Карасёва Неля Владимировна
Исследовательский проект «В сказки играем — деньги считаем»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта:
1. Введение. Меня зовут Подковырин Максим. Мне 6 лет. И расскажу я вам про деньги. Деньги настолько прочно обосновались в повседневной жизни, что мы не видим в них ничего необычного. А между тем это - одно из самых замечательных и даже поразительных изобретений человека. Актуальность темы несомненна, так как современный мир без денег представить просто невозможно.
Мы с мамой собираем монеты. У нас уже целая коллекция, они разного достоинства. Это настолько интересная тема, что появилась возможность собрать деньги других государств. Они называются –валюта. И мне стало интересно, зачем придумали деньги? Чтобы узнать это, мне пришлось, с помощью семьи, прочитать энциклопедии, посмотреть различные познавательные передачи, поискать информацию в сети интернет.
1.1. Поэтому цель нашего проекта: научиться финансовой грамотности посредством театрализованной деятельности.
Мы поставили перед собой задачи:
1. Познакомиться с историей происхождения монет.
2. Формировать представления о многообразии видов купюр.
3. Попробовать сделать поделку «Денежное дерево» своими руками.
4. Привлекать родителей к совместной, продуктивной деятельности с детьми
5. Создать коллекцию денег.
Но почему же свой проект я назвал «В сказки мы играем – деньги изучаем»
История возникновения монет. Мы решили изучить эту тему. Читали энциклопедию, ходили в библиотеку, интернет и выяснить, когда появились деньги, для чего они нужны, какие разновидности монет и купюр существуют.
Люди поняли: деньги должны быть универсальными и пригодными к долгому хранению, не как раньше: соль, пушнина, продукты.
Металл и стал идеальным вариантом: не портится, долго хранится, легкий качество монет легко контролировать. Первая монета на Руси называлась серебряником, их отливали из серебра, а потом появились золотые.
Российская империя первой ввела десятичную систему счета денег. Петр 1 об этом позаботился:
в 1 рубле - 100копеек.
Бумажные деньги появились намного позже, потому что зависели от производства бумаги и развития печати. Купюры упростили жизнь людей, больше не нужно носить тяжелые монеты с собой. Современные деньги бывают двух видов: наличные (монеты и бумажные) безналичные (их нельзя трогать или носить в кошельке и банковская карта).
Однажды в детском саду моя воспитательница Неля Владимировна для игры «Магазин», раздала нам денежные купюры, при этом она сказала, что они не настоящие. Я не мог понять, почему. И я задумался над тем – где их берут, настоящие?
Мама рассказала, что взрослые ходят на работу и за это им дают деньги. Эти деньги они тратят на покупку еды, одежды, игрушек и на оплату детского сада, на здоровье. Но в моем понимании, все легко и просто. Ведь, очевидно, откуда берутся деньги. Нужен только цветной принтер и печатай. На мое предположение мама улыбнулась и объяснила, что такое невозможно. Мама легко объяснила, чем распечатанные деньги отличаются от настоящих. Рассказала про водяные знаки и показала их. А в доказательство она повела меня в банк. Сотрудники сбербанка мне все ясно объяснили. Так же они сказали, что есть уголовная статья за подделку денег, за которую могут посадить в тюрьму.
Две купюры: настоящая и фальшивая.
Актуальность
Деньги настолько прочно обосновались в повседневной жизни, что мы не видим в них ничего необычного. А между тем это - одно из самых замечательных и даже поразительных изобретений человека. Актуальность темы несомненна, так как современный мир без денег представить просто невозможно. Когда я был совсем маленьким, мама читала мне сказки. Я подумать не мог, что в них есть своя специфика, именно они формируют у детей начальные представления о важнейших связях мира и человека.
Глава I.
1.1. Уроки финансовой грамотности в сказках
1.1.1 Русская народная сказка «Бобовое зернышко». (1)
Возьмем, к примеру, известную русско-народную сказку «Бобовое зернышко». Данное произведение еще с самого детства приучала нас к тому, что за любую взятую нами вещь или на какое-либо одолжение, мы должны отдать что-либо взамен. В наше время обмен происходит за счет денежной валюты, которую мы получаем за свой собственный труд. Заработав свои собственные деньги, мы в первую очередь распоряжаемся, куда их внести, на что их потратить и на что отложить. Таким образом, вырабатывая в себе бережливость.
Урок: сказка учит: за все в жизни приходится платить
1.1.2 Сказка А. Н. Толстого «Приключения Буратино, или Золотой ключик».(2)
В сказке А. Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино» главный персонаж – Буратино - совершил финансовую ошибку, доверившись двум мошенникам — лисе Алисе и коту Базилио. Не имея жизненного опыта, деревянный мальчишка многого не понимал и хотел заработать легких и быстрых денег. Но, как известно, деньги не растут на деревьях, они зарабатываются трудом. И в такую ловушку попадаются даже те люди, которые не верят в сказки.
Примеры такого мошенничества можно встретить в нашей современной жизни.
Урок: Заоблачные проценты – в лучшем случае это просто сказка, но чаще всего они оказываются «байками» мошенников.
1.1.3 Сказка А. С. Пушкина «Сказка и попе и работнике его Балде».(3)
«Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»,- любил повторять А. С. Пушкин. В литературной «Сказке о попе и работнике его Балде» автор высмеивает такие качества человека, как жадность, погоня за дешевизной.
Балда был хорошим работником, а поп ему не хотел платить, и за свою жадность понес наказание.
Урок: сказка учит нас тому, что так поступать со своими работниками (впрочем, как и вообще с людьми) нельзя. Нужно платить им по их заслугам. «По работе и оплата»
Вывод: Сказки, рассмотренные в исследовательской работе, оказались актуальны и в современном обществе, так как проблемы, обозначенные в них, существуют в настоящее время.
В завершении этой обширной темы, наша семья захотела сделать поделку своими руками «Денежное дерево». Это талисман удачи и успеха! Результатом моего проекта стала презентация «Сказки мы читаем –деньги изучаем» Ребята моей группы с интересом в нем участвовали, узнали много нового и интересного о мире финансовых отношений.
Таким образом, актуальность проекта в том, чтобы за счет использования информационной среды максимально полно использовать интерес детей
к экономической деятельности, оптимизировать их интеллектуальную нагрузку.
«Стать успешным в современном мире», вот задача, которую решают педагоги и родители, используя сказки и театрализованную деятельность, которые
способствуют пониманию многих экономических явлений, развитию
познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению. Ведь человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому наши дети достойны того, чтобы стать успешными, активными и финансово - образованными во взрослой самостоятельной жизни.
Срок реализации проекта: 07.02.2022г. – 14.02.2022г.
Тип проекта: познавательно-творческий
Участники проекта:
Дети группы ОРН 3-4лет «Колокольчик», воспитатели группы, родители (законные
представители)
Формы и методы:
Сюжетно – ролевые игры, беседы, фотоальбомы, эксперименты, дидактические игры, игры экономического содержания, инсценировка сказки, чтение
художественных произведений, потешки и поговорки, просмотр мультфильмов.
Функции сказок
- сказка помогает реализовать эмоциональные и познавательные потребности ребенка;
- расширяет круг представлений ребенка об основах финансовой деятельности, человеческих отношений,
- способствует развитию в ребенке понимания внутреннего мира людей;
- помогает формировать внутреннюю психическую активность ребенка, умение мысленно действовать в воображаемой ситуации, умение предвидеть последствия предполагаемых действий, устанавливать причинно-следственные связи во взаимоотношениях между людьми;
В качестве средств экономического воспитания использовать:
- сказочные персонажи,
- игровые формы,
- чтение сказок с дальнейшим их обсуждением,
- создание проблемных ситуаций.
Принципы построения работы:
1. Доступность предлагаемого материала.
2. Системность и постепенность его усвоения.
3. Наглядность – использование наглядно-дидактического материала, информационно-коммуникативных технологий.
Предполагаемые результаты:
По завершению проектных мероприятий дети могут:
70% детей овладели первичными экономическими понятиями и используют их в повседневной жизни;
Активизировали речь детей в вопросах финансовой грамотности посредством театрализованной деятельности с участием родителей;
70% детей проявляют в общении с взрослыми и сверстниками нравственные качества;
Созданы условия для развития творческих способностей детей, обогащена предметно - пространственная среда атрибутами и пособиями по финансовой грамотности;
75% детей контролируют свое поведение на основе первичных представлений в мире финансов;
50 % родителей проявляют интерес к вопросам финансовой грамотности и являются активными участниками образовательной деятельности.
Этапы проекта:
1 этап Организационно-подготовительный
• Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы о видах и значении денег.
• Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
• Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
2 этап – Основной (реализации проекта)
Реализация проектных мероприятий:
1. Беседы с детьми на тему: «Что мы знаем о деньгах? Откуда берутся деньги?», «Происхождение копилки».
2. Просмотр мультфильмов «Смешарики. Азбука финансовой грамотности», «Как старик корову продавал», «Барбоскины и реклама», «Бизнес крокодила Гены», «Простоквашино. Клад».
3. Просмотр презентации «Деньги. Виды денег»,
4. Продуктивная деятельность. Аппликация «Моя копилочка», лепка «Копилка-Юла», конструирование «Банкомат», рисование «Кошелек».
5. Театралезованная деятельность. Инсценировка сказок «Золотой ключик или приключения Буратино», «Как мужик корову продавал».
6. Дидактические игры «Кто кем работает», «Размен», сюжетно-ролевая игра «Магазин».
7. Экспериментально – поисковая деятельность: рассматривание монет под лупой, знакомство со свойствами и качествами материалов, из которых сделаны деньги (цвет, форма, величина, прочность, вес, фактура и др.) Сбор монет для коллекции.
8. Речевая деятельность. Рассказ из личного опыта «Как я первый раз ходил в магазин». Придумывание рассказов и сказок о деньгах. Речевые упражнения «Какая монета?». Дидактическая игра «Денежное дерево». Заучивание пословиц и поговорок о деньгах. Отгадывание загадок о монетах и придумывание своих, чтение сказки «Бобовое зернышко» рассказывание сказки А. С. Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде».
9. Работа с родителями: «Консультации – «Учите детей экономить», «Как обучить детей финансовой грамотности», «Основы воспитания финансовой грамотности детей дошкольного возраста».
3 этап – Заключительный
1. Создание коллекции монет (железные, бумажные)
2. Поделка семьи Подковыриных «Денежное дерево»
3. Презентация «В сказки мы играем – деньги изучаем»
4. Коллекция бумажных, альбом детских рисунков, копилка –осьминог.
Заключение:
До участия в проекте всё, что связано с деньгами, воспитанникам казалось сложным и даже загадочным, но с каждым новым этапом «взрослый» мир денег становился детям более понятен и близок. На старте работы сомневались, сможет ли ребенок выполнить предложенные задания, в том числе и в режиме самостоятельного
освоения (дома при поддержке родителей). Опасения оказались напрасными –
участники проекта с интересом работали, по-взрослому ответственно и по-детски увлечённо, задавали много вопросов, а при необходимости обращались за
консультацией к взрослым. Убеждена, в необходимости продолжения трудной, но полезной работы с ребятами по овладению начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений.
Тезисы «В сказки мы играм –деньги изучаем»
Подковырин Максим, разновозрастная группа общеразвивающей направленности детей от 5 до 7 лет, филиала «Сказка» МБДОУ детского сада «Колокольчик»
Карасева Неля Владимировна, воспитатель филиала «Сказка» МБДОУ детского сада «Колокольчик»
Цель: формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.
Задачи:
1. Познакомить и активизировать речь детей младшего дошкольного возраста, первичными экономическими понятиями (бедный – богатый, расточительный, щедрый - жадный, бартер и др.);
2. Поспособствовать воспитанию нравственных качеств (бережливость, рачительность, трудолюбие, умение планировать дела);
3. Создать условия для развития творческих способностей детей, в ходе организации совместных мероприятий с педагогами ДОУ, посредством театрализованной деятельности;
4. Формировать социально - коммуникативные навыки в ходе совместной деятельности (умение договариваться, уступать и др.);
5. Обогатить развивающую предметно - пространственную среду группы дидактическими материалами и атрибутами по разделу «финансовая грамотность».
Гипотеза: Если детей познакомить с начальными элементарными знаниями финансовых отношений, то мир денег им становится более понятен и близок.
Методы исследования:
1. Сбор информации: методическая литература, научная литература, художественная литература.
2. Подбор материала для создания коллекции монет.
3 Коллекция бумажных денег (бонистика) в группе детского сада.
4. Сбор материала для поделки «Денежное дерево».
5. Подбор материала для изготовления копилки «Осьминог»
6. Опрос продавцов на тему: «Каким способом можно оплатить товар?
Наличка и банковская карта.
7. Выставка изделий и коллекции в группе детского сада.
Основным результатом проведённых исследований стало:
70% детей овладели первичными экономическими понятиями и используют их в повседневной жизни;
Активизировали речь детей в вопросах финансовой грамотности посредством театрализованной деятельности с участием родителей;
70% детей проявляют в общении с взрослыми и сверстниками нравственные качества;
Созданы условия для развития творческих способностей детей, обогащена предметно - пространственная среда атрибутами и пособиями по финансовой грамотности;
75% детей контролируют свое поведение на основе первичных представлений в мире финансов;
50 % родителей проявляют интерес к вопросам финансовой грамотности и являются активными участниками образовательной деятельности.
Заключение
Наша гипотеза полностью подтвердилась: если детей знакомить с деньгами, элементарными покупками, начальными знаниями финансовых отношений, то мир им становится более понятен, и близок. А любимые сказки им в этом помогут.
Таким образом, наше предположение доказано.