МААМ-картинки

Конспект занятия с детьми 5–6 лет «Знакомство с биографией и творчеством И. И. Шишкина»

светлана звягинцева
Конспект занятия с детьми 5–6 лет «Знакомство с биографией и творчеством И. И. Шишкина»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия «Знакомство детей с биографией и творчеством И. И. Шишкина»

Программное содержание: Первичное знакомство детей с творчеством И. И. Шишкина; продолжать развивать художественное восприятие произведений живописи; формировать представление о выразительных средствах, используемых художником для создания образа; развивать умение давать эстетическую оценку произведению; воспитывать интерес к живописи.

Публикация «Конспект занятия с детьми 5–6 лет „Знакомство с биографией и творчеством И, И, Шишкина“» размещена в разделах

Материал: портрет И. Шишкина, слайды – картин И. И. Шишкина «Сосновый лес», «Утро в сосновом лесу», «Сосны, освещенные солнцем», иллюстрации к сказке Т. Домаренок «Сосновые иголочки», аудиозапись «Утренний лес», П. И. Чайковский «Времена года. Зима», карандаш, гуашь, акварель, палитра, кисть, лист бумаги, рисунки детей

Предварительная работа: беседы о жанре пейзажа; беседа «Кто такие художники?».

Словарная работа: краснолесье, янтарный, этюд, прозябанье

Ход занятия:

Минутка вхождения в занятие (по Н. М. Метеновой «Колокольчик»)

- Ребята, посмотрите, что я вам принесла (открывает коробку, достает колокольчик). Это - чудо-колокольчик. Закройте глаза, послушайте, как он звенит, какой у него мелодичный, хрустальный голосок. Что вы слышите, что говорит вам колокольчик?

Он зовет, приглашает узнать что-то новое, интересное…

Сегодня я хочу познакомить вас с биографией одного известного человека.

(Дети садятся на ковре перед телевизором)

Воспитатель:

- Ребята отгадайте загадку ( показ слайдов презентации: карандаш, гуашь, акварель, палитра, кисть, лист бумаги)

У него есть карандаш,

Разноцветная гуашь,

Акварель, палитра, кисть

И бумаги плотный лист,

А еще – мольберт-треножник,

Потому что он … (Художник)

- Молодцы! Скажите, пожалуйста, знаете ли вы, кого называют художником? (ответы детей)

- Правильно, это человек, который пишет картины. Но ведь каждый из нас может написать картину. Значит ли это, что каждого из нас можно назвать художником? (ответы детей)

-А чем будут отличаться картины настоящего художника от наших картин? (ответы детей)

- Правильно! Картины великих художников - произведения искусства. Немногие способны создать такое.

(показывает на слайде портрет Ивана Ивановича Шишкина)

- Ребята, сегодня мы поговорим об одном из таких выдающихся русских художников. Это Иван Иванович Шишкин, о его картинах и о том, почему они считаются произведениями искусства. Посмотрите на его портрет.

- И. И. Шишкин родился в г. Елабуга в январский день.

Шли годы, мальчик рос. Отец видел, что сын рисует то палочкой на земле, то углем на плоском камне и подарил ему карандаш и тетрадки.

Больше всего любил Ваня рисовать сидя на пеньке в сосновом бору. Зарисовывал любые понравившиеся ему виды, старался изобразить каждое деревце, каждую травинку. Любил бродить по сосновому бору.

(Показ картины «Сосновый лес»)

- Давайте и мы погуляем среди сосен. Что вы видите? Слышите? (ответы детей)

Стволы у сосен розовато-оранжевые, мохнатые кроны высоко вверху, и когда солнце стоит на заре вечерней или утренней и светит по стволам, то все кругом становится красным. Недаром называют сосновый бор «краснолесьем».

- Как-то отец попросил Ваню показать, что в тетрадках. Посмотрел на его рисунки, удивился его наблюдательности, точности рисунков и подарил ему акварельные краски.

Есть такая легенда.

