Елена Петренко
Проект для второй младшей группы «Если хочешь быть здоров!»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта.
Жизнь в двадцать первом веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема сохранения и укрепления здоровья детей. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где всякая практическая работа, направленная на укрепление здоровья детей, должна давать ощутимые результаты.
Здоровье детей является абсолютной ценностью и включает в себя три уровня:
• биологическое
• социальное
• психическое
Публикация «Проект для второй младшей группы „Если хочешь быть здоров!“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
Чтобы быть здоровыми и полноценно жить, необходимо овладеть искусством сохранения и укрепления здоровья. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в детском саду. Нужно постоянно помнить о том, что сейчас идеально здоровых детей немного, их практически нет.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что в настоящее время значительно возросло количество детей с частыми простудными заболеваниями, излишним весом, нарушениями осанки, плоскостопием, хроническими заболеваниями. Этот перечень можно было бы продолжать еще очень долго. Причин сложившейся ситуации множество, но одна из основных — малоподвижный образ жизни. Дома родители предпочитают завлечь ребёнка спокойными играми: в лучшем случае рисованием, интеллектуальными или другими настольными играми, в худшем - просмотром телепередач или видеофильмов.
Движение - врожденная потребность человека, от удовлетворения которой зависит его здоровье. Поэтому крайне необходимо удовлетворить потребность ребенка в движении. Оно служит важным условием формирования всех систем и функций организма, одним из способов познания мира, ориентировки в нем, а также средством всестороннего развития ребенка.
По мнению Н. А. Ноткиной, М. М. Антроповой и С. В. Поповой, в понятие «здоровый образ жизни» входит воспитание у детей основ двигательной культуры, привычки к рациональному питанию, закаливанию, соблюдению гигиенических норм, выработка потребности получения положительных эмоций. В связи с этим нами был разработан проект «Если хочешь быть здоров!». Главное направление проекта — это научить ребенка быть здоровым, воспитывать у него потребность в здоровом образе жизни.
Цели данного проекта:
- начальное формирование основ здорового образа жизни у детей раннего дошкольного возраста;
- создание условий в группе для полноценной работы по сохранению и укреплению здоровья детей;
- научить детей использовать полученные знания в повседневной жизни.
Задачи:
1. Социально-коммуникативное развитие: воспитывать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать культурно-гигиенические навыки и простейшие навыки самообслуживания.
2. Познавательное развитие: формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни; познакомить детей с полезными продуктами.
3. Развитие речи: формирование у детей интереса к детской литературе. Обогащение и активизация словаря. Развитие артикуляционного аппарата
4. Физическое развитие: развитие самостоятельности и творчества при выполнении физических упражнений в подвижных играх, прививать любовь к физическим упражнениям.
Планируемые результаты:
1. Формирование представлений о полезной и вредной пище: об овощах и фруктах, молочных продуктах, полезных для здоровья человека.
2. Формирование представления о том, что утренняя зарядка, игры, физические упражнения вызывают хорошее настроение, с помощью сна восстанавливаются силы.
Тип проекта:
• Познавательно-информационный, групповой.
Участники:
• Дети второй младшей группы, родители воспитанников, педагоги.
Образовательные области:
• Коммуникация, познание, чтение художественной литературы, физическая культура, социализация и другие.
Сроки реализации проекта – краткосрочный.
Разработали проект: Петренко Елена Юрьевна, Гришина Светлана Сергеевна.
План работы над проектом:
Пальчиковая гимнастика («Мы делили апельсин…», «Посчитаем пальчики», «Огород», «Игрушки» и др.)
Цель: развитие мелкой моторики.
Беседа «Знай своё тело»
Цель: сформировать у детей элементарные анатомо-физиологическое представление о строении тела.
Рассматривание книг с изображением кукол (девочка, мальчик). Знакомство с частями тела человека (голова, туловище, руки, ноги). Учить находить и называть части тела на картинке, у себя, у других детей. Находить различия и сходство между людьми. Развивать словарь.
«Чтение художественной литературы»
Цель: закреплять знания детей о культуре гигиены, о пользе овощей и фруктов.
К. Чуйковский «Доктор Айболит», «Мойдодыр», «Федорино горе»,
Ю. Тувим «Овощи», Загадки об овощах и фруктах;
А. Барто «Девочка чумазая», «Я расту»,
Е. Шкловский «Как вести себя во время болезни»,
Вадим Коростылев «Королева Зубная щетка»,
пословицы, поговорки, потешки (о здоровье, о частях тела и т. д.)
Беседа: «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу»
Цель: расширять представления детей о том, насколько полезны многие продукты, и как важно правильно питаться.
Физическое развитие (Подвижные игры — Физкультминутки; Утренняя гимнастика — Гимнастика после сна)
Цель: прививать любовь к физическим упражнениям, вызывать положительные эмоции во время спортивных занятий.
«Где тут прячется вода? Выходи водица – мы пришли умыться»
Цель: научить детей правильно умываться и мыть руки, развивать эмоционально-речевое общение со сверстниками в ходе выполнения гигиенических процедур.
