Екатерина Арланова
Конспект занятия с детьми подготовительной группы «Зима». Образовательная область «Речевое развитие»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи.
• Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе, уточнить приметы зимы.
• Учить детей составлять описательный рассказ по картине, используя графический план. Учить использовать выразительные средства при описании зимы.
• Развивать воображение детей, соотнося воображаемый зимний пейзаж с услышанным классическим музыкальным произведением. Дать детям возможность увидеть и почувствовать красоту зимнего леса, радость от прихода волшебницы зимы с её забавами и развлечениями.
Публикация «Конспект занятия с детьми подготовительной группы „Зима“, Образовательная область „Речевое развитие“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
• Приобщать детей к русской поэзии через изображение зимы в стихотворении А. С. Пушкина «Вот север тучи нагоняя…». Учить детей вслушиваться в стихотворный текст.
• Воспитывать бережное отношение к природе.
Материал: репродукция картины «Зимнее солнце», К. Ф. Юона; диск с записью музыкальной пьесы «У камелька» (январь) П. И. Чайковского из цикла пьес «Времена года»; аудиозапись стихотворения А. С. Пушкина «Вот север тучи нагоняя…»; графический план (набор картинок).
Предварительная работа: наблюдение за признаками зимы и изображение их на картинах (какое зимой солнце и небо; земля; деревья; люди зимой (одежда, игры); как зимуют животные; птицы зимой).
Ход занятия.
1. Вступительная беседа.
– Здравствуйте ребята! Отгадайте загадку.
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом –
Всё покрылось серебром.
(Зима.)
– С кем сравнивается зима в загадке? (С царицей.) Почему?
– А что это за тройка такая? (Три зимних месяца: декабрь, январь, февраль.)
– Каким таким серебром всё покрылось? (Всё покрылось снегом.)
– Сегодня мы поговорим с вами о зиме, о красоте русской зимы. Скажите, вы любите зиму? Почему? Какая она – зима? (Снежная, холодная, суровая, морозная, белая, весёлая, красивая, сказочная, хрустальная, волшебная, русская и т. д.)
Несмотря на то, что зима по календарю только началась, её признаки мы наблюдаем уже давно. Вам было дано задание: провести наблюдение за живой и неживой природой, выявить признаки зимы и изобразить их на бумаге. Давайте расположим картины на мольберте, и вы расскажите о своих наблюдениях.
Дети по очереди перечисляют признаки зимы, изображённые на картинах:
– Солнце (светит ярко, но не греет, день становится короче, а ночь длиннее); Небо (какое) (ясное, лазурное, часто хмурое, серое, облачное, зимой выпадают осадки в виде снега – это явление называется снегопад);
– Земля (какая) (покрыта снегом, оттепель, гололёд (дать объяснение этим словам: оттепель – теплая погода зимой с таянием снега, льда; гололёд – слой льда на поверхности земли, образовавшийся после оттепели; время, когда образуется такой слой льда);
– Деревья (какие) (без листьев, голые, обнажённые, отдыхают, спят, покрыты снегом, инеем, обледеневшие);
– Люди (как одеты? Чем занимаются) (одеты тепло, закутаны, спешат домой, катаются на лыжах, санках, коньках);
– Животные (им холодно, голодно, некоторые животные находятся в спячке, некоторые в поисках пищи, спасаются от сильных морозов, от врагов);
– Птицы (перелётные птицы улетели в тёплые края, остались зимующие в поисках пищи, надо помогать пернатым друзьям, строить кормушки, подкармливать птиц в лесах и парках).
2. Слушание музыки П. И. Чайковского «Времена года», зимние пейзажи.
– А хотите совершить необычную прогулку в зимний лес? Для этого вам не нужно одеваться, закутываться в тёплые шубы, надевать меховые шапки. Эта прогулка будет в нашем воображении. А поможет нам в этом замечательная музыка Петра Ильича Чайковского. А вы знаете, кто такой Пётр Ильич Чайковский? (Это знаменитый на весь мир русский композитор и музыкант.)
(Дети располагаются на стилизованной снежной поляне среди сугробов, закрывают глаза и слушают рассказ воспитателя на фоне музыки.)
– Как тихо вокруг. Постаралась матушка-зима и укутала лес в снежное покрывало, нахлобучила огромные снежные шапки на верхушки сосен и елей, посеребрила ветки деревьев и кустарников. Уснул лес.
Нам очень трудно идти, ноги проваливаются в снег, вон сколько его намело. Мы наденем лыжи и отправимся дальше. Кажется, что пуст зимний лес, и в нём никого нет…
Не тут-то было. Мы скользим на лыжах и видим, что снежный покров, как открытая книга: вон, сколько зверей «расписалось» в ней. Вот следы зайчишки, передние лапки маленькие, а задние большие, от кого-то удирал, бедолага!
А вот следы вороны, не спеша прогуливалась она здесь, высматривала, чем бы полакомиться. А вот следы лисицы! Куда это они ведут? Плутовка почуяла под снегом норку мышки-полёвки и разрыла её. А вот огромный снежный бугор, а над ним парок поднимается, как будто печка топится. Да это же медвежья берлога. Спит медведь сладко, но никто не решается его потревожить…
– Какая интересная прогулка, правда, ребята?