Однажды летом, когда Ване было 9 лет, сидел он в лесу возле своего любимого родничка и писал акварельными красками. Он любил тут рисовать этюды – вода рядом, принесешь в горсти, сольешь во впадинку большого белого камня, как в чашку, да и мой себе кисточку. Ваня так увлекся рисованием, что не заметил, как к нему подошел почтальон и присел рядом с ним. Вдруг на полянке появился медведь, пушистый, коричневый с янтарными глазами.

Почтальон очень испугался. Вслед за медведем появились 2 медвежонка.

Ваня быстро стал мешать кистью краски – желтую с темно-коричневой и бордовой, чтобы зарисовать их. Почтальон шепчет: «Что ты, что ты, пусть уходят!» А Ваня говорит: «Мишенька, друг, подойди сюда» - и медвежонок, словно понял и пошел к людям. От испуга почтальон упал на землю, а Ваня, пожалев его, сказал, обращаясь к медведям: «Ладно, уж, уходите, боится он вас!» Все трое повернулись назад и скрылись в лесу. А Ваня заплакал оттого, что не смог зарисовать их и очень сердился на почтальона.

(Показ картины «Утро в сосновом лесу»)

Посмотрите на эту картину. Она называется «Утро в сосновом лесу». Ее нарисовал Шишкин, будучи уже взрослым человеком.

(включить запись «Утренний лес»)

Кажется, недавно бушевала тут буря, ломала деревья, корежила их из земли. А сейчас встает доброе утро и медвежата, те которых видел когда-то маленький Ванечка возле родника в бору, веселятся на опушке старого дремучего леса.

Мы знаем, что музыка и живопись – родные сестры. И музыка и картины могут быть грустными и веселыми, тихими и громкими, нежными и тревожными…

- Посмотрите на эту картину и скажите, какая она? (ответы детей)

- Почему вы так думаете?

- Как художник выразил свои чувства? (радость – солнце встает, лес просыпается, весело играют медвежата; спокойствие – безмятежность медведей, тишина, безветрие).

- А сейчас я предлагаю вам представить, что вы дикие звери в лесу.

Физкультминутка «Дикие животные»

Встанем, надо отдохнуть, (Встать с ковра)

Наши пальчики встряхнуть. (Сжимание и разжимание пальцев)

Поднимайте ручки вверх, (Поставить ладони на голову пальцами вверх)

Шевелитесь, пальчики, (Подвигать ладонями вперед – назад)

Так шевелят ушками

Серенькие зайчики.

Крадемся тихо на носочках, (Ходьба на месте на носочках, плавные

Как лисы бродят по лесочку. движения руками перед собой)

Волк озирается кругом, (Руки на поясе, повороты головы)

И мы головки повернем. (влево – вправо)

Теперь садимся тише, тише, (Сесть на корточки)

Притихнем, словно в норках мыши.

Ходил медведь по лесу, (Ходьба вперевалку, руки перед собой согнуты в

Топтался и рычал, локтях)

Хотел он очень меда,

А где достать, не знал. (Поднять плечи вверх, сделать вопросительный вид)

- Ну, что дикие животные превращаемся назад в детишек.

- Художник очень любил лес. У поэта Баратынского есть стихи, которые написаны как будто о Шишкине :

С природой одною он жизнью дышал:

Ручья разумел лепетанье,

И говор древесных листов понимал,

И чувствовал трав прозябанье.

- А теперь послушайте, как дальше сложилась судьба Вани Шишкина.

Как подрос Ванюша, отправил его отец в Казань учиться в мужскую гимназию. Очень он там скучал. Нельзя было больше бродить целыми днями по лесам и рисовать в свое удовольствие, быстрей бы каникулы, быстрее взять альбом и краски, - в лес. Мечтает Ваня стать настоящим художником. Все над ним посмеиваются, не верят в него, кроме отца и его любимой сестры Катюши.

4 года проучился Ваня в Казани. А потом настоял на том, чтобы учиться живописи. Ему подарили масляные краски и холсты. Ваня впервые попробовал писать маслом. Восторгу его не было предела!

Когда Шишкину исполнилось 20 лет, он отправился в Москву поступать в училище живописи, с твердым намерением стать настоящим художником. Полюбил Иван Москву, пока учился, но хотелось учиться дальше. После окончания училища он едет в Петербург в Академию художеств. Но перед учебой заезжает в родную Елабугу на свидание с родными, с любимым сосновым бором, который будет писать всю жизнь.

