Ирина Шулепова
Конспект занятия с элементами экспериментирования для детей подготовительной группы «Свеча-насос»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Расширение знаний детей о свойствах воды, огня и воздуха при изменении давления с помощью эксперимента «Свеча-насос».
Задачи:
Обучающие:
- Расширять представления о свойствах воздуха (изменение давления, огня (не горит без кислорода) и воды (течёт, всасывается в перевёрнутую ёмкость)
- Закреплять правила безопасности при обращении с огнём.
Развивающие:
- Продолжать закреплять умения детей выдвигать гипотезы и самостоятельно делать выводы.
- Совершенствовать умение наблюдать за ходом эксперимента, концентрировать внимание.
Воспитательные:
Публикация «Конспект занятия с элементами экспериментирования для детей подготовительной группы „Свеча-насос“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
- Создавать положительную мотивацию к участию в совместном проведении эксперимента.
Материал и оборудование: стакан, краска, вода, тарелка, монеты, спички, пластилин, доска с маркерами.
Ход занятия:
1. Вводная часть.
Воспитатель заранее подготавливает реквизит. Кладёт на тарелку несколько монет и выливает на них подкрашенную воду из стакана. Вода должна полностью покрыть монеты.
Печальный воспитатель с тарелкой в руках заходит в группу к детям.
- Ребята, со мной приключилась неприятность. После рисования мы не заметили стакан, и он остался стоять в углу подоконника грязный. Я решила его помыть, но он нечаянно выпал из рук и грязная вода вылилась, прям в тарелку с монетами. Как достать монеты я не знаю. А вы знаете? … Сможете мне помочь?
2. Основная часть.
- А как вы думаете, мы сможем достать монеты из грязной воды, не испачкав рук?
Дети выдвигают предположения: кто-то – «Да», кто-то – «Нет». На доске изображено два столбика – «Да» и «Нет», в которых будут фиксироваться номер эксперимента и результат.
- Попробуем достать, чтобы подтвердить или опровергнуть нашу гипотезу?
- Получилось? … Какой можно сделать вывод?
- Невозможно, извлечь монеты из грязной воды и остаться с чистыми руками.
- Предлагаю зафиксировать (зарисовывать) результаты маркерами на доске».
Дети отображают результат на доске по 1 гипотезе.
- Ребята, тогда как ещё можно попробовать?
Дети высказывают предположения, выдвигают следующую гипотезу. Дети, просят ложку у младшего воспитателя и пробуют извлечь монеты из воды.
- Получается? … Какой можно сделать вывод?
Дети фиксируют результат на доске по 2 гипотезе.
- Ребята, мы совсем позабыли, что у нас есть стакан. Может он нам пригодится?
Дети пытаются достать монеты, используя стакан.
- Стаканом вытащить монеты из воды тоже не получается.
- А можно я попробую при помощи стакана достать монеты?
- Только мне понадобится свеча, а если ее нет, ее можно сделать самим, взять кусочек пластилина, воткнуть в него две спички, и поставить на середину тарелки.
- Теперь свечу нужно зажечь. А вы помните, что спички детям не игрушка и правила обращения с ними?
Воспитатель демонстрирует эксперимент: зажигает свечу и накрывает её стаканом. Свеча потухает и через некоторое время вода втягивается внутрь стакана.
- Ребята, получилось?. Какой можно сделать вывод?
- С помощью непроливайки и свечки мы можем достать монеты, не испачкавшись.
- Верно. А всё потому, что, когда мы накрыли горящую свечу стаканом, она потухла, воздух внутри непроливайки остыл, и поэтому давление уменьшилось, вот вода из тарелки и стала всасываться внутрь.
Дети достают монеты и фиксируют результат на доске по 3 гипотезе.
- На самом деле после этого опыта у нас возникают два вопроса.
Первый - почему свеча так быстро гаснет под стаканом? Второй - почему же вода поднимается в стакане после затухания пламени?
Все очень просто! Для горения пламени необходим кислород. В небольшом замкнутом пространстве (стакане) огонь быстро израсходует весь имеющийся запас кислорода и после этого погаснет. Вот и ответ на первый вопрос.
Сжигая свечой кислород внутри стакана, мы разрежаем воздух (то есть понижаем его давление, по научному - создаем вакуум). А затем разреженный воздух в стакане, нагретый пламенем, начинает постепенно охлаждаться. Давление холодного воздуха ниже, чем горячего, то есть остывающий воздух в стакане может сжаться, освобождая пространство для воды. В свою очередь атмосферный воздух, обладающий более высоким давлением, вталкивает воду в стакан до тех пор, пока разница давлений атмосферного воздуха и воздуха внутри стакана не исчезнет.
- А теперь вы сами можете повторить этот опыт.
Дети работают самостоятельно, спички зажигает воспитатель.
3. Заключительная часть.
- Ребята, что вы сегодня узнали нового? Ребята, мне очень понравилось с вами заниматься. Вы очень любознательные и смелые.