Елена Жукова
Конспект занятия с детьми подготовительного дошкольного возраста «Путешествие по временам года»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
Коррекционно-образовательные:
• создать условия для закрепления у детей знаний о временах года, о месяцах, признаках времен года;
• способствовать расширению и активизации словарного запаса детей с ОНР по теме: «Времена года»;
• приобщать детей к умению определять первый звук в слове, проводить звуковой анализ слов, делить слова на слоги;
Публикация «Конспект занятия с детьми подготовительного дошкольного возраста „Путешествие по временам года“» размещена в разделах
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Коррекционно-развивающие:
• создать условия для совершенствования доказательной речи, умения обобщать, делать выводы;
• способствовать развитию зрительного внимания, восприятия, речевого слуха, памяти, речевого дыхания;
Коррекционно-воспитательные:
• способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;
• создать условия для стимулирования творческого воображения, накопления положительного эмоционального опыта.
Здоровьесберегающие технологии:
• использование зрительной гимнастики;
• создание положительного эмоционального фона;
• системное чередование нагрузок и отдыха;
Предварительная работа: беседа о временах года, знакомство с приметами времен года, чтение различных сказок, отгадывание загадок, наблюдения за сезонными изменениями природы во время прогулок, дидактические игры: «Времена года», «Когда это бывает?», «Узнай время года», «От какого дерева листок?», «Назови времена года», «Что растет на огороде и в поле?», «Фрукты и овощи», «Ассоциации», «С какой ветки детки?».
Материал к занятию : ИКТ, мяч, ковер-самолет, модули, музыка П. Чайковского «Времена года», картины с изображениями времен года, картинки птиц, цветок, легкая песня лета, картинки с изображением роз, наборы фишек для звукового анализа, мешок с овощами, «снежный» ком, ветка с кусочками ваты, колокольчики «льдинки», массажные коврики, аудиозапись птичьих голосов
Ход занятия:
Логопед: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с гостями.
Логопед: Сейчас я передам мяч своему соседу и поздороваюсь с ним, назвав его по имени. Передавайте мяч по кругу здороваясь со своим соседом, назвав его имя ласково. (Передавая мяч по кругу, ребенок здоровается, назвав соседа по имени) Мы очень рады видеть друг друга, давайте улыбнемся друг другу.
Логопед: Сегодня мы отправимся в путешествие по временам года. Дорога у нас будет полна приключений. С нами в путешествие хотела бы отправиться Роза Анатольевна, наш воспитатель. Возьмем ее с собой? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, на чем мы можем путешествовать? (Ответы детей)
Логопед: Предлагаю путешествовать по всем временам года на ковре-самолете. Подойдите к ковру и сядьте на модули. Вот и началось наше путешествие. Закройте глаза и послушайте музыку. (Дети рассаживаются на ковре и закрывают глаза. Звучит музыка П. Чайковского «Времена года»)
Воспитатель: Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В дом свой – улей – пчела
Первый мед принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
( Ответы детей: «Весна»)
(Демонстрация изображения «Весна»)
Воспитатель: Правильно, ребята, мы попали в гости к весне. Встаньте и подойдите ко мне. Ребята, а какое время года за окном? ( Ответы детей: «Весна»). Вы любите весну? (Ответы детей) Давайте каждый из вас продолжит мою фразу: Я люблю весну, потому что… (Дети в кругу, отвечают по очереди.)
Логопед: Назовите первый весенний месяц. (Ответы детей)
Логопед: Назовите второй весенний месяц. (Ответы детей)
Логопед: Назовите третий весенний месяц. (Ответы детей)
Логопед: Кто весну на крыльях приносит? (Птицы)
Логопед: Как называются птицы, которые прилетают весной? (Перелетные)
Логопед: Как называют птиц, которые не улетают в теплые края? (Зимующие)
Воспитатель: А сейчас поиграем. Когда я назову вам перелетных птиц – вы машите руками, а когда услышите зимующих – присядьте и хлопните в ладоши. (Дети стоят рядом с доской на которой прикреплены картинки перелетных и зимующих птиц)
Логопед: Ребята, на доске прикреплены картинки с изображением птиц. Назовите картинку и определите первый звук в слове. (Ответы детей)
Логопед: Молодцы, дети! Ну что полетели дальше. (Дети подходят к ковру самолету и друг за другом выполняют движения)
Логопед: Расставьте руки в стороны и высоко поднимая колени, повторяем за мной
Мы летим, летим, летим – путешествовать хотим.
Путешествовать хотим и поэтому летим!
Вот мы и прилетели!
Воспитатель: Весна пройдет, за нею… .
Солнце пекет,
Липа цветет,
Рожь колоситься, золотая пшеница,
Кто скажет, кто знает
Когда это бывает?
( Ответы детей: «Лето»)
(Демонстрация изображения «Лето»)
Воспитатель: Верно, мы попали в гости к лету. Назовите приметы лета, передав друг другу цветок. ( Дети передают цветок друг другу под музыку и называют приметы лета: много цветов, деревья зеленые, ярко светит солнце, жарко, теплая вода в реках и озерах, люди собирают грибы в лесах, созревают ягоды на полях, созревают овощи на огороде, созревают фрукты на деревьях.)
Логопед: Ребята, давайте сядем за столы. (Дети садятся за столы). На столах у вас картинки. Посмотрите, что изображено на ваших картинках? (Ответы детей)
Выполним звукослоговой анализ этого слова. ( Дети выполняют звукослоговой анализ слова: роза, а затем вместе с логопедом проверяют правильность)
Логопед: Молодцы! Продолжаем путешествие! Встаньте и подойдите к Розе Анатольевне.
Воспитатель: Прошло лето, а за ним…
Пусты поля, мокнет земля,
Дождь поливает, когда это бывает?
( Ответы детей: «Осень»)
(Демонстрация изображения «Осень»)
Логопед: Прислала нам осень свои плоды. Все они оказались в чудесном мешочке. Каждый по очереди достает один предмет, называет его, считает слоги и кладет в корзину. (Дети по очереди вытаскивают овощи, называют их и кладут в корзину)
Логопед: Почему в этом слове столько слогов? (Ответы детей)
Логопед: Как можно назвать это одним словом? (Ответы детей)
Логопед: Молодцы, ребята! Продолжаем путь!
Воспитатель:
Прошла осень.
Снег на полях, лед на реках,
Вьюга гуляет, когда это бывает?
( Ответы детей: «Зима»)
(Демонстрация изображения «Зима»)
Воспитатель: Верно, зима! Сейчас я передам снежный ком, а вы каждый друг за другом назовете родственные слова к слову снег?
(Воспитатель передает снежный ком детям, а дети называют родственные слова)
Логопед: Ребята, а сейчас давайте устроим снегопад. Нам нужно будет всем, одновременно подуть на эту ветку. Дуем не раздувая щек.
(Логопед держит ветку с прикрепленными снежинками на ней. Дети все вместе дуют на нее, тем самым получается «снегопад»)
Логопед: Молодцы, а теперь возьмите по колокольчику, я вам буду говорить предложения, а вы, если я скажу верно, то звоните в свои колокольчики, а если не верно – не звоните.
Зимой идет снег.
Зимой дети купаются и загорают.
Летом листья на деревьях желтые.
Весной бегут ручьи, на дорогах лужи.
Осенью птицы улетают на юг.
Сейчас время года – весна.
Логопед: Молодцы! Вы справились и с этим заданием, а теперь нам пора возвращаться домой, в наше время года. Как мы это сделаем? (Ответы детей)
Воспитатель: Нам нужно будет выполнить последнее задание и мы окажемся в саду. Продолжите мое предложение правильно. Кто справиться, тот по волшебным следам возвращается в группу. (Дети по волшебным следам и под звуки птичьих голосов на ковре-самолете возвращаются в группу.)
Летом жарко, а зимой –
Весной природа оживает, а осенью –
Летом дни длиннее, а осенью –
Осенью листья опадают, а весной –
Летом мы обуваем сандалии, а осенью –
Осенью дожди холодные, а летом–
Логопед: Молодцы, ребята! Вот мы и вернулись в наше время года. Вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей)
Логопед: А что больше всего понравилось или запомнилось? (Ответы детей)
Воспитатель: Еще отправимся в путешествие? (Ответы детей)
Логопед: Ребята времена года тоже остались довольны вашим путешествием и хотят подарить вам медали.
Воспитатель: Попрощайтесь с нашими гостями.