(Показ картины «Сосны, освещенные солнцем»)

Вот как он говорил: «Разве есть где-то еще такая торжественная тишина, такой особенный, затененный, зеленоватый свет, где лучи солнца бродят по розово-оранжевым стволам, где стучит дятел и пахнет хвоей».

Сейчас я прочитаю вам сказку Татьяны Домаренок «Сосновые иголки»

(Показ слайда «Сосна»)

Жила-была у берега моря девочка Сосна. Как-то весной поправила она свою зеленую юбочку из зеленых иголочек да смолистых шишечек и пошла, погулять на лужок. А там уже три подружки песенки поют, хороводы водят.

Первая, будто тонкий стебелек в сарафане из серебристых листочков и длинных

пушистых сережек, назвалась Березкой. Вторую, в легком платьице из липких блестящих листиков и пахучих желтых цветочков, звали Липой, а третью, в ажурной кофточке из белых цветочков, Рябинушкой. Водят девочки хоровод, улыбаются, на Сосеночку поглядывают, но к себе в игру не зовут.

– Возьмите меня в хоровод! – просит Сосеночка.

– Как же мы тебя возьмем! Посмотри! У тебя вся юбочка в колючих иголках. А наши листики и цветочки такие нежные! Они боятся колючек.

Смутилась Сосеночка от таких неласковых слов и к Морю пошла. Села у берега, тонкие ножки в воду опустила и плачет.

– Что ж я такая несчастливая родилась на свет и не люба никому!

А слезки-то у нее не простые, тягучие и смолистые, в морскую воду капают и тут же в солнечные янтарные камешки превращаются. Увидело это Море и говорит Сосё ночке:

– Не плачь, девочка! Ты счастливая, раз Солнышко тебя любит. Лучше поди на пригорок, там мудрый дедушка Кедр живет, он знает про все на свете и подскажет тебе, что делать.

Пошла Сосеночка на пригорок к старику Кедру. Он посмотрел на нее, длинный мохнатый ус покрутил и говорит:

– Знаю, знаю я про твое горе. Да, оно-то вовсе не горе, а ерунда какая-то. Не колючая ты вовсе, а пушистая, вечнозеленая и молодая. Глянь! У калитки моя внучка стоит, Елочка, иди и подружись с нею. Тогда будете вы с ней подругами на века.

Услыхала эти добрые слова Сосеночка, и на душе у нее так легко и тепло стало. Подошла она к Елочке, обняла ее и поняла, что лучшей подруги ей не сыскать. Вышли девочки на берег Моря, на солнышко любуются и песенки поют. Вот так и живут до сей поры в красивом лесу из корабельных сосен да елей на берегу Балтийского моря.

Ну, а березки, рябины, липы не часто ходят к ним в гости. Видно, все еще боятся поколоться об их иголочки. У них свои леса и боры. И краса у них своя – лиственная. Но, их нежные зеленые листочки боятся не только колючих иголок. Осенью они замерзают от холода и мороза и опадают с деревьев.

А зеленые иголочки сосен и елей никого и ничего не боятся. Зимой на пушистые еловые и сосновые лапки ложится снег, укутывая деревца с ног до головы в теплую белую шубу и защищая их от мороза.

- Понравилась вам сказка? О чем она? (о природе, о лесе, о деревьях)

Писатель рассказывает так, будто деревья живые, умеют разговаривать.

Вот и художник И. Шишкин изображает на своих картинах природу, передавая ее настроение, красоту. Его картины словно живые.

Итог занятия :

И. И. Шишкин говорил, что «нужно писать природу в обычном ее состоянии – в величавом покое, в ее негромкой прелести, тихом очаровании».

600 картин написал художник и каждой картиной говорил: «Как удивительно красива и богата природа! Любите ее!»

Связь с изодеятельностью:

Сейчас я предлагаю вам, ребята, тоже нарисовать картину. Мы будем рисовать сосновый лес. Ведь скоро Новый год, и самое красивое дерево зимой - это елка или сосна. Согласны?