Потешки при умывании.
Водичка-водичка, Ай, лады, лады, лады-
Умой Настино личико, Не боимся мы воды,
Настя кушала кашку, Чисто умываемся,
Испачкала мордашку. Маме улыбаемся.
Чтобы девочка была,
Самой чистенькой всегда,
Помоги, водичка,
Умыть Настино личико
Знаем, знаем, да-да-да, Мыло душистое, белое, мылкое,
Где ты прячешься, вода! Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою:
Выходи, водица, Если б грязнуля вспомнил про мыло –
Мы пришли умыться! Мыло его, наконец, бы отмыло.
Лейся на ладошку
По-нем-ножку.
Лейся, лейся, лейся
По-сме-лей -
Катя умывайся веселей.
«Беседа о здоровье и чистоте»
Цель: научить детей заботиться о своем здоровье.
Игра «Чудесный мешочек»
Цель: познакомить детей с основными предметами личной гигиены и их назначением.
- В моем волшебном мешочке собраны предметы, помогающие нам сохранить свое здоровье! А чтобы узнать, что там за предметы, давайте отгадаем загадки и расскажем, для чего они предназначены и как ими пользоваться! Я вам загадываю загадки, а вам нужно будет догадаться, что лежит в мешочке!
Загадки.
- Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я, Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится. (Мыло)
- Кто меня назвать не сможет?
Я на ежика похожа.
Я от пыли и от пятен
Охраняю ваше платье (Щетка)
- Целых 25 зубков, Для кудрей и хохолков.
И под каждым, под зубком –
Лягут волосы рядком (Расческа)
- Вытираю я, стараюсь,
После ванной паренька.
Все намокло, все измялось –
Нет сухого уголка. (Полотенце)
- Костяная спинка, Жесткая щетинка,
С мятной пастой дружит,
Нам усердно служит (Зубная щетка)
- И сияет, и блестит,
Никому оно не льстит,
А любому правду скажет –
Все как есть ему покажет. (Зеркало)
- Белая река в пещеру затекла,
По ручью выходит – Со стен все выводит (Зубная паста)
- Лег в карман и караулю –
Реву, плаксу и грязнулю. Им утру потоки слез,
Не забуду и про нос (Носовой платок)
Игра «Искупаем Куклу Катю» (Предварительно чтение стихотворения «Девочка чумазая»).
Цель: помочь детям запомнить и научить употреблять в речи названия предметов, действий, качеств: ванночка, мыло, мыльница, полотенце, намыливать, смывать мыло, вытирать, горячая, холодная, теплая вода; показывать детям, как интересно можно играть с куклой.
Работа с родителями.
Индивидуальные беседы о физических, гигиенических умениях и навыках детей; о полезной и вредной пищи; о значимости совместной двигательной деятельности с детьми. Оформление папок-передвижек по теме проекта, анкетирование родителей. Индивидуальные беседы с родителями детей, подверженных частым заболеваниям, об основных компонентах здоровья.
Результаты проекта.
У большинства детей сформированы основы гигиенических навыков;
Дети получили информацию о вредной и полезной для здоровья человека пище: об овощах и фруктах, молочных продуктах, полезных для здоровья человека;
У воспитанников сформировалось представление о том, как важна утренняя гимнастика, физические упражнения;
Ребята познакомились с основными предметами личной гигиены и их назначением.
Литература:
1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б., «Безопасность».
2. Гуменюк Е. И., Слисенко Н. А. «Будь здоров».
3. Голицына Н. С., Шумова И. М. «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей».
4. Иванова А. И. «Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду».
5. Крылова Н. И. «Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения».
6. Меньшикова Л. А., Попова Н. Л. «Здоровейка в гостях у малышей».
Пальчиковая гимнастика
Главная цель пальчиковых игр — развивать мелкую моторику рук. Это необходимо для развития речи, укрепления мышц кистей, чтобы ребенок мог крепко держать ручку и выработать хороший почерк. Также они помогают улучшать ловкость и подвижность ребенка, совершенствовать координацию движений и скорость реакции.
У детей, с которыми регулярно занимаются пальчиковыми играми, лучше развиваются творческие способности, коммуникативные умения. Они более внимательны и эмоционально устойчивы, быстрее успокаиваются. Кроме того, пальчиковые игры являются отличным способом развеселить малыша, отвлечь его для смены вида деятельности.
Беседа «Знай своё тело»
«Витамины я люблю – быть здоровым я хочу»
«В здоровом теле – здоровый дух!»
«Где тут прячется вода? Выходи водица – мы пришли умыться»
Руки мыть перед едой – нужно с мылом и водой!
«Правильное питание – залог здоровья! Приятного аппетита!»
Игра «Чудесный мешочек»
«Искупаем Куклу Катю»
Цель: помочь детям запомнить и научить употреблять в речи названия предметов, действий, качеств: ванночка, мыло, мыльница, полотенце, намыливать, смывать мыло, вытирать, горячая, холодная, теплая вода; показывать детям, как интересно можно играть с куклой.
