Юлия Махмудова
Конспект занятия с элементами экспериментирования «Зимние чудеса» с детьми раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Игровое занятие с элементами экспериментирования
«Зимние чудеса» с детьми раннего возраста.
Цель: Формирование познавательной активности детей посредством экспериментирования.
Задачи:
• Формировать представления детей о зиме и зимних явлениях : снег, лёд, сосульки, снежинки, метель.
• Обогащать словарь детей глаголами, наглядно демонстрирующими действия (тает, ломается, бьётся, сверкают, звенят, заметает, кружатся, летят, падают) и определениями (хрупкая, блестящие, прозрачные, белый, холодная, тёплая).
Публикация «Конспект занятия с элементами экспериментирования „Зимние чудеса“ с детьми раннего возраста» размещена в разделах
- Зима, снег, лед. Экспериментальная деятельность
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
• Упражнять детей в классификации предметов по признаку: большие – маленькие.
• Развивать мелкую моторику рук, умение аккуратно набирать крупу совочком, переносить её из одной ёмкости в другую.
• Продолжать учить правильно держать кисть, набирать краску и закрашивать всю поверхность листа прямыми движениями слева направо.
• Вызвать интерес и желание участвовать в совместной экспериментально - игровой деятельности.
Ход:
Воспитатель загадывает детям загадку:
Наступили холода
Обернулась в лёд вода
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь
В спячку впал в бору медведь
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
Воспитатель:
Зимушка-зима пришла
Чудеса всем принесла
Воспитатель берёт кусочек льда и сжимает его в руке.
Что за шарик в кулаке?
А сожмёшь – вода в руке.
Что это? Почему лёд тает в руке?
Игра с водой и льдом
- Возьмите все по кусочку льда и сожмите его в кулачке. Вашим ручкам тепло или холодно? Почему?
- Давайте бросим льдинки в тазик с водой. Куда же они пропали? Вода прозрачная и льдинки прозрачные, поэтому их плохо видно. Достаньте из тазика свои льдинки. Почему они стали такие маленькие?
Давайте покатаем льдинки в ладошках:
Блестящие льдинки,
прозрачные льдинки
Сверкают, звенят
динь-динь.
Воспитатель: Посмотрите, какая у меня есть необычная льдинка. Как она называется?
Правильно, сосулька. Она очень хрупкая. Если сосулька ударится обо что-нибудь твёрдое, то сломается, разобьётся на кусочки (воспитатель демонстрирует объяснение показом).
Воспитатель: Посмотрите, наши льдинки совсем растаяли. А ручки немножко замёрзли. Давайте их погреем.
Воспитатель показывает детям два тазика. В одном тазике вода холодная – это зима, в другом очень тёплая – это лето. Потрогайте и найдите, где тёплая водичка. В этом тазике зима или лето? Опустите руки в тазик с тёплой водой и погрейте их.
Воспитатель:
- Вытирайте руки полотенцем и присаживайтесь на стульчики.
Чтобы наши пальчики были ловкими, сделаем для них зарядку:
Пальчиковая игра:
Очень холодно зимой,
Мерзнут ручки – ой, ой, ой!
(стучим кулачками друг о друга)
Надо ручки нам погреть -
Посильнее потереть.
(трём ладошками друг о друга)
Пальчики мы согреваем,
Их сжимаем-разжимаем
(сжимаем и разжимаем кулачки)
Воспитатель загадывает загадку, сопровождая слова загадки соответствующими движениями со снежинкой:
Покружилась звёздочка,
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке.
Что это? (Снежинка)
Игра – эксперимент «Метель»
- Посмотрите, сколько здесь снежинок (воспитатель показывает детям пластиковую бутылочку с конфетти; в крышке бутылки сделано небольшое отверстие и вставлена коктейльная трубочка). Если подует сильный ветер, то начнётся настоящая метель. Хотите посмотреть? (воспитатель дует в трубочку и демонстрирует детям «метель»). Воспитатель объясняет: конфетти поднимаются вверх, потому что они лёгкие, как снежинки. А ветер их кружит и уносит за собой. Давайте все вместе подуем в трубочки и сделаем метель (дети дуют в трубочки, звучит аудиозапись «метель»).
Воспитатель:
- Посмотрите, вот так чудеса. Поднялась метель и замела все дорожки, все пути. Ни проехать, ни пройти (воспитатель показывает на поднос с манной крупой). Давайте возьмём совочки и расчистим дружно снежные дорожки. Игра «Пересыпаем снежок» (дети собирают «снег» с подноса в ведёрки)
Воспитатель:
- Молодцы, постарались все дорожки расчистили. А теперь давайте отдохнём, поиграем.
Подвижная игра «Снежинки»
Посмотрите, какие снежинки нам зима подарила (воспитатель раздаёт детям бумажные снежинки).
Ой, летят — летят снежинки, (Малыши бегут “врассыпную”)
Белоснежные пушинки, (Размахивают снежинками в разные стороны)
Это зимушка — зима рукавами повела. (Плавные движения рук вправо — влево)
Все снежинки закружила (Кружатся на месте)
И на землю опустила. (Приседают и кладут снежинки)
Воспитатель:
- Полетали снежинки, покружились и захотели в свои домики вернуться.
Большие снежинки живут в большом доме (воспитатель показывает большую тарелку, а маленькие - в маленьком (показывает маленькое блюдце). Разложите снежинки по домикам
Игра на сортировку «Большие – маленькие»
Воспитатель:
- Хорошо мы с вами поиграли, потрудились и все загадки зимние разгадали. Да скоро зиме конец – весна в двери стучится. На прощание приготовила зимушка нам подарки – волшебные узоры.
Рисование свечей (закрашивание гуашью) «Зимние чудеса»
(Воспитатель сопровождает объяснение показом.)
Воспитатель:
- Я возьму кисточку, аккуратно наберу краску и закрашу белый фон слева направо. Посмотрите, как «оживает» картинка (появляется изображение снежинки, сосульки, ёлочки или других предметов, характеризующих зимние явления и приметы).
- Что здесь нарисовано? Хотите узнать, что на ваших картинках? Проходите за столы, присаживайтесь. Правильно берём кисточку тремя пальчиками и аккуратно набираем краску. Левой рукой листочек придерживаем. Проводим прямые линии слева направо от одного края листа до другого. Нужно закрасить всю поверхность листа.
Воспитатель подходит к детям и спрашивает, что появилось на картинке.
Оценивая детские работы, хвалит малышей за старание, аккуратность, самостоятельность в работе.
В заключение воспитатель подводит итог совместной игровой деятельности:
- Ребята, сегодня мы с вами были маленькими исследователями: узнали, что лёд прозрачный, тает в тепле, хрупкий, когда падает – ломается на кусочки; снежинки – лёгкие, узорные, поднимаются ветром, летят, кружатся и опускаются на землю; метель заметает дорожки снегом; чтобы снег не мешал ходить по дорожкам - их надо расчищать.
(Воспитатель благодарит детей и родителей за активное участие в совместной игровой деятельности).