Воронина Екатерина Николаевна
Конспект занятия «Путешествие по сказкам Х. К. Андерсена»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Путешествие по сказкам Х. К. Андерсена»
Цель: закрепить знания детей о творчестве Х. К. Андерсена
Задачи:
Образовательные:
• Закрепить знания детей о прочитанных произведениях Х. К. Андерсена
• Обогащать и активизировать словарь детей
• Совершенствовать умение владеть речью, как средством общения
• Закрепить умение отгадывать загадки
Развивающие:
• Познакомить детей с краткой биографией великого датского сказочника Х. К. Андерсена
Публикация «Конспект занятия „Путешествие по сказкам Х, К, Андерсена“» размещена в разделах
- Андерсен Ханс Кристиан
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
• Развивать литературные знания и интерес к художественному слову
• Развивать мыслительные процессы, память, воображение.
Воспитательные:
• Воспитывать у детей интерес и любовь к сказкам
• Воспитывать у детей доброту и отзывчивость
Работа над словарем: «башмачник»
Приемы руководства деятельностью детей:
1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: создание игровой ситуации;
2. Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД: отгадывание загадок, ответы на вопросы;
3. Приемы поддержания интереса у детей: сюрпризный момент, практическая деятельность;
4. Приемы оценки и самооценки: поощрение
Создание среды для организации и проведения НОД:
Демонстрационный: портрет Х. К. Андерсена, выставка книг Х. К. Андерсена в книжном уголке, иллюстрации к сказкам, подделки, картинки, корзина с предметами из сказок, лед, шоколадные медали.
Технические средства: магнитофон
Виды детской деятельности в НОД:
• Игровая
• Коммуникативная
• Познавательная
• Чтение художественной литературы
• Физическая культура
• Музыкально-художественная
Планируемые результаты:
• Познавательные
• Речевые
• Интеллектуальные
• Личностные
Критерии оценки деятельности детей в НОД:
1. Активно участвуют в коммуникативной деятельности.
2. Проявляют самостоятельность
3. Эмоционально реагируют
4. Сопереживают
5. Взаимодействие со взрослыми и сверстниками
Предварительная работа:
Выставка книг Х. К. Андерсена в книжном уголке, знакомство со сказками Х. К. Андерсена, рассматривание иллюстраций к сказкам, изготовление атрибутов сказочных героев Х. К. Андерсена.
Интеграция образовательных областей
Области Интеграция Решаемые задачи
Познание Знакомство с краткой биографией Х. К. Андерсена Развивать интерес к сказкам зарубежных писателей, уточнение знаний детей о творчестве Х. К. Андерсена
Социализация Практические действия Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, побуждать детей включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию
Коммуникация Отвечать на вопросы Развивать связную грамматически правильную диалогическую речь
Музыка Чайковский П. И. Продолжать развивать умение слушать музыку
Физическая культура Физ. Минутка «Бабочка» Формировать у детей потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании
Чтение художественной литературы Отгадывание загадок Воспитывать интерес к сказкам
План НОД
1. Вводная часть: 4 минуты
Создание игровой ситуации
Создание мотива для деятельности детей
Определение цели
2. Основная часть:18 минут
Беседа
Показ
Комментирование
Продуктивная деятельность
Физкультурная пауза
Практическая деятельность
Исследовательская деятельность
Игровая деятельность
3. Заключительная часть: 3 минуты
Оценка деятельности детей
Подведение итогов НОД
Длительность НОД: 25 минут
Содержание непосредственно образовательной деятельности
Части НОД Содержание Области
1. Вводная часть.
Создание игровой ситуации.
Создание мотива для деятельности детей.
Определение цели. Дети входят в группу.
Воспитатель обращает внимание на присутствующих гостей.
Воспитатель: «Ребята, посмотрите, сколько сегодня у нас гостей. Это воспитатели из других групп пришли к нам в гости. Давайте их поприветствуем!»
Дети:
«Давайте порадуемся солнцу и птицам,
А также порадуемся улыбчивым лицам.
И всем, кто живет на этой планете
«Доброе утро!» скажем мы вместе.
«Доброе утро!», взрослые и дети!
Воспитатель: «Ребята, вы любите сказки?»
- Что такое сказка? (это вымышленная история.)
Воспитатель: «Да, ребята, сказка - это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом».
- Про это даже Вика знает стихотворение.
Вика: «В мире много сказок, грустных и смешных,
И прожить на свете нам нельзя без них.
Пусть герои сказок дарят нам тепло,
Пусть добро навеки побеждает зло!»
Воспитатель:А с каким великим датских сказочником мы с вами познакомились? (Х. К. Андерсен) У меня в руке книга. Книга – это всегда путешествие. Только книга может перенести в далекое прошлое.
Садитесь поудобнее, мы отправляемся в путешествие навстречу сказкам Х. К. Андерсена. Закрывайте глаза! (Звучит музыка)
Крибли, крабли, бумс! Социализация
Художественная литература
Коммуникация
Познание
Музыка
2. Основная часть
Беседа
Показ
Комментирование
Продуктивная деятельность
Физкультурная пауза
Практическая деятельность
Исследовательская деятельность
Игровая деятельность
Воспитатель: Вот мы и оказались в Дании. (Иллюстрации с изображениями Дании 19 века).
В этой стране 210 лет назад родился великий сказочник Х. К. Андерсен. (Показ портрета)
-Посмотрите, какое лицо у Андерсена? (Мечтательное, задумчивое)
-Андерсен родился в маленьком датском городке в скромном домике прачки и бедного башмачника.