Чтение стихотворения «Девочка чумазая»
Беседа: «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу»
- Вчера Кукла – мама рассказывала, что ее дети стали чаще болеть, им не хватает витаминов. Витамины очень нужны детям для укрепления организма. Ее дети их очень любят. Витамины очень полезные.
- А вы, ребята, пробовали витамины?
- Витамины могут быть в таблетках и не только….
- А в каких продуктах есть витамины? Нужно есть больше овощей и фруктов. В них много таких витаминов как, А, В, С, Д.
-И чтобы быть здоровыми нам нужно кушать такие продукты, как: морковь, рыба, перец, яйца, петрушка, благодаря витаминам, которые в них содержатся – наши глазки прекрасно видят. Помимо этого, необходимо кушать: мясо, молоко, орехи, хлеб, курицу, горох (они очень полезны для сердца).
Для лучшего запоминания давайте выучим вот такой стишок:
Никогда не унываю, и улыбка на лице,
Потому что принимаю Витамины А, Б, С.
Очень важно спозаранку, есть за завтраком овсянку.
Черный хлеб полезен нам и не только по утрам.
Помни истину простую лучше видит только тот,
Кто жует морковь сырую, или сок морковный пьет.
От простуды и ангины помогают апельсины.
Ну, а лучше съесть лимон хоть и очень кислый он.
- Ребята, а теперь Я зачитаю четверостишия о продуктах. Если в них говорится о полезных вещах, то вы все вместе говорите: «Правильно» - А если о том, что для здоровья вредно, вы молчите.
1. Ешь побольше апельсинов, пей морковный вкусный сок, И тогда ты точно будешь очень строен и высок.
2. Если хочешь стройным быть, надо сладкое любить. Ешь конфеты, жуй ирис, строен, стань как кипарис.
3. Чтобы правильно питаться, вы запомните совет: Ешьте фрукты, кашу с маслом, рыбу мед и виноград.
4. Нет полезнее продуктов - вкусных овощей и фруктов. И Сереже и Ирине всем полезны витамины.
5. Наша Люба булки ела и ужасно растолстела. Хочет в гости к нам прийти, да в дверь не может проползти.
6. Если хочешь быть здоровым, правильно питайся, Ешь побольше витаминов, с болезнями не знайся.
- Какие вы молодцы, обязательно скажу вашим мамам, что вы умеете выбирать полезные продукты.
«Беседа о здоровье и чистоте»
Здоровье - это счастье! Это когда ты весел и все у тебя получается. Здоровье нужно всем - и детям, и взрослым, и даже животным.
- Ребята, а как вы думаете, что нужно делать, чтобы быть здоровым? Нужно хотеть и уметь заботиться о здоровье. Если не следить за своим здоровьем, можно его потерять.
Понятие о здоровом образе жизни включает в себя много аспектов.
Это, во-первых, соблюдение режима дня. В детском саду режим соблюдается, а вот дома не всегда (беседа с детьми о режиме дома и в детском саду).
Во-вторых, это культурно-гигиенические навыки.
- Дети должны уметь правильно умываться.
-Для чего это надо делать? Чтобы быть чистым, хорошо выглядеть, чтобы было приятно, и кожа была здоровой, чтобы быть закаленным, чтобы смыть микробы. (Для закрепления навыков можно прочитать отрывок из сказки Чуковского "Мойдодыр" и т. п.)
Мойся мыло! Не ленись!
Не выскальзывай, не злись!
Ты зачем опять упало?
Буду мыть тебя сначала!
О микробах:
Они очень маленькие и живые (рисунок). Они попадают в организм и вызывают болезни. Они живут на грязных руках. Они боятся мыла.
Микроб - ужасно вредное животное,
Коварное и главное щекотное.
Такое вот животное в живот
Залезет - и спокойно там живет.
Залезет шалопай, и где захочется
Гуляет по больному и щекочется.
Он горд, что столько от него хлопот:
И насморк, и чихание, и пот.
Вы, дети, мыли руки перед ужином?
Ой, братец лис, ты выглядишь простуженным
Постой-ка, у тебя горячий лоб
Наверное, в тебе сидит микроб!
Далее вместе с детьми рассматриваем ситуации защиты от микробов и делаем вывод, который дети должны хорошо усвоить: не есть и не пить на улице; всегда мыть руки с мылом, вернувшись с улицы, перед едой, после туалета.
-Что мы делаем, чтобы защитить себя от микробов? (есть только мытые овощи и фрукты; когда чихаешь или кашляешь, закрывать рот и нос платком; есть только из чистой посуды).
В-третьих, это гимнастика, физкультурные занятия, закаливание и подвижные игры.
В-четвертых, культура питания (обыгрывание ситуации "В гости к Мишутке" и "Винни-Пух в гостях у Кролика".)
Отсюда вывод: Нельзя - пробовать все подряд - есть и пить на улице - есть немытое - есть грязными руками - давать кусать - гладить животных во время еды - есть много сладкого. Нужно есть больше овощей и фруктов. В них много витаминов.