– Помогла ли вам музыка совершить это необычное путешествие? Вам она понравилась? Что вы можете сказать о характере музыки? Она какая? (Спокойная, мелодичная, красивая, завораживающая и т. д.)
– Какие ассоциации она вызвала у вас? Что вы ещё представили в своём воображении?
Вопросы по рассказу:
– Как называют зиму в рассказе? (Матушка-зима.) Почему?
– Сейчас я ещё раз прочитаю вам предложение, а вы перечислите, что сделала зима?
«Постаралась волшебница-зима и укутала лес в снежное покрывало, нахлобучила огромные снежные шапки на верхушки сосен и елей, посеребрила ветки деревьев и кустарников». Зима что сделала? (Постаралась, укутала, нахлобучила, посеребрила.)
– Кто оставил следы на снегу? (заяц, ворона, лиса.) Значит это чьи следы? (Заячьи, вороньи, лисьи.) Чья берлога? (Медвежья.)
Что-то мы свами засиделись. Не пора ли нам размяться, да на саночках с горки покататься? Хотите?
Игра на координацию речи с движением «На горке»
Бух! Бух! Бух! Бух! (На каждое восклицание приседает один ребёнок.)
Белый снег как белый пух. (Выпрыгивают вверх, резко выбросив руки над собой.)
С горки катимся гурьбой. (Бегут друг за другом «паровозиком» по кругу.)
Я на санках – за тобой.
Развалились на снегу. (Падают на ковёр, раскинув руки и ноги.)
Ой, я больше не могу! (По команде расслабляются.)
3. Чтение стихотворения о зиме.
– Красотами русской зимы всегда любовались и восхищались русские поэты.
Сейчас я предлагаю вам прослушать стихотворение А. С. Пушкина и ответить на один вопрос: «Как русский поэт называет зиму в своём произведении?»
(Слушание в записи стихотворения А. С. Пушкина.)
***
Вот север тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идёт волшебница – зима.
Пришла, рассыпалась: клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки-зимы.
– Как называет зиму русский поэт? (Волшебница, матушка). Почему волшебница?
Объясните значение слов:
– Север – одна из четырёх сторон света; направление в которое указывает синяя стрелка компаса; местность, лежащая в этом направлении; местность с холодным суровым климатом, холодные края.
– Неподвижный – который не движется, в данном случае замёрзший;
– Проказы – то же, что шалости.
4. Рассматривание и беседа по картине.
– Красоту русской зимы очень часто изображают на своих полотнах художники. Рассмотрите внимательно эту картину. (Репродукция картины на слайде.) Её нарисовал, а у художников принято говорить написал Константин Фёдорович Юон. Обратите внимание, ребята, на то, что слово «написал» можно использовать по отношению к слову «картина», а ещё что можно «написать»? (Письмо, записку, музыку, предложение и т. д.)
Картина называется «Зимнее солнце».
– Что изображено на картине?
– Какое время года изображено на картине?
– Какая стоит погода?
– Кого ещё вы увидели на картине?
– Что делает человек?
– Как вы считаете, это деревенский житель или городской? Почему?
– Какое время суток изображено на картине? Почему вы так решили?
5. Составление описательного рассказа по картине.
– Сегодня мы будем составлять описательный рассказ по картине, а чтобы вам легче было составлять описание, и рассказ получился последовательным и красивым, предлагаю воспользоваться графическим планом. Давайте подумаем с чего можно начать рассказ? О чём расскажем потом? И т. д. (Воспитатель выставляет картинки: снежинка, дерево, небо, солнце, человечек.)
Сначала послушайте, какой рассказ получился у меня при описании этой картины. Заодно проследите, все ли пункты графического плана я учла в своём рассказе?
«Наступила зима и укрыла землю белым пушистым одеялом.
Лес спит. Деревья стоят голые, лишь красавицы сосны и ели не хотят расставаться со своими зелёными нарядами.
Стоит прекрасная погода. Небо голубое, ясное, лишь кое-где видны маленькие облака, похожие на кусочки белой ваты.
Приближается вечер. Солнце уже садится, его яркие лучи, проникая сквозь ветки деревьев, образуют на снегу длинные тени.
На опушке леса стоит лошадь, запряжённая в сани. Это деревенский житель приехал в лес запастись дровами на зиму. Сани уже полны дров, осталась последняя охапка и можно отправляться в обратный путь.»
Составление описательного рассказа по картине детьми.
Можно предложить работу по цепочке, можно выслушать одного ребёнка, а затем дополнить его ответ.
6. Итог занятия.
Понравилась ли вам наша встреча? Что запомнилось? Что нового узнали?
У меня будет для вас задание: я приготовила для каждого репродукции картины «Зимнее солнце» К. Ф. Юона с готовым графическим планом. Предлагаю показать картины родителям и составить рассказ, используя графический план, а когда мы с вами снова встретимся, поделитесь впечатлениями.