Ася
Конспект занятия с педагогами образовательной организации «Профилактика синдрома эмоционального выгорания»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила: педагог-психолог,
Анастасия Петровна Левочкина
Цель: выявления и профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов, ознакомление педагогов с приемами саморегуляции.
Задачи: - знакомство с понятием «эмоциональное выгорание»;
- обучить педагогов способам регуляции психоэмоционального состояния;
Публикация «Конспект занятия с педагогами образовательной организации „Профилактика синдрома эмоционального выгорания“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Эмоциональное и профессиональное выгорание. Тренинги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2024
- профилактика эмоционального выгорания - арт-терапия.
Оборудование и материалы: столы, стулья, компьютер, монитор, презентация на тему «Синдром эмоционального выгорания», стимульный материал, листы А4, цветные карандаши, холсты, краски, кисти, расслабляющая музыка.
Занятие групповое, рассчитано на 2,5 - 3 астрономических часа.
Количество участников: 10-15.
Ход занятия:
I. Приветствие:
- Здравствуйте! Сегодня мы собрались не для того, чтобы обсуждать образование. Сегодня мы обратим внимание на свое здоровье, а точнее эмоциональное здоровье, от которого зависит наше физическое состояние. Тема нашего занятия «Синдром эмоционального выгорания».
II. Далее лекция сопровождается презентацией:
Эмоциональное выгорание - профессиональное выгорание – психическое выгорание – это личная деформация профессионала под влиянием профессиональных стрессов. (слайд 2).
При этом человек чувствует душевный и физический дискомфорт. (слайд 3)
Характерные проявления синдрома «выгорания» : эмоциональное истощение; невозможность работать с полной отдачей сил; циничность и негативизм по отношению к зависимым лицам (учащиеся, подчиненные, клиенты, пациенты); негативное самовосприятие в профессиональном плане
(личных достижений или обязанностей). (слайд 4)
Выгорание – это ответ на хронический эмоциональный стресс, включающий три компонента: эмоциональное и /или физическое истощение; снижение рабочей продуктивности; расстройство самовосприятия, или дегуманизацию, межличностных отношений. (слайд 5)
Факторы, влияющие на развитие «выгорания» в профессиях типа
«человек-человек» : личностные, корпоративные, статусно-ролевые. (слайд 6)
К личностным факторам выгорания относят : склонность к интроверсии; реактивность; низкую или чрезмерно высокую эмпатию; жесткость и авторитарность по отношению к другим; низкий уровень самоуважения и самооценки. (слайд 7)
К статусно-ролевым факторам выгорания относят : ролевой конфликт; ролевую неопределенность; неудовлетворенность профессиональным и личностным ростом; низкий социальный статус; ролевые поведенческие стереотипы, ограничивающие творческую активность; отверженность в значимой группе; негативные тендерные установки, ущемляющие права и свободу личности. (слайд 8)
К корпоративным факторам выгорания относят : слабая организационная культура; трудность выполнения профессиональных обязанностей; продолжительность и интенсивность рабочей нагрузки; административные, управленческие и коммуникативные особенности организации; индивидуальные характеристики управляющих и результат их деятельности; дефицит административной, социальной и профессиональной поддержки; несправедливость и неравенство взаимоотношений в организации; отсутствие корпоративной сплоченности; жесткий контроль, мешающий инициативности и творчеству; отсутствие необходимой обратно связи от руководства. (слайд 9).
Выгорание отражает три основных класса реакции на стресс: (слайд10)
1. Физическая реакция (физическое истощение) (слайд 11)
2. Эмоциональное истощение (слайд 12)
3. Сниженная рабочая продуктивность (слайд 13)
Стадии стресса: (слайд 14)
Первая стадия выражается напряженностью. Наиболее вероятные ситуации возникновения стресса: Навыки и умения субъекта недостаточны; Работа не соответствует ожиданиям, потребностям и ценностям субъекта труда (слайд 15).
Вторая стадия сопровождается сильными ощущениями и переживаниями стресса. Движение от первой ко второй стадии зависит от ресурсов личности, от ролевых и организационных переменных. (слайд 16)
Третья стадия описывает три основных реакции на стресс: Физические; аффективно-когнитивные; поведенческие. (слайд 17)
Четвертая стадия – негативные последствия психологического стресса (физического и психологического). Профессиональное выгорание (слайд 18)
Профессии с высоким уровнем профессионального выгорания :
1. учителя, преподаватели; 2. медицинские работники; 3. социальные работники; 4. Продавцы; 5. менеджеры среднего и высшего звена и т. д. (слайд 19)
К профессиональным факторам выгорания добавляются : нереализованные жизненные и профессиональные ожидания; переживание одиночества; разочарование в других людях и в избранном деле; обесценивание и потеря своих усилий; ощущение бессмысленности активной деятельности и жизни и др. (слайд 20)
Переживания неблагополучия в связи с выгоранием : бессонница; эмоциональная усталость; негативное отношение к работе или общению с людьми; психосоматическое недомогание; нарушение аппетита; агрессивные и упаднические чувства; переживание чувства вины; злоупотребление химическими агентами (лекарственные препараты, кофе, алкоголь, табак, наркотики) и т. д (слайд 21)
Ресурсы стрессоустойчивости (слайд 22)
Под стрессоустойчивостью личности понимается: сохранение способности к социальной адаптации; сохранение значимых межличностных связей; достижение жизненных целей; сохранение трудоспособности; сохранение здоровья (слайд 23)
Ресурсы стрессоустойчивости: личностные, социальные, информационные (слайд 24)
Личностные: активная мотивация преодоления; сила Я-концепции; активная жизненная установка; позитивность и рациональность мышления; эмоционально-волевые качества; физические ресурсы. (слайд 25)
Социальные: социальное окружение; благоприятная атмосфера в коллективе; поддержка руководства (слайд 26)
Информационные и инструментальные: способность контролировать ситуацию; использование методов или способов достижения целей; способность к осмыслению ситуации; материальные ресурсы (слайд 27)
Преодоление стресса: понимание причин стресса, осмысление ситуации; контроль динамики переживаний; перестройка поведения, коррекция стратегий и планов; коррекция жизненных ценностей, межличностных отношений. (слайд 28)
Для физического и психологического здоровья необходимо: здоровый сон; общение с близкими и приятными людьми; прогулки на свежем воздухе; нормированное рабочее время; работу оставлять на работе; найти себе хобби; уважать себя. (слайд 29).
III. Сейчас я предлагаю вам пройти методики для диагностики эмоционального выгорания :
Возьмите бланк «Диагностика эмоционального выгорания (К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н. Е. Водопьяновой)»
Инструкция: Ниже приведен список утверждений, характеризующий чувства и переживания, которые могут возникать в связи с вашей работой. Прочитайте пожалуйста, каждое из утверждений и оцените, насколько оно соответствует Вашим личным переживаниям. Если у Вас они не возникают никогда, то подчеркните оценку «0». Если такие переживания возникают, оцените, как часто это случается; «1» - очень редко; «2» - редко; «3» — иногда; «4» - часто; «5» - очень часто; «6» -всегда.
После проведения первой методики педагогам предложено выпить чай.
Далее проведение второй методики «Диагностика уровня эмоционального выгорания (В. В. Бойко)».
Инструкция: прочитайте суждения и ответьте «да» или «нет». Примите во внимание, что, если в формулировках опросника идет речь о партнерах, то имеются в виду субъекты вашей профессиональной деятельности — родители, учащиеся и другие люди, с которыми вы ежедневно работаете.
IV. После проведения методик, педагогам предлагаются арт-терапевтические задания.
Первое задание направлено на выход негативных эмоций.
«- Перед вами лежат цветные карандаши и чистый лист (А4). Вам нужно вспомнить негативные, конфликтные ситуации, которые случались с вами и возможно не оставляют вас.
Теперь возьмите чистый лист, карандаши и создайте художественные композиции на темы «Шторм», «Взрыв», «Чудовище», «Спортивные состязания» для того, чтобы дать выход чувствам, связанным с конфликтом». Предполагается выход негативных эмоций. После изображения негатива, рисунок нужно порвать, избавляясь от этого чувства.
Второе задание направлено на поиск ресурсов.
«- Для второго задания, вам нужно вспомнить все, что связано со спокойствием, умиротворением, легкостью, т. е. со всеми приятными чувствами. Эти чувства вы будете изображать на холсте. Например, можно нарисовать сад, в котором приятно спокойно отдохнуть, погулять. Это будет сад мечты. Для помощи в поисках приятных воспоминаний и ассоциаций, я включу расслабляющую музыку.»
Затем каждый высказывает свои ассоциации к предложенной музыке, после чего все погружаются в искусство.
Предполагается «разбудить» позитивные чувства, отвлечься от насущных проблем, повысить самооценку. Терапия проводилась красками на холсте.
Внутренний ребенок показал все, что не смог сказать за себя взрослый.
V. Заключительная часть.
Каждому участнику предлагается высказать свое мнение о проведенном занятии.
Каждому участнику выдается памятка «Профилактика эмоционального выгорания»