Приложение МААМ

Конспект занятия с использованием STEM — оборудования «Путешествие капельки» (старшая группа) (4 фото)

Ольга Фокина
Конспект занятия с использованием STEM — оборудования «Путешествие капельки» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы

Интегрированное занятие

по ознакомлению с окружающим миром

с использованием STEM – оборудования

для детей старшей группы

«ПУТЕШЕСТВИЕ КАПЕЛЬКИ»

Составила и провела:

воспитатель Фокина О. В.

Интегрируемые образовательные области:

- познавательное развитие;

- социально-коммуникативное развитие.

Цель: Формирование представлений о воде как явлении неживой природы и о круговороте воды в природе.

Темочки:

Задачи:

- Расширять представления детей о свойствах воды и ее состояниях, формировать представление о круговороте воды в природе;

- Развивать способы познавательно-исследовательской деятельности (сравнивать, анализировать, обобщать, посредством включения детей в экспериментальную деятельность;

- Развивать пространственное мышление, познавательную активность и любознательность детей.

Демонстрационный материал:

- магнитная доска;

- капелька воды, вырезанная из картона;

- схематическое изображение воды, льда и пара;

- изображение снежинки;

- термос с горячей водой;

- зеркальце на ручке;

- схема «Круговорот воды в природе»;

- схематические изображения (ОБЛАКО-КАПЛЯ-ВОДА-СОЛНЦЕ-ПАР-ОБЛАКО-КАПЛЯ) для игрового набора «Я – робот!»;

- изображение водоочистительной станции;

- мультстудия «Я творю мир!» (STEM- оборудование).

Раздаточный материал:

- набор мерных стаканчиков (по три на каждого ребенка, одна пипетка (STEM-оборудование);

- чайные ложки (по две на каждого ребенка);

- кипяченая вода;

- лимонный сок;

- молоко;

- набор полых геометрических тел (STEM-оборудование);

- кубики льда (на каждого ребенка);

- схематические изображения снежинок и наборы № 3-6 Ф. Фребеля (STEM-оборудование);

- игровой набор «Я – робот!» (STEM-оборудование);

- конструктор «LEGO» (STEM-оборудование).

Предварительная работа:

- рассматривание иллюстраций на тему «Вода»;

- чтение художественных произведений о воде (А. Тараскин «Сколько я знаю дождей», экологическая сказка «Жила-была река»);

-рисование облаков, моря, реки, лужи, дождя и т. п. ;

- прослушивание аудиозаписи «Журчание ручейка»;

- наблюдение за водой во время прогулки.

СОДЕРЖАНИЕ

Дети стоят полукругом рядом с воспитателем

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

Мы сегодня с вами совершим необыкновенное путешествие. Но, прежде чем, мы в него отправимся, отгадайте загадку:

Меня пьют, меня льют.

Всем нужна я.

Кто я такая? (вода)

Воспитатель: Молодцы, ребята, конечно же - это вода.

Воспитатель показывает детям Капельку воды, вырезанную из картона.

Воспитатель: Вот она – Капелька воды. На Земле вода содержится во многих водоемах. Назовите их (моря, океаны, реки, ручьи, озера, родники, болота, пруды)

Воспитатель: Правильно, ребята. А кому нужна вода? (растениям, животным, рыбам, людям)

Воспитатель: Совершенно верно. Всему живому нужна вода: растениям, животным и, конечно же, человеку. Без воды невозможна жизнь на земле!

Воспитатель: Но почему же тогда вода не заканчивается, если она нужна всем? Давайте вместе с Капелькой совершим ее необыкновенное путешествие и узнаем, как же так получается.

ЧАСТЬ 1. СВОЙСТВА ВОДЫ.

Воспитатель: Но для начала, нам нужно вспомнить, что же такое – вода? И какая она бывает? Давайте с вами отправимся в лабораторию и узнаем все секреты воды!

Но сначала давайте вспомним правила работы в лаборатории:

1. Можно ли пробовать незнакомые вещества на вкус? (нет, можно отравиться)

2. Как правильно нюхать незнакомые вещества? (с помощью ладошки)

ОПЫТ 1. ЦВЕТ ВОДЫ.

Воспитатель: Как вы думаете, имеет ли вода цвет? (нет) Давайте в этом убедимся.

У детей на столах стоят по 3 стакана (в одном – вода, в другом – молоко, третий - пустой) и по 2 чайные ложки. Воспитатель берет стакан с молоком и кладет в него чайную ложку.

Воспитатель:

- В этом стакане налито молоко, я положу ложку в этот стакан. Сделайте так же. Что вы можете сказать? (ложку не видно)

- А теперь положите другую ложку в стакан с водой. Что вы можете сказать теперь? (ложку видно)

- Какой вывод мы можем сделать? (вода ПРОЗРАЧНАЯ и НЕ ИМЕЕТ ЦВЕТА)

ОПЫТ 2. ЗАПАХ И ВКУС ВОДЫ.

Воспитатель:

- Как вы думаете, имеет ли вода запах? (ответы детей). Давайте понюхаем. Не забывайте о том, как правильно нюхать различные вещества (вода не пахнет).

Воспитатель: - А теперь давайте проверим, есть ли у воды вкус? Отпейте по глоточку воды из ваших стаканов (у воды нет вкуса).

Продолжим наши эксперименты. У нас с вами есть лимонный сок, давайте добавим его в воду.

Дети самостоятельно добавляют лимонный сок в свои стаканы.

Воспитатель: Понюхаем воду теперь. Что вы можете сказать? (вода пахнет лимоном)

Давайте снова отопьем по глоточку. Что вы чувствуете? (вода приобрела лимонный вкус)

Какой вывод мы можем сделать? (вода НЕ ИМЕЕТ своего ВКУСА и ЗАПАХА, но приобретает вкус и запах того вещества, которое в нее попадает)

ОПЫТ 3. ВОДА – ЭТО ЖИДКОСТЬ.

Воспитатель: Ребята, возьмите в одну руку стакан с водой, а в другую – пустой стакан. Попробуйте перелить воду из одного стаканчика в другой и обратно. Получилось? (да)

А как вы думаете, почему? (потому что вода жидкая и может течь)

Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно. Какой вывод мы можем сделать? (ВОДА – ЭТО ЖИД-КОСТЬ)

ОПЫТ 4. ФОРМА ВОДЫ.

Воспитатель: Ребята, теперь давайте определим, имеет ли вода форму. Перед вами на столах стоят предметы, имеющие разную геометрическую форму. Давайте назовем эти геометрические тела (куб, цилиндр, призма, параллелепипед).

Перелейте воду из своего стакана в геометрическое тело. Что вы видите? (вода принимает фор-му того предмета, в который попадает)

Воспитатель: Правильно. Какой вывод мы можем сделать? (вода НЕ ИМЕЕТ СВОЕЙ ФОРМЫ)

ЧАСТЬ 2. СОСТОЯНИЯ ВОДЫ.

1. ЖИДКОЕ СОСТОЯНИЕ.

Воспитатель: Ребята, мы с вами исследовали свойства воды. Что мы теперь знаем о воде?

(ВОДА – ЭТО ЖИДКОСТЬ, которая НЕ ИМЕЕТ ЦВЕТА, ЗАПАХА, ВКУСА и ФОРМЫ)

Воспитатель прикрепляет на магнитную доску схематическое изображение воды.

Воспитатель: Но в природе вода может быть не только жидкой. Давайте продолжим наши эксперименты и изучим другие состояния воды.

2. ТВЕРДОЕ СОСТОЯНИЕ.

Воспитатель: Как вы думаете, что произойдет с водой на морозе (при низкой температуре? (вода превратится в лед)

Воспитатель прикрепляет на магнитную доску схематическое изображение льда и раздает детям кубики льда (в пустые стаканы).

Воспитатель: Возьмите лед в свои ладошки. Какой лед? (холодный) А ладошки у вас какие? (теплые) Что происходит со льдом, когда он попадает в тепло? (лед начинает таять и снова превращается в воду)

Воспитатель: Правильно. Лед начинает таять. Положите свой кубик льда в пустой стакан, и мы к нему вернемся через некоторое время.

Воспитатель показывает детям изображение снежинки.

Воспитатель: Как вы думаете, имеют ли снежинки какое-то отношение к воде? (да)

Правильно. Снежинки – это кристаллики льда, в которые превратились капельки воды при замерзании.

Воспитатель: Давайте мы с вами разделимся на группы по два человека и выложим снежинки по схемам, а в качестве кристалликов льда мы будем использовать кубики, бруски и кирпичики из наборов Ф. Фребеля, с которыми вы уже знакомы.

Дети собирают по схемам снежинки (2 мин.) Воспитатель при необходимости оказывает помощь.

Воспитатель: Молодцы, ребята, замечательные снежинки у вас получились. А теперь давайте немного отдохнем и поиграем.

Музыкальная физкультминутка «Капельки прыг-прыг» (повторяется 2 раза)

С неба капельки летели, («фонарики» сверху-вниз)

В ручейки попасть хотели,

И захватывая дух, (наклониться вперед и помахать двумя руками из стороны в сторону)

Капельки упали – Бух!

Капельки прыг-прыг! (прыгают на месте)

Капельки хлоп-хлоп! (хлопают в ладоши)

Капельки топ-топ-топ-топ-топ! (топают)

Повторяют 2 раза.

С неба капельки упали,

Ручейками побежали (бегут по кругу)

Побежали ручейки и прозрачны и легки.

Капельки прыг-прыг! (прыгают на месте)

Капельки хлоп-хлоп! (хлопают в ладоши)

Капельки топ-топ-топ-топ-топ! (топают)

Повторяют 2 раза.

Воспитатель: Отдохнули? (да) А теперь давайте вернемся в нашу лабораторию и посмотрим, что за это время произошло с нашими кубиками льда? (кубики льда почти растаяли)

Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать? (при низких температурах вода замерзает и становится ТВЕРДОЙ (превращается в лед, а при высоких температурах тает и снова становится жидкой)

3. ГАЗООБРАЗНОЕ СОСТОЯНИЕ.

Воспитатель: Но вода может быть не только жидкой или твердой. Чтобы узнать какой еще может быть вода, давайте проведем еще один эксперимент.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть предмет, который воспитатель ставит на стол (термос).

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что это? (термос) А зачем нужен термос? (термос сохраняет напиток горячим)

Воспитатель открывает термос.

Воспитатель: Что вы видите? (пар)

Воспитатель: Правильно. Вода при сильном нагревании превращается в пар. Такое состояние воды называется ГАЗООБРАЗНЫМ. Теперь я возьму зеркальце и подержу его над паром. Что вы видите на зеркальце? (на зеркальце появились капельки воды)

Воспитатель: Правильно, вода была в воздухе в виде пара и снова превратилась в капельки воды на холодном зеркальце.

Воспитатель прикрепляет на магнитную доску схематическое изображение пара.

Воспитатель: Вот так же происходит и в природе, где вода совершает свое необыкновенное путешествие, меняя свои состояния. Давайте посмотрим, как это происходит.

ЧАСТЬ 3. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ.

Воспитатель прикрепляет на магнитную доску схему «Круговорот воды в природе».

Воспитатель перемещает Капельку по схеме круговорота и показывает, как вода совершает свое путешествие в природе.

Воспитатель: Капельки в виде дождя падают на землю и попадают в реки, моря и океаны (ВОДА В ЖИДКОМ СОСТОЯНИИ).

Солнце каждый день нагревает воду, и она превращается в пар и снова поднимается наверх (ГАЗООБРАЗНОЕ СОСТОЯНИЕ ВОДЫ).

Чем выше поднимается пар, тем холоднее становится воздух. Пар снова превращается в воду. Все капельки собираются вместе и образуют облако. Когда капелек воды набирается очень много, они снова выпадают дождем или снегом на землю (ТВЕРДОЕ СОСТОЯНИЕ ВОДЫ).

Вот поэтому вода никогда и не заканчивается, а путешествует по кругу.

Воспитатель: Ребята, а теперь давайте проверим, все ли вы правильно запомнили. Я приготовила для вас еще одно задание. Вам нужно будет пройти путь КАПЕЛЬКИ по лабиринту.

Воспитатель подводит детей к лабиринту, на котором расположены схематические изображения (ОБЛАКО-КАПЛЯ-ВОДА-СОЛНЦЕ-ПАР-ОБЛАКО-КАПЛЯ).

Из числа детей выбирается:

1. «Программист», который составляет программу передвижения с помощью карточек кодирования,

2. «Оператор», который читает программу кодирования и управляет «Роботом»,

3. «Робот», который проходит по лабиринту.

Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с заданием.

ЧАСТЬ 4. ОЧИСТКА ВОДЫ.

Воспитатель: Ребята, в самом начале нашего занятия мы с вами сказали, что вода на Земле содержится в различных водоемах. Давайте еще раз вспомним, в каких? (моря, океаны, реки, пруды и т. д.) А вы знаете, чем отличается вода в морях и океанах от воды в реках, озерах и родниках? (в море вода соленая, а в реке пресная, то есть ее можно пить).

Воспитатель: Правильно. Но прежде чем пить воду, ее сначала нужно очистить от различных примесей, которые попадают в нее из земли. А вы знаете, где очищается вода? (на специальных водоочистительных станциях)

Воспитатель прикрепляет на магнитную доску изображение водоочистительной станции.

Воспитатель: Давайте и мы с вами немного пофантазируем и построим свою водоочистительную станцию из конструктора «LEGO».

Дети все вместе строят водоочистительную станцию. Воспитатель при необходимости помогает и подсказывает.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы сегодня отлично поработали и многое узнали.

- Что вы теперь знаете о воде? (вода – это жидкость, она не имеет вкуса, цвета, запаха и формы)

- Какие состояния воды вы теперь знаете? (жидкое, твердое, газообразное)

- Почему вода не заканчивается? (происходит круговорот воды в природе)

- Что нужно сделать, чтобы вода стала пригодной для питья и приготовления еды? (воду нужно очищать на специальных станциях).

ЧАСТЬ 5. СОЗДАНИЕ МУЛЬТФИЛЬМА.

Воспитатель: Ребята, вы большие молодцы. Но, посмотрите, наша Капелька совсем загрустила и чтобы ее развеселить, я предлагаю вам снять мультфильм о ее необыкновенном путешествии. Как его можно назвать? (варианты детей)

Снимать мультик мы будем с помощью МУЛЬТСТУДИИ.

Воспитатель подводит детей к МУЛЬТСТУДИИ и объясняет детям, как с ней работать.

Воспитатель: Ребята, нам с вами нужно выбрать режиссера, который будет руководить съемкой и оператора, который будет производить съемку. Остальные ребята по очереди будут перемещать нашу капельку по ширме, чтобы получилось движение вниз. Итак, приступим….

Дети под руководством воспитателя снимают несколько кадров.

Воспитатель: Ребята, понравилось вам работать с Мультстудией? (да) Работу над мультиком мы с вами продолжим чуть попозже, а сейчас давайте попрощаемся с нашими гостями.

Конспект занятия с использованием STEM — оборудования «Путешествие капельки» (старшая группа)
Фото «Путешествие капельки»
Конспект занятия с использованием STEM — оборудования  (старшая группа) - фото
Фото №1 Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром с использованием оборудования для детей старшей группы ПУТЕШЕСТВИЕ КАПЕЛЬКИ Составила и провела воспитатель Фокина О
Публикации по теме:

Конспект занятия «Путешествие в страну здоровья» (старшая группа) Цель: Создание условий для формирования здорового образа жизни. Задачи: Создать условия для формирования представления детей с понятием.

Конспект интегрированного занятия НОД с требованиями ФГОС (с использованием ИКТ) «Тайна Сибирской тайги» (старшая группа)Конспект интегрированного занятия НОД с требованиями ФГОС (с использованием ИКТ) «Тайна Сибирской тайги» (старшая группа) Интеграция ОО: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие». Цель: Формировать.

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в прошлое ложки» (старшая группа) Цель: Познакомить детей с историей посуды, с процессом ее преобразования человеком. Дать детям понятие о том, что человек создает предметы.

Конспект итогового занятия «Путешествие капельки»Конспект итогового занятия «Путешествие капельки» Задачи: • систематизация представления детей о воде, ее состояниях и свойствах; • обучение детей умению проводить опыты и эксперименты.

Конспект итогового занятия «Путешествие в Антарктиду» (старшая группа)Конспект итогового занятия «Путешествие в Антарктиду» (старшая группа) «Путешествие в Антарктиду» (старшая группа). Туева Татьяна Цель: Систематизировать представления детей об Антарктиде, как о самом чистом.

Конспект занятия по ФЭМП «Путешествие в страну математики — состав числа 7» (старшая группа)Конспект занятия по ФЭМП «Путешествие в страну математики — состав числа 7» (старшая группа) Задачи. Формировать представления детей о составе числа 7. Продолжать совершенствовать вычислительные навыки при сложении и вычитании двух.

Конспект занятия по рисованию в нетрадиционной технике с использованием мыльных пузырей «Мороженое» (старшая группа)Конспект занятия по рисованию в нетрадиционной технике с использованием мыльных пузырей «Мороженое» (старшая группа) Цель. Способствовать развитию творчества, воображения, фантазии. Программное содержание. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования.

Конспект занятия по рисованию с использованием ватных палочек «Кисть рябины» (старшая группа)Конспект занятия по рисованию с использованием ватных палочек «Кисть рябины» (старшая группа) Рисование с использованием ватных палочек «Кисть рябины» Цели: - Сформировать и расширять представление о дереве рябина, её роли в природе.

Конспект открытого занятия во второй младшей группе «Путешествие капельки» Открытое занятие НОД по познавательно – исследовательской деятельности с элементами экспериментирования во 2 младшей группе на тему: «Путешествие.

Конспект занятия «Путешествие в страну бабочек» с презентацией. Старшая группа Тема: Путешествие в страну бабочек с презентацией. Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, коммуникативное, речевое,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия с использованием STEM — оборудования «Путешествие капельки» (старшая группа)
Опубликовано: 19 марта 2021 в 11:23
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия с использованием STEM — оборудования «Путешествие капельки» (старшая группа)» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Фокина (УИ 1279303) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД