МААМ-картинки

Театр в жизни ребенка. Из опыта работы

Ирина Серебрякова
Театр в жизни ребенка. Из опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы

«Театр – это такая кафедра,

с которой можно много сказать миру добра».

(Николай Васильевич Гоголь)

На современном этапе развития дошкольников особенно актуальны вопросы формирования творчески активной личности, ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь включать разнообразные виды художественной творческой деятельности. Именно в них каждый ребенок может проявить себя наиболее полно и реализовать свою творческую активность.

В человеке все должно быть прекрасно: и речь, и движение, и поведение. В каком же виде деятельности можно развивать сразу все эти качества? Конечно же, в театрализации.

Театрализованная деятельность является самым популярным и увлекательным направлением в детском возрасте. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей в общении, неуверенности в себе. Постепенно неуверенные в себе дети становятся более открытыми, смелыми, легко идущими на контакт с окружающим миром, сверстниками и взрослыми. Взяв в руки куклы, взрослые могут решить многие педагогические задачи, так как с помощью сказки происходит знакомство малышей с различными моделями поведения. Сказки показывают дошкольникам последствия положительных и отрицательных поступков, воспитывают эстетический вкус. Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями. Она доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, благотворно воздействует на зрителей.

Театр – это игра. А игра – это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Нередко бывает так, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, теряются в присутствии незнакомых лиц. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путём привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь может оказать театр в детском саду. Возможность «спрятаться» за маску, действовать от имени какого-либо персонажа позволяют ребенку решать многие проблемные ситуации, помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Театрализованные игры способствуют развитию детской фантазии, воображения, учат искренне сопереживать: радость, печаль, гнев, тревогу и др. Через игру ребенок не только распознает эмоциональное состояние персонажа по мимике, жесту, интонации, но и передает с помощью выразительных средств разнообразные эмоции, которых так не хватает ребенку в наше время. Ведь зачастую родителям бывает некогда почитать ребенку книжку. А как загораются глаза малыша, когда взрослый читает вслух, интонационно выделяя характер каждого героя произведения! А как ребенок обрадуется, если вы вместе с ним обыграете какую – либо потешку, отрывок из сказки, становясь медведем, маленьким зайчиком или хитрой лисой.

Театр – это всегда игра. Это возможность не только увидеть героя, но и самому стать им. Из робкого мальчика превратиться в сильного Медведя, смелого Петушка, а из капризной девочки – в трудолюбивую Машеньку. Ребенку необходимо хотя бы ненадолго стать героем, поверить в себя, услышать первые аплодисменты.

В нашем детском саду работа по театрализованной деятельности начинается с самого младшего возраста. В возрасте 2 - 3 лет малыши живо интересуются играми с куклой, им нравятся небольшие сюжеты, показанные музыкальным руководителем или воспитателем, они с удовольствием выражают свои эмоции в двигательных образах-импровизациях под музыку.

На первых этапах приобщения малышей к театрализованной деятельности мы занимаемся короткими инсценировками. Например, я показываю куклу детям:

-К вам пришла кукла Катя в нарядном платье. Что это у Кати? (Бантик.) Да, это бантик. А это что? (Шляпка) Что у неё на ножках? (Туфельки) Давайте попросим Катю поплясать: "Катя, попляши пожалуйста". (Катя пляшет.) Катя, наши дети тоже умеют плясать. Посмотри.

И малыши с удовольствием танцуют вместе с куклой. С таким же удовольствием они вместе с ней пот несложные простые песенки.

В младшей группе для театрализации мы используем любимые детьми игрушки (машинки, куклы и др.). Малыши с большим интересом инсценируют самые простые сказки, песенки, потешки. Для этого прекрасно подходят фланелеграф, бибабо. Активно используется мимика, артикуляция, жесты. К концу учебного году, а иногда и в середине, мы с ребятами можем представить на утренниках небольшие сценки-инсценировки, которые неизменно радуют всех родителей и приносят массу положительных эмоций.

В средней группе интерес к театрализованным играм углубляется. Дети начинают распределять роли в группе сверстников, осознанно «играть на зрителя».

