Гульнара Шайхисламова
Конспект занятия «Подводное путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Подводное путешествие
Цель: Дать образное целостное представление о жителях морей и океанов, заинтересовать обучающихся в изучении разнообразия подводного мира, особенностей условий обитания и приспособления животных к ними..
Задачи:
1. Развивающие:
• Развивать интерес к изучению природы.
• Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи.
• Активизировать и обогащать словарный запас детей, развивать творческие способности.
• Развивать у обучающихся умение работать в группе
. 2. Образовательные:
Публикация «Конспект занятия „Подводное путешествие“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2018
• Формирование у детей представления о рыбах как ярких представителей обитателей водного мира.
• Обобщить и конкретизировать знания об экосистемах, в том числе искусственных.
• Выявить взаимосвязь между подводными обитателями
3. Воспитательные:
• Воспитывать чувство любви к природе, понимание красоты живущих на Земле животных.
• Воспитывать у обучающихся экологическую грамотность.
Оборудование: Компьютер, экран, проектор, презентация.
Ход занятия:
Педагог: Добрый день! Рада вас видеть! Улыбнитесь друг другу. Вот с таким настроением мы начнм занятие. Ребята, сегодня мы с вами побываем в удивительном мире и встретимся с уже знакомыми нам персонажами, познакомимся с новыми, сегодня совершим путешествие, но путешествие необычное – «Подводное путешествие» (слайд № 1). Отправимся мы с вами на прекрасном корабле, на котором есть батискаф для погружения под воду, чтобы можно было понаблюдать за обитателями подводного мира. Батискаф – это уменьшенная подводная лодка. У каждого из нас будет окошко – иллюминатор, через который мы будем наблюдать за чудесами океана.
Бросить якорь! Перейти на батискаф! Приготовиться к погружению! Задраить люки! Спуск!
- Итак, начинаем наше погружение. И сразу наше внимание привлек огромный морской обитатель (слайд № 2)
По сути зверь – а с виду рыба,
Огромен, я его боюсь.
А догадаться вы смогли бы,
Кто пищу цедит через ус (Кит)
Педагог: Следующего морского обитателя, я думаю вы все знаете. (слайд № 3)
Над водой плывёт плавник
Это что за баловник,
С виду рыба, но поверьте
Молоко пьют его дети
Очень умный, добродушный
Если кто попал в беду
На спине своей бесстрашно
Он доставит к берегу. (Дельфин)
Педагог: А навстречу нам уже плывёт, злейший враг дельфинов, гроза морей. (слайд № 4,5
Зубы в пасти: в три ряда.
Это не страсти, а беда.
Этот хищник знаменит,
Тем, что он - "морской бандит".
Мускулисты его скулы,
Остерегайтесь встреч с… (Акулой)
Педагог: Эта рыба средством передвижения использует акул, черепах, корабли (слайд № 6) (Прилипало)
Педагог: И вот в расщелинах скал мы видим большую, страшную пасть с острыми зубами
(слайд № 7) Проплывает не тревожась,
Хоть и рядом рыбаки.
Рот свой закрыть не можем,
Так как зубы велики.) (Мурена)
А это, что за чуда – бежит шар с иголками? (слайд № 8)
Над морской звездой победу,
Соревнуясь, одержал
За минуту я два метра
а иголках пробежал (Морской ёж)
Педагог: А вот еще загадка (слайд № 9)
В глубине морской живет,
Быстро под водой плывет.
Много у нее иголок,
Как у ежиков и елок.
Педагог: Кто же это?
Эта рыба похожа на шар с острыми шипами. (Появляется изображение рыба-еж)
Педагог: Что происходит с рыбой - ежом когда на неё охотятся?
Рыба-ёж надувается, как шар, из-за этого её колючки торчат в разные стороны.
При плавании иголки у неё прижаты к телу. В случае опасности она
заглатывает воду, превращаясь в шар, а иголки на ней встают торчком. Живут эти рыбы, где сильное течение, или там, где много хищников.
Педагог: Остерегайтесь ее зубов, она может прокусить до кости! Поэтому, дотрагиваться до рыбы-ежа нельзя!
И снова чуда, плывём мы в море, но видим то, что можно увидеть на небе
Пять морских ежей схватила (слайд № 10)
Я в подводной глубине
И, спокойно проглотив их,
Ярче вспыхнула на дне. (Морская звезда)
Глубоко на дне она,
Словно на небе видна.
Но не светит и не греет,
Потому что не умеет
Морские звезды — очень подвижные животные, но они умеют только быстро ползать по дну, а вот плавать они не могут. Морские звезды живут на небольших глубинах, их окраска очень яркая и выразительная, морские звезды питаются в основном устрицами, гребешками и съедобными ракушками.
А это, что за удивительная рыбка с головой коня? (слайд № 11)
Жить люблю в седых морях я,
В темных водах корм ищу.
Хвост свой, как надежный якорь,
Я бросаю, где хочу. (Морской конек)
Морские коньки плавают толчком. Своим длинным цепким хвостом они прицепляются к водорослям. Морские коньки бывают: красные, зеленые, серые, желтые.
Вот морской конек красного цвета. Он испугался и прицепился к красной водоросли, он стал невидимым. Морские коньки очень часто меняют окраску. Такая окраска нужна им для защиты
слайд № 12 Рано-рано на рассвете
И в вечерний тихий час
Не на удочку, не сетью,
А кувшином ловят нас.) (Осьминог)
Когда на осьминога нападают, он выпускает чернильную струю и под ее покровом скрывается. А еще он умеет менять цвет. По песку прошёл — желтый стал, а в водоросли попал — зеленый стал, а еще осьминог – родственник обычной улитке, которая живет в обычном пруду.
слайд № 13
Вот так рыба – просто чудо!
Очень плоская, как блюдо.
Оба глаза на спине,
И живет на самом дне.
Очень странные дела.
Это рыба (камбала)
Педагог: А знаете ли вы, как морские рыбы могут защищаться от своих врагов? (Да). Как защищается камбала?
Камбала меняет окраску и сливается с поверхностью морского дна — становится невидимкой.
(слайд № 14) (медуза)
Наяву, а не во сне
Зонтик плавает в воде,
Но опасен он мой друг,
В центре круга много рук
Сильно жалятся они
Лучше к ним не подходи
Медузы состоят на 90 % из воды, эти прожорливые хищницы, похожие на зонтики с распущенными вокруг рта щупальцами, ловят и поедают других животных. Есть медузы величиной 1см, иные достигают 2м в диаметре. Опаснее всех португальский кораблик. У этой древнейшей и самой крупной медузы длина щупалец достигает 30м, а яд опасен для человека.
слайд № 15) Он плавает на дне глубоком,
А иногда — у берегов.
Он своим могучим током
Разгоняет тьму врагов. (скат)
Это большая плоская рыба. Кажется, что на неё надет плащ, который развевается на ветру. Хвост у неё длинный, похожий на верёвку. Она умеет накапливать электрический ток. Электрический скат поражает жертву мощным разрядом, который вырабатывается специальным органом в голове у ската. Такой разряд может иметь напряжение в 220 вольт Скаты рыщут над дном в поисках пищи. В этом им помогают специальные электрические датчики. Когда рыба плывет, она испускает слабые электрические импульсы при движении мышц. С помощью этого чутья скаты могут ловить рыб, которые зарываются в песок.
слайд № 16 У неё во рту пила
Под водой она жила
Всех пугала, всех глотала,
А теперь в котёл попала (рыба-пила)
У этой рыбы на голове есть вытянутый нарост, он похож на столярный инструмент, которым можно что-нибудь пилить.
Педагог: Скажите, зачем рыбе-пиле нужна пила?
Рыбе – пиле пила нужна для того, чтобы рыться в песке, и извлекать оттуда разных мелких животных, которыми она питается.
Педагог: Правильно, но даже эти хищники тоже вынуждены иногда защищаться от более крупных хищников. Рыба-пила своей пилой поднимает муть из песка и ила. И пока хищник ничего не видит, она преспокойно уплывает.
слайд № 17 Рыба капл
Это всего лишь одно из странных существ, которыми полны океанские глубины. Ни чешуи, ни выраженных плавников не видно. Только желеобразная поверхность, большие глаза, нос, похожий на человечий. И все-таки это рыба.
Рыба-капля живет так глубоко под водою, что просто не может позволить себе иметь мускулатуру – любые мышцы не смогут выдержать давление водяной толщи в 800 метров. И рыба-капля приспособилась к этой жизни вот как – завела себе тело, плотностью немногим меньше, чем плотность воды вокруг рыбы-капли. Вот и плавает она совсем недалеко от дна, расслабленная и апатичная рыба-капля. А пища почти сама идет к ней в рот – ведь это почти жидкое существо не смогло бы охотиться при всем желании. Поэтому и питается рыба-капля в основном планктоном, которого возле морского дна вполне хватает.
Может быть, из-за того, что эта рыба живет так глубоко, об ее повадках и образе жизни известно мало. Говорят, правда, что даже в условиях темного холодного глубоководья умудряется рыба-капля сохранять родительские чувства к своим скользким чадам. Рыбы-капли организуют целые «детские сады» для мальков, помогая им вырасти в безопасности и покое.
Благо, естественных врагов у рыбы-капли не так уж много.
слайд № 18 (летающая рыба) Это небольшая рыбка. У неё плавники похожи на крылья птицы. Она может выпрыгивать из воды и летать.
Педагог: Как ведёт себя летучая рыба когда грозит ей опасность?
Летучая рыба изо всех сил плывёт к поверхности моря. Затем она отталкивается от воды и летит на плавниках. Существует около 40 видов летучих рыб. Рыбка разгоняется под водой и выпрыгивает наверх, активно махая хвостом. Большие боковые плавники летучих рыб позволяют им пролетать над водой до 400 метров. Это умение летучие рыбы используют для побега от хищников. Диета летучей рыбы состоит в основном их мелких ракообразных и планктона
(слайд № 19) Это большая рыба. У неё на голове есть длинный нарост, который похож на боевое оружие. (рыба-меч) Рыба – меч известна ещё своей склонностью атаковать суда и подводные аппараты. Имеются факты, что в результате атак этих рыб тонули корабли. Рыба- меч способно пробить стальную двухсантиметровую обшивку корабля. В нынешние время страховые компании в договоре учитывают повреждение корабля в результате атак этих рыб.
Педагог: Как пользуется своим наростом рыба-меч?
Рыба-меч врезается в стаю рыб и наносит раны своим наростом, оглушает рыбу, а затем съедает её. Рыба-меч с помощью своего меча развивает скорость и быстро уплывет
(слайд № 20) (рыба клоун) Это шустрая маленькая рыбка. По всему её телу тянутся оранжевые, белые и черные полосы.
Педагог: Что делает рыба-клоун в защите от врагов?
Рыба-клоун прячется в ядовитые щупальца актинии.
слайд № 21 (рыба попугай) У этой рыбки рот похож на клюв птицы, а на голове есть нарост, как хохолок.
Педагог: Как поступает рыба-попугай, если ей грозит опасность?
Рыба-попугай бодается и сильно кусается.
слайд № 22 (рыба зебра) Эта рыба яркая, многоцветная. Плавник на спине с лучами и поэтому она похожа на распустившийся цветок.. .
слайд № 23,24 (четырёхглазка) В тропиках живёт рыба-четырё хглазка: каждый глаз её поделён надвое. Рыбка плавает по поверхности и верхними половинками глаз наблюдает за воздухом, а нижними – за дном. Видит, что вверху и внизу, – ничего не проглядит.
слайд № 25 (рыба-лист) В реках Бразилии живёт рыба-лист. Тело её плоское, как лист, нос вытянут, как черешок листа, а на боках узоры, похожие на листовые прожилки. И плывёт она, как лист, по течению. Все хищники её путают с листом и не трогают.
Педагог: Как защищается от хищников рыба-бабочка?
слайд № 26 (рыба бабочка)Рыба-бабочка сливается с окружающей средой, у неё на хвосте есть пятна, которые похожи на глаза. Это сбивает хищников с толку. Но если рыбу- бабочку хищник заметит, то она может резко отпрыгнуть в сторону.
(слайд № 27)Самая большая рыба с костным скелетом - рыба луна. Это единственная рыба высота в холке, которой превышает её в длину. От конца плавника до нижнего размер 4 метра, а вес 2 тонны. Самка луны самая плодовитая и может за раз произвести до 300 млн. икринок.
(слайд 28) Страшные глубоководные рыбы, которые никогда не видели света. На слайде рыба – удильшик со светящим маячком, которым она привлекает пищу.
В нынешнее время классифицировано около 25000 рыб. По оценкам учёных, примерно 15 000 ещё предстоит изучить. Разнообразие рыб поражает. К примеру, если взять все виды млекопитающих, рептилий, птиц и амфибий вместе, то их всё равно будет меньше чем видов рыб.
Педагог: Молодцы! А теперь отвечайте хором на мои вопросы «да» или «нет».
У всех рыбок две руки?
Точно есть по две ноги?
Глаз у рыбок ровно два?
Есть у многих борода.
Есть у рыбок плавники.
Дышат жабрами они.
Покрывает рыбок шерсть.
И у многих хобот есть.
Ходят рыбы по дороге.
Ну, а спят всегда в берлоге.
Хвост у каждой рыбы есть.
А зубов у всех по шесть.
Есть у каждой два горба,
Колбасу едят всегда.
И живут они в воде
Не у нас, а на Луне
Педагог: Вот вы и узнали уже новую, интересную информацию о морских обитателях, а теперь проверим ваши знания, внимательность и память.
Физкультурная минутка
Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнём мы на привале…
Вправо, влево повернись!
Наклонись и поклонись!
Руки вверх и руки в бок
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку,
Молодцы, вы ребятишки!
. Игра-соревнование «Кто больше?»
Педагог: Каждая команда получает лист бумаги и ручку, какая команда напишет больше морских обитателей и зачитает вслух.
Задание «Закончи предложение».
Угостить друзей спешит
Свежим тортом Синий (кит).
Восемь туфель за порог
Выставляет (осьминог).
Как плывут они красиво –
Очень быстро и игриво!
Нам показывают спины
Из морской воды… (дельфины).
На морское дно легла
Плоским боком (камбала).
Вышел в солнечный денёк
Погулять морской (конёк).
Током бьёт во всё подряд
«Батарейка» моря (скат).
Кто на мяч с хвостом похож?
Шар колючий, Рыба-(ёж).
Причесал морской песок
Донный житель (Гребешок).
Домашнее задание: зарисовать морских обитателей, которые вас заинтересовали и найти новую информацию об подводных обитателях.
. Рефлексия
Ребята, если Вам понравилось работать сегодня на занятие, тогда поднимите Листочек желтого цвета.
Если вам что-то не понравилось, поднимите Листочек зеленого цвета.
Наше занятие подошло к концу. Спасибо за активную творческую работу, до свидания!
Итог занятия.
Педагог: Вам понравилось занятие? Что нового и интересного вы узнали?
Вы сегодня молодцы! Активно участвовали, справились со всеми заданиями.