по-разному называться мебель, в зависимости от того, из какого материала она сделана.
Дидактическая игра «Назови правильно».
Воспитатель: Мебель, сделанная из дерева. Какая мебель?
Дети. Деревянная мебель.
Воспитатель: Скамейка, сделанная из металла. Какая скамейка?
Дети. Металлическая скамейка.
Воспитатель: Кресло из прутьев ивы. Какое кресло?
Дети. Кресло ивовое, плетёное.
Воспитатель: А ещё мебель может называться по-разному, в зависимости от того, для каких целей она используется?
Воспитатель: Обеденный стол, табуретки, буфет. Это мебель какая?
Дети. Кухонная мебель.
Воспитатель: Компьютерный стол, поворотное кресло, тумба, шкаф для документов. Это мебель какая?
Дети. Офисная мебель.
Воспитатель: Молодцы! Хитрый Буратино с большим интересом слушал ваши ответы. Думаю, что узнал что-то новое.
(Дети проходят за столы и садятся на свои места).
Буратино тоже садится на стул около доски.
Воспитатель: Ребята, пора познакомить нашего гостя с предметами мебели. А в этом нам поможет схема-помощница.
Воспитатель: Посмотрите на схему. Она состоит из семи прямоугольников, которые таят в себе подсказки.
В первом прямоугольнике нарисован знак вопроса и написано: что это? (Он просит нас назвать предмет мебели).
Второй прямоугольник просит нас рассказать : для чего этот предмет нужен?
В третьем прямоугольнике изображены разные комнаты, и стоит вопрос: для какого помещения используют эту мебель? (для кухни, гостиной).
В следующем прямоугольнике нарисованы два разноцветных круга. Первый круг обозначает цвет предмета, второй круг обозначает материал, из которого предмет сделан (материал для изготовления мебели может быть разный : ткань, дерево, металл, пластмасса).
В пятом прямоугольнике нарисованы различные детали мебели (ножки, спинки).
В шестом прямоугольнике изображены геометрические фигуры, обозначающие форму предмета (т. е. мы называем, на какую геометрическую фигуру похож предмет).
В последнем прямоугольнике нарисована щётка, пылесос. Это говорит о том, что каждая мебель требует ухода.
Воспитатель: Послушайте, как я опишу предмет мебели (диван).
Это диван. На нём сидят, лежат, спят. Диван- мебель для гостиной, спальни, зала. Он бордового цвета. Чтобы сделать диван нам потребуется: ткань, поролон, дерево. У дивана мягкое сиденье, удобная спинка и подлокотники. Он прямоугольной формы. Чтобы диван был чистым, его нужно чистить пылесосом или щёткой, протирать влажной тряпкой.
А кто ещё хочет рассказать Хитрому Буратино о предметах мебели, используя схему-помощницу.
Вот здесь, на столе, лежат картинки с изображением предметов мебели. Выбирайте картинку и описывайте её с помощью схемы.
Кто ещё хочет познакомить Хитрого Буратино с другими предметами мебели? (4-5 человек).
Воспитатель: Молодцы! Аня, подари свою звёздочку тому, чей рассказ тебе больше понравился? И объясни, почему? (спросить 4-5 человек).
Воспитатель дарит звёздочки тем, кто за свои рассказы не получил звёзд, отмечая положительное в рассказах, но также указывая на то, как можно изменить рассказ, чтобы он стал ещё лучше.
Воспитатель: (голосом Буратино). Ребята, мне очень понравились ваши рассказы. Они мне, конечно, помогут при выборе мебели.
Воспитатель: Буратино, а ещё ребята хотят тебе рассказать стихотворение о мебели.
Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре
(шагаем на месте)
Много мебели в квартире
(развести руки в стороны)
В шкаф повесим мы рубашку
(имитация движений)
А в буфет поставим чашку
(имитация движений)
Чтобы ножки отдохнули
Посидим чуть-чуть на стуле
(садимся на стулья)
А когда мы крепко спали
На кровати полежали
(руки под щёку, глаза закрыты)
А потом мы с котом
Посидели за столом
(покачивание головой из стороны в сторону)
Чай с вареньем дружно пили
(имитация движений)
Много мебели в квартире
(стоим и разводим руки)
Воспитатель: Ребята, все мы знаем, что мебель при использовании может ломаться. Покажем Хитрому Буратино, как можно починить мебель, если это произойдёт.
Дидактическая игра «Разрезные картинки».
(дети садятся за столы, где в конвертах лежат разрезные картинки с предметами мебели).
Воспитатель даёт задание, собрать мебель из разрезных частей.
(дифференцированный подход к детям по сбору картинок с изображением мебели, из разного количества частей).
Воспитатель: Ребята, сегодня вы все были молодцы, посмотрите, у меня есть солнышки, жёлтые и розовые, грустные и весёлые.
(Изображения солнышек размещены на магнитном стенде в групповой комнате). Весёлое солнышко возьмёт тот, кому сегодня было интересно и понятно. Грустное солнышко возьмёт тот, кому было интересно, но немного трудно выполнять задание. Покажите ваши солнышки и расскажите, почему вы их выбрали.
Воспитатель заслушивает ответы детей.
(Хитрый Буратино выбирает себе весёлое солнышко, благодарит ребят за интересные рассказы и прощается с ними).