Мы начинаем учить детей сочетать в роли движение и текст, движение и слово, развивать чувство партнёрства, использовать пантомиму двух-четырёх действующих лиц. Театрально-игровой опыт детей расширяется за счёт освоения игры-драматизации. В работе с детьми используются русские народные сказки, знакомые детям авторские произведения, например, сказки В. Сутеева «Последнее яблоко», «Под грибком» и др. В этом возрасте дети активно реагируют на смену музыкальной характеристики персонажа, подражают новым героям. Придумывают свои способы показа задуманного. Таким образом, мы можем показать уже небольшую сказку-инсценировку, которую дети с большим удовольствием сначала разучивают, а потом представляют зрителям.

В старшей группе дети начинают активно фантазировать и сочинять, у них

совершенствуются исполнительские умения, развивается чувство партнёрства. Так, они могут переделывать начало и концовки знакомых сюжетов, придумывать новые обстоятельства, в которые попадает герой, вводить в действие новых персонажей. Используются мимические и пантомические этюды и этюды на запоминание физических действий. Дети подключаются к придумыванию оформления сказок, отражению их в изобразительной деятельности. В драматизации дети проявляют себя очень эмоционально и непосредственно, сам процесс драматизации захватывает ребёнка гораздо сильнее, чем результат.

Артистические способности детей развиваются от выступления к выступлению. Мы совместно обсуждаем постановки спектакля, думаем, как его воплотить, как провести - всё это очень сближает нас, как участников творческого процесса. В процессе театрализованной деятельности складывается особое, эстетическое отношение к окружающему миру, развиваются общие психические процессы: восприятие, образное мышление, воображение, внимание, память и др. Дети способны представить уже довольно сложное произведение, что доставляет им огромную радость и интерес. В процессе подготовки к спектаклю они импровизируют, предлагают те или иные способы воплощения своего персонажа, приносят из дома элементы костюмов, которые хотели бы использовать при воплощении своего героя.

В подготовительной группе дети начинают живо интересоваться театром как видом искусства. Их увлекают рассказы об истории театра и театрального искусства, о внутреннем обустройстве театрального помещения для зрителей (фойе с фотографиями артистов и сцен из спектаклей, гардероб, зрительный зал, буфет) и для работников театра (сцена, зрительный зал, репетиционные комнаты, костюмерная, гримёрная, художественная мастерская). Интересны детям и театральные профессии (режиссёр, актёр, гримёр, художник и др.).

Мы будем знакомить ребят с основными правилами поведения в театре. На занятиях по театрализованной деятельности в этом возрасте происходит первое знакомство с балетом, оперой. Для этого существует специальная программа, адаптированная для детей 6-7- лет.

Уважаемые родители! Вы можете принимать самое активное участие в развитии театральных способностей детей на всех возрастных этапах:

- домашний кукольный театр своими руками ;

- постановка небольших любимых сказок с привлечением членов семьи;

- совместное с детьми изготовление костюмов и атрибутов для спектаклей в детском саду;

- личное участие в наших мероприятиях: праздниках, досугах, развлечениях;

- совместные походы в театр (для детей старшего возраста).

Наша с вами совместная активная театрализованная деятельность создаст условия для укрепления эмоциональных связей (ребенок – семья – педагоги), будет способствовать более глубокому погружению детей в атмосферу игры, волшебства, праздника. Это позволит нам эффективнее решать поставленные педагогические задачи, развивать художественно – эстетический вкус и творческие способности детей, а также поддерживать взаимосвязь детского сада с родителями в общем деле воспитания, образования и развития ребёнка.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Публикации по теме:

Опыта работы на тему «Ознакомление дошкольников 6-го года жизни с пейзажной живописью» Одно из незаменимых средств формирования духовного мира детей и пробуждения в них творческого начала является живопись. Живопись – это один.

Из опыта работы «Лэпбук как форма взаимодействия взрослого и ребенка»Из опыта работы «Лэпбук как форма взаимодействия взрослого и ребенка» В современном мире каждый воспитатель дошкольного образования ищет новые пути, подходы в своей педагогической деятельности. Ведущим видом.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Театр в жизни ребенка. Из опыта работы
Опубликовано: 4 февраля 2025 в 12:03
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Театр в жизни ребенка. Из опыта работы» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Серебрякова (УИ 194518) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
05 февраля 2025 среда
Читаем детям вслух!
Проводим викторины и интеллектуальные игры!
Собираем пирамидки!
06 февраля 2025 четверг
Поздравляем солдат с Днем Защитника Отечества!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД