Евгения Мазилкина
Конспект занятия по познавательному развитию с детьми подготовительной группы «Краеведческий музей в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
«Краеведческий музей в детском саду»
Цель:
Познакомить детей с некоторыми представителями морской фауны, закрепить уже имеющиеся знания. Закрепить знания о достопримечательностях родного города.
Предшествующая работа: экскурсия в Краеведческий музей г. Туапсе имени Н. Г. Полетаева, экскурсия на набережную, чтение познавательной и художественной литературы о городе, о море, заучивание стихотворений о море, просмотр мультфильма «В порту».
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию с детьми подготовительной группы „Краеведческий музей в детском саду“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Подготовительная группа
- Экскурсии в краеведческий музей
- Темочки
Материалы: открытки с видами города Туапсе, Туапсинского района, карта города, маски дельфинов, мягкие модули.
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, бумбокс.
Ход занятия:
Восп. : Дети, вы любите наш город? А за что вы его любите? (ответы детей).
У меня для вас интересное предложение – создать в нашем детском саду Краеведческий музей. В него смогут приходить на экскурсии и дети, и взрослые. Для функционирования музея необходимо собрать много познавательного материала. Согласны? Тогда в путь. Предлагаю отправиться в научную экспедицию.
(Дети расходятся по помещению, находят заранее разложенные воспитателем открытки с видами города Туапсе, Туапсинского района, карту города).
- Вижу, что наши учёные вернулись не с пустыми руками. Предлагаю вам поделиться своими открытиями на нашем научном совете. Уважаемые учёные, все ваши сообщения будут зафиксированы.
- Кто может сообщить сведения о названии нашего города? Что оно обозначает? Из какого языка пришло?
- Кто узнал подробности о месторасположении нашего города, о времени его образования?
- Кто может рассказать о достопримечательностях нашего города? (дети делают сообщения, используя выбранные ими открытки и карту: о порте, набережной, памятниках, платановой аллее, дольменах, скале Киселёва, музеях). После того, как ребёнок делает сообщение, свою открытку закрепляет на стенде.
- Замечательная экспозиция получилась о Туапсе. А теперь в работе научного совета объявляется перерыв. Давайте посетим музыкальную экспозицию (дети слушают песню «Мой Туапсе» (муз. М. Кожурина, сл. К. Карамышев).
Восп. : Предлагаю возобновить заседание научного совета. Займите свои места. Для пополнения нашего музея необходимо организовать экспозицию, посвящённую морю, на берегу которого мы живём. Кто знает его название? (ответы детей).
- Наше море с древних времен известно человечеству и воспето многими поэтами, писателями и художниками. Читает стихотворение А. С. Пушкина:
Прощай же море!
Не забуду твоей торжественной красы.
И долго, долго помнить буду
Твой гул в вечерние часы.
- А каким вы видели наше море? ( подбор определений: спокойное, бурлящее, ласковое, бескрайнее, штормовое, тёплое, холодное, стальное, синее, бушующее).
- А кто из вас знает легенды о том, почему наше море назвали Чёрным? (ответы и предположения детей).
- Предлагаю вам отправиться в экспедицию и собрать исследовательский материал о флоре и фауне Черного моря.
- На чём мы можем отправиться в путешествие на глубину? (на подводной лодке, внутри батискафа. Дети строят батискаф или подводную лодку из мягких модулей).
- Перед погружением предлагаю всем ознакомиться со схемой морского дна (слайд №1). Многие думают, что сразу от берега начинается резкое понижение уровня морского дна на большую глубину - это не так. Сначала проходит линия 100 метровой глубины и только ближе к середине моря глубина достигают 2211 метров. Акванавты, уже спускавшиеся на большие глубины, знают, что жизнь в Черном море обнаружена только до глубины 150-200 метров. Там располагается кислородная зона, где могут жить обитатели Черного моря. Ниже 200 метров – зона сероводородная, лишенная жизни, так что проживание возможно лишь там, где есть кислород. А сероводород – это бесцветный газ со сладковатым вкусом, имеющий запах протухших куриных яиц.
- Итак, начинаем погружение! Для того, чтобы вы сохранили хорошее самочувствие на глубине, необходимо расслабиться, принять удобное положение, закрыть глаза (дети ложатся на ковёр внутри «батискафа», расслабляются под тихую спокойную мелодию или шум морской воды).
- Наше погружение закончено. Мы находимся на дне. Перед вами большой иллюминатор, предлагаю в него посмотреть. Кого вы там видите?
(ответы и предположения детей).
- Правильно, обитатели Черного моря – водоросли и животные. Первых – несколько сотен видов, вторых – более двух с половиной тысяч. Обратите внимание на дно (слайды №2-8). Среди животных, обитающих на грунте или в грунте дна морского: рачки и раки, черви, корненожки, актинии и моллюски, рапаны, мидии, морские гребешки. Рыбы: камбала, скат, морской дракон, ерш и другие. Они составляют единую экосистему.
- А теперь поднимемся чуть выше. Смотрите, кто это? (слайд №9, медузы). Каких медуз вы увидели в иллюминаторе? (корнерот, аурелия).
- надо помнить, что корнерот ядовит и может нанести травмы, сходные с ожогами крапивой. Чтобы эта большая медуза со слегка фиолетовым куполом не ужалила, необходимо отвести ее рукой в сторону, взявшись за верх и не дотрагиваясь до щупалец. А аурелия – самая маленькая медуза Черного моря. Она не является такой ядовитой, как ее собрат, но все же встречи с нею также лучше избегать.
- Ребята, все ли рыбы Черного моря безвредны? (ответы детей)
- Скат-хвостокол (слайд №10) – родственник акулы. Он поедает крабов, моллюсков, креветок. Имеет на хвосте иглу с зазубринами, снабженную ядовитой железой. Ее укол для человека очень болезнен, иногда даже смертелен. А вот черноморские акулы катран и кошачья акула (слайд № 11) для человека никакой опасности не представляют. Но для многих видов рыб это жестокие хищники.
- А это что за оригинальный экземпляр? (слайд №12) Рыба-звездочет или морская корова. Она зарывается в ил глубоко, так, чтобы на поверхности был выставлен один усик, который напоминает внешним видом червяка. Усиком приманивает мелких рыбешек и питается ими.
- Ребята, поднимемся еще выше! Вот мы снова оказались на поверхности моря.
Звучит песня из мультфильма «В порту» «Про дельфинов» (муз. М. Минков, сл. Ю. Энтин).
Воспитатель предлагает детям поплавать вместе с дельфинами (слайд №13).
Дети «вплывают» из батискафа. Воспитатель сопровождает игру рассказом о жизни дельфинов.
- Всего в водах Черного моря живут три вида дельфинов. Самые крупные – афалины. Чуть меньше – белобочки. Самые маленькие – азовки. Живут дельфины до 30 лет, у них есть свой язык, который содержит огромный набор звуков и жестов, что свидетельствует об их разуме. Питаются они рыбой и моллюсками (съедают до 25 килограммов в сутки). Могут задержать дыхание свыше 10 минут. Ныряют на глубину до 200 метров. Температура тела – 36,6 градусов, как у человека. Дышат дельфины, периодически поднимаясь наружу, воздухом. Болеют фактически теми же болезнями, что и люди. Спят афалины в полуметре от поверхности, под водой, периодически открывая глаза.
- Ребята, пора возвращаться в детский сад. Сегодня мы узнали много нового и сможем создать прекрасную экспозицию об обитателях Черного моря в нашем Краеведческом музее.