Людмила Ешина
Конспект занятия «Секреты снега и льда»
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственно-образовательная деятельность в подготовительной
к
школе группе на тему:
«Секреты снега и льда»
Подготовила:
воспитатель
Ёшина Л. Г.
Основная образовательная область: познание.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация,
физическая культура, музыка
Цель: развитие исследовательской активности в процессе экспериментирования.
Интегративные задачи
Образовательные:
систематизировать знания детей о зиме, формулировать эстетическое отношение к зимним явлениям;
Публикация «Конспект занятия „Секреты снега и льда“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2018
формирование умения вести диалог с воспитателем, сверстниками;
формировать целостные картины мира, расширение кругозора детей, знакомить с различными материалами на ощупь путем прикосновения;
устанавливать элементарные причинно-следствен ные связи: снег и лед в тепле тают и превращаются в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед;
обогащать словарный запас детей (опыт, эксперимент, снегопад, оттепель, прозрачный, бесцветный).
Развивающие:
развивать познавательные интересы детей в процессе исследовательской деятельности;
расширять представления детей о свойствах снега и льда;
развивать диалогическую речь, мелкую моторику, умение участвовать в беседе и отвечать на вопросы.
Воспитательные:
воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею;
воспитывать самостоятельность; аккуратность, желание добиваться положительного результата в процессе работы.
Оборудование и материалы:
емкости со льдом и снегом, по два пронумерованных пустых стакана на каждого ребенка, карточки, картинки зимних забав, магнитофон.
Ход непосредственно-образовательной деятельности
Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами будем говорить о прекрасном времени года.
Звучит песня «Кабы не было зимы.» из мультфильма «Зима в Простоквашино» (муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина).
Воспитатель. О каком времени года поется в песне? Вы уже догадались, что говорить мы будем о зиме.
А вы любите зиму? За что вы любите зиму? Вам помогут картинки с изображениями зимних забав. (Ответы детей.)
А теперь послушайте загадку.
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь.
Станет капелькою чистой,
Лишь поймаешь на ладонь. (Снег)
Подумайте, каким бывает снег? Что вы можете сказать про снег? (Ответы детей.) Что такое снег? (Это много снежинок. Приложение №1.) Вот как они выглядят. (Показывает изображения снежинок.) Что такое снежинки, откуда они берутся? (Подвести детей к ответу, что снег — это замерзшая вода.) Даже в загадке го ворится: «Станет капелькою чистой». Почему же снег на ладони превращается в воду? (Он тает от тепла рук.)
Физкультминутка
Воспитатель. Давайте поиграем. Возьмите снежинки. (Снежинки из бумаги лежат в коробке.) Вправо-влево повернись и в снежинку превратись! Я буду показывать движения, а вы повторяйте за мной.
Мы пушистые снежинки
Мы волшебные пушинки
Приодели белый свет,
Набросали белый плед!
Мы друг с другом подружились,
В белом танце закружились.
И на землю тихо-тихо
Опустились и притихли.
(Дети выполняют задания под музыку.)
Что же в коробке? (Открывает.) Чтобы узнать, что в ней, отгадайте загадку.
Он сковал большую реку,
Ровный, гладкий — красота!
Он поможет человеку
Обходиться без моста.
А в каникулы, зимой,
В эти славные деньки
Приглашает нас с тобой
Поскорей надеть коньки.
(Лед)
Воспитатель достает кусочек льда и показывает детям.
Воспитатель. Что такое лед? (Замерзшая вода.) Как вы думаете, что с ним нужно сделать, чтобы он опять превратился в воду? (Нагреть.)
Сегодня мы с вами проведем опыты и узнаем, чем похожи между собой снег и лед и чем они отличаются.
Опыт № 1: «Определение качеств снега и льда»
Воспитатель. У вас на столах в стаканчиках лежат кусочки льда и комочки снега. Сначала посмотрите на свои ладошки — они сухие? Возьмите лед в руки и скажите, какой он. (Холодный, твердый, тяжелый.) Возьмите в руки снег — какой он? (Ответы детей.)
Вывод: снег и лед одинаково холодные, но снег легкий, мягкий, а лед тяжелый, твердый.
Опыт № 2: «Определение прозрачности и запаха»
Воспитатель. Теперь я положу под кусок льда и комочек снега цветную картинку. Давайте сравним, где видно картинку, а где — нет. (Под снегом не видно. Значит, лед прозрачный, а снег непрозрачный.)
Опыт № 3: «Воздействие температуры»Приложение №4
Воспитатель. Вы утверждаете, что лед и снег — это замерзшая вода. Тогда проведем эксперимент. Загляните в стаканчик, он пустой. Положите лед, а в другой пустой стаканчик — снег. Посмотрите на ладошки. Какие они? Мокрые. Почему? Лед и снег начали таять от тепла рук. Вытрите руки. Теперь давайте поиграем с пальчиками.
Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре, пять. Загибаем пальчики по одному.
Мы во двор пришли гулять. «Идем» по столу указательным и средним пальцами.
Бабу снежную лепили, «Лепим» комочек двумя ладонями.
Птичек крошками кормили, Крошащие движения всеми пальцами.
С горки мы потом катались, Ведем указательным пальцем правой руки по ладони левой руки.
А еще в снегу валялись. Кладем ладошки на стол то одной стороной, то другой.
Все в снегу домой пришли, Отряхиваем ладошки.
Съели суп и спать легли. Движения воображаемой ложкой, ладошки под щеки.
Воспитатель. Теперь загляните в свои стаканчики. Что вы видите? (Воду.)
Что можно сказать про лед? (Лед тает в тепле, превращаясь в воду.) А про снег? Правильно, под действием тепла снег и лед превратились в воду Значит, снег и лед образуются из воды под воздействием мороза. Таким образом, можно сказать, что снег и лед — это замерзшая вода.
Заключительная часть
Вопросы к детям
Ребята, что вы сегодня делали? Что нового узнали?
Что общего между снегом и льдом? Чем они отличаются?
В какую погоду снег легкий, пушистый, сухой, легко рассыпается?
(В морозную.)
В какую погоду снег липкий, тяжелый, влажный, сырой?
(Во время оттепели.)
Что еще вы узнали?
Снег мягкий, а лед. (твердый).
Снег белый, а лед. (прозрачный).
Снег легкий, а лед. (тяжелый).
Чей ответ из ребят вам больше всего понравился? За что понравился?
Как вы думаете, я могу сегодня вас похвалить?
А теперь поднимите все правую руку, положите соседу на голову и похвалите его.
Воспитатель. Молодцы, ребята! Спасибо!