Только давайте сначала немного отдохнут наши глаза, да и мы с вами

Гимнастика для глаз «Прогулка в лесу».

Мы отправились гулять. Шагают на месте

Грибы - ягоды искать

Как прекрасен этот лес.

Полон разных он чудес.

Светит солнце в вышине, смотрят вверх

Вот грибок растет на пне, смотрят вниз

Дрозд на дереве сидит, смотрят вверх

Ежик под кустом шуршит. смотрят вниз

Слева ель растет - старушка, смотрят влево

Справа сосенки - подружки. смотрят вправо

Где вы, ягоды, ау! повторяют движения глаз

Все равно я вас найду! влево - вправо, вверх - вниз.

Показ этапов рисования соснового леса воспитателем

Пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом»

У лисы в лесу глухом

(Дети загибают пальцы на обеих руках.)

Есть нора — надежный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет там лапу.

Есть у каждого свой дом,

(Удары ладонями и кулачками поочередно.)

Всем тепло, уютно в нем.

Самостоятельная деятельность детей под негромкую

музыку П. И. Чайковского «Времена года. Зима»

Выставка рисунков детей

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи «Знакомство с биографией и творчеством А. С. Пушкина» для старшего дошкольного возрастаКонспект НОД по развитию речи «Знакомство с биографией и творчеством А. С. Пушкина» для старшего дошкольного возраста Цель: Активизировать литературную память дошкольников, создать эмоционально-положительное настроение, обогатить представления детей о.

Конспект открытого урока по музыке для 4 класса «Знакомство с творчеством Н. А. Римского-Корсакова» с презентацией Конспект открытого урока для 4 класса «Знакомство с творчеством Н. А. Римского-Корсакова». Цели: познакомить учащихся с образами пушкинских.

Фотоотчет «Знакомство с биографией и творчеством С. А. Есенина. Стихотворение «Бабушкины сказки»Фотоотчет «Знакомство с биографией и творчеством С. А. Есенина. Стихотворение «Бабушкины сказки» Одна из важнейших задач воспитания – через поэзию, музыку, изобразительное и театральное искусство раскрыть творческий потенциал детей.

Конспект итегрированной НОД «Знакомство с творчеством нашего земляка художника» для детей старшего дошкольного возраста Воспитатель высшей квалификационной категории Курнина Любовь Владимировна МБДОУ № 54 детский сад "Теремок" г. Ковров. Уважаемые коллеги,.

Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе «Знакомство с творчеством художника Е. И. Чарушина»Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе «Знакомство с творчеством художника Е. И. Чарушина» Задачи: • Продолжать знакомить детей с творчеством художника-иллюстратора Е. И. Чарушина. • Формировать умение внимательно рассматривать.

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Знакомство с творчеством художника-сказочника Виктора Васнецова»Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Знакомство с творчеством художника-сказочника Виктора Васнецова» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Конспект совместной.

Конспект занятия в подготовительной группе по картине И. Шишкина «Утро в сосновом бору»Конспект занятия в подготовительной группе по картине И. Шишкина «Утро в сосновом бору» Тема. Рассмотрение репродукции И. Шишкина "Утро в сосновом бору". "Вхождение" в картину. Цель: научиться "входить" в картину и.

Мое знакомство с творчеством Н. ПоповойМое знакомство с творчеством Н. Поповой Какую прекрасную возможность дает нам сайт МААМ познакомиться с творческими педагогами, которые талантливо пишут стихи, сказки (даже экологические,.

Знакомство детей с народным творчествомЗнакомство детей с народным творчеством Здравствуйте, уважаемые коллеги. Хочется представить вашему вниманию материал по ознакомлению детей с народной культурой. Я, Кулижникова.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Знакомство с творчеством С. А. Есенина» Конспект интегрированного занятия в старшей группе на тему: «Знакомство с творчеством С. А. Есенина». Воспитатель: Добрынина Е. М., Большакова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия с детьми 5–6 лет «Знакомство с биографией и творчеством И. И. Шишкина»
Опубликовано: 25 ноября 2021 в 07:43
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия с детьми 5–6 лет «Знакомство с биографией и творчеством И. И. Шишкина»» (включая файлы) размещена пользователем светлана звягинцева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД