Наталья Алдашкина
Конспект занятия с элементами экспериментирования «Ветер — невидимка.»
▼ Скачать + Заказать документы
непосредственно образовательной деятельности (старшая группа)
Познание:
Тема: «ветер - невидимка»
Участники: дети старшей группы и воспитатель
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, здоровье, социализация, музыка, чтение художественной литературы, физическая культура, труд, безопасность.
Интегрированные задачи:
Публикация «Конспект занятия с элементами экспериментирования „Ветер — невидимка,“» размещена в разделах
- Ветер. Изучаем свойства ветра
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2013
1. Коррекционно-образовательные : расширять знания детей о природном явлении – ветер, о его особенностях и значении для человека и окружающего мира; формировать умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями в играх.
2. Коррекционно-развивающие : развивать мышление, речь. Ввести в активный словарь детей слова: обжигающий, свирепый, пронизывающий, слабый.
3. Коррекционо-воспитательные : развивать интерес к опытам. Воспитывать интерес к неживой природе.
Словарная работа : обжигающий, свирепый, слабый, пронизывающий, холодный, освежающий, северный, колючий, гудит, свистит, освежает.
Организация: Свободное перемещение по группе.
Формы работы с детьми: беседа, опыты, экспериментирование, наблюдение, игра, слушание музыки,
Материал и оборудование: набор иллюстраций для игры «Польза – вред», таз с водой, кораблики, веер.
Ход проведения
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
Он бескрылый, а летает,
Безголосый, а свистит,
Хоть безрукий, но бывает
Груши с веток обрывает-
Так порою, он сердит.
Только что он был везде,
Миг – и нет его нигде!
Что это?
Дети: ветер.
Воспитатель: А можно ли ветер назвать невидимкой? (да).
- Почему?
Дети: Ветер нельзя увидеть глазами, его можно только почувствовать.
Воспитатель : какой бывает ветер? (сильный, слабый, холодный, колючий, нежный, освежающий, северный).
Воспитатель: А как можно узнать, дует ли на улице ветер?
Дети: нужно посмотреть в окно, если веточки качаются, листочки шелестят, значит, ветер есть. На улице вертушки крутятся, флаги развиваются. Можно открыть форточку: сильный ветер колышет шторы.
Воспитатель: давайте посмотрим в окно, есть ли сегодня на улице ветер? Как догадались?
Воспитатель: Что еще умеет делать ветер? (гудеть, свистеть, дуть, кружить листья, поднимать пыль, освежать).
Воспитатель: Много разных дел умеет делать ветер, и хороших, и плохих. Вы правильно сказали, что ветер увидеть невозможно. Но один художник, который когда-то жил на свете, через волшебные очки сумел увидеть ветер и нарисовал его. Вот, что у него получилось. (Воспитатель показывает два «портрета» ветра). Как вам кажется, на каком портрете нарисован ветер. Делающий добрые дела, а на каком - ветер, от которого одни несчастья?
Воспитатель : У меня есть такие картинки, на которых нарисованы дела ветра. Нужно догадаться, о каком ветре идет речь –добром или злом.
Игра «Ветер добрый, ветер – злой».
Физминутка.
Воспитатель: у меня есть волшебная палочка – превращалочка.
Чики - чики- чикалочка,
Игра – превращалочка,
Вокруг себя повернитесь –
И в деревья превратитесь!
Дети превращаются в деревья.
Наши ноги – это корни,
Наше туловище – ствол,
Наши руки – это ветви,
Наши пальцы – это листья!
Игра «Дерево»(под музыку).
Подул легкий ветерок – зашелестели листочки на деревьях (дети шевелят пальчиками).
Усилился ветер – затрепетали, закачались веточки (дети шевелят кистями рук).
Совсем испортилась погода, сильный ветер раскачивает ветви деревьев, гнет их стволы, клонит к земле кроны (дети раскачивают руками, наклоняясь из стороны в сторону).
Но вот ветер утих, выглянуло солнышко. Отдыхают деревья от бури (дети выпрямляются, шелестят пальцами рук).
Воспитатель: ветер это движение воздуха. Можно ли самим создать ветер (да, можно, помахав рукой, помахать веером, включить вентилятор).
Воспитатель: в наше время вентилятор заменяет вентилятор и кондиционер. Еще их называют – электроприборы. (показать вентилятор).
- А сейчас отправимся к нашему морю. (на столе таз с водой).
- Какое море? (спокойное).
- Почему так решили? (нет волн, вода не движется).
- А можно ли сделать волны? Как? (подуть).
- Ветер заставляет воду двигаться, гнать волны.
Отпустить на воду кораблик.
- Почему кораблик не плывет? (нет ветра).
- Что должно произойти, что бы кораблик поплыл? (подуть на воду).
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах….
Воспитатель: Но, к сожалению, ветер- не только друг морехода. Что может произойти с кораблем, если подует очень сильный ветер и на море начнется шторм?
Дети: Ветер может перевернуть корабль, погнать его к скалам, посадить на мель.
Воспитатель: Это так. Поэтому на парусных кораблях плавали только смелые, отважные люди. А в наше время по морям плавают большие надёжные корабли, которые приводятся в движение не ветром, а мотором.
(включается вентилятор. Слышится его шум.)
Воспитатель: Что это? Видно ветер слышал, что мы о нём беседуем, и решил вмешаться в разговор. Прислушайтесь, какой же характер у того ветра? Мне кажется, что он игривый! Он решил с нами поиграть!
Воспитатель предлагает детям закрыть глаза, а когда дети открывают их, перед ними оказывается сундучок.
Воспитатель: Кто мог оставить этот сундучок? Это же вертушки (или мыльные пузыри! Наверно, ветер захотел, чтобы вы научились делать ветер самостоятельно!
Воспитатель дарит вертушки детям, а на занятии по рисованию даёт задание изобразить ветер «добрый и злой». Воспитатели Алдашкина Н. П. Ермакова Н. И.