-Как вы думаете, кто такой башмачник?
Башмачник – (устар.) тоже, что и сапожник.
Сапожник – мастер, занимающийся шитьем и починкой обуви.
-А вы хотите увидеть, как выглядела обувь в те времена в Дании (Показ обуви).
-Представьте себе, что вам предстоит надеть такую обувь и пройти по улице. Мальчикам – из тонкой кожи, а девочки – деревянные башмачки.
-Давайте пройдемся в такой обуви. (Дети встают и представляют, как бы они ходили в такой обуви).
-Как вы думаете, удобно ходить в такой обуви? Почему?
-Андерсен рано научился читать, и побывав однажды в театре, сам начал сочинять сказки.
-Первым его слушателем был кот. А когда Х. К. Андерсену исполнилось 14 лет, он отправился в главный город Дании – Копенгаген. Он мечтал стать знаменитым, но путь к славе не легок. Х. К. Андерсен написал 170 сказок, благодаря им он стал знаменитым.
-А какие сказки Андерсена вы знаете? (Ответ детей).
- Давайте поиграем, хорошо ли вы знаете героев сказок Андерсена?
Игра
«Узнай сказку по загадке»
- Кто знает загадки о сказках Х. К. Андерсена?
1. Предмет хоть сей и очень мал,
Но беспокойства доставлял.
И спрятан был под сто перин,
Принцессу сна он всё лишил.
(Горошина, сказка «Принцесса на горошине»)
2. Бравый солдат домой возвращался,
С ведьмою старой в лесу повстречался.
В пустое дупло солдат наш спустился,
Золото взял и назад воротился.
Но кроме деньжонок вещица чудная
Служивому парню от ведьмы досталась.
Надеюсь, ребята, что сказку ту зная,
Напомните мне, как она называлась.
(Огниво)
3. Вначале ячменное зёрнышко было,
Мама в горшочек его посадила.
Вырос чудесный цветочек потом,
Девочку-крошку нашла мама в нём.
(Дюймовочка)
4. Про какую героиню эти слова:
«На санях как ветер мчится,
К ней опасно прислониться.
Лишь дотронься – заморозит,
В царство снежное увозит.
Злые чары вход пускает –
Сердце в льдинку превращает.
(Про Снежную Королеву)
-Как вы думаете, какое сердце у Снежной Королевы? (холодное, ледяное, студеное)
- Посмотрите, что у меня есть? Это кусочки льда.
-Положите на ладошку кусочек льда.
- Что вы ощущаете? (холод)
-Вот такое холодное сердце стало у Кая.
- Что происходит со льдом у вас на ладошке? (тает)
- От чего? (от тепла) Кто растопил сердце Кая? (Герда).
- Вот так, ребята, люди способны совершать чудеса, если в сердце горит огонь любви и дружбы. Такой огонь способен растопить и ледяную душу.
-Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием. У нас в группе стало так тепло, что прилетела бабочка, легкая, воздушная. Давайте представим, что мы превратились в бабочку.
Физминутка
(звучит музыка)
Утром бабочка проснулась, потянулась, улыбнулась.
Раз – росой умылась,
Два – изящно покрутилась,
Три – качнулась и присела,
На четыре – улетела.
- Сможете ли вы, взглянув на иллюстрации к сказкам Х. К. Андерсена, угадать название сказки?
Игра угадай сказку по картинке
(дети отгадывают название сказки)
- Я чувствую приятный аромат. Что это? Пойду посмотрю.
- Посмотрите, у меня в руке корзина, в ней лежат предметы. Сможете ли вы узнать сказку по предмету и показать ее на нашей выставке рисунков.
Д/и «Из какой сказки предмет»
1. Горошина (Принцесса на горошине)
2. Яйцо, перья (Гадкий утенок)
3. Грецкий орех (Дюймовочка)
4. Бумажный кораблик (Стойкий оловянный солдатик)
5. Зеркало (Снежная королева)
6. Роза (Снежная королева)
7. Тюльпан (Дюймовочка)
8. Ракушка (Русалочка)
- Что вам интересно – слушать сказку или самим стать героями сказок?
- Давайте загадаем сказку без слов. (Одни дети выходят и изображают героев сказок, другие отгадывают).
- Вы внимательно слушали сказки, поэтому легко определили из какой сказки сценка.
- Посмотрите, ребята. У нас в группе два стола – голубой и зеленый. Давайте попробуем с голубого стола, где находятся сказочные герои выбрать персонажей Х. К. Андерсена, перенести их на зеленый стол, назвать героя и сказку. Какие герои вам особенно понравились? Почему?
- Молодцы, ребята. (Дети садятся на стульчики). Кстати, а вы знаете, какое сегодня число? (2 апреля).
- Сегодня, 2 апреля – в день рождения Х. К. Андерсена отмечается Международный день детской книги. Учреждена золотая медаль имени Х. К. Андерсена (показ медали). Ею награждают писателей, чьи произведения для детей признаны лучшими.
- К сожалению, среди них нет российских писателей, но кто знает, может быть им окажется кто-то из вас.
Познание
Коммуникация
Художественная
Литература
Социализация
3. Заключительная часть
Оценка деятельности детей
Подведение итогов НОД Воспитатель: Ребята, вы молодцы, настоящие знатоки сказок Х. К. Андерсена! Скажите, что вам сегодня больше всего запомнилось? (Дети отвечают).
Сюрпризный момент
- Посмотрите, у меня в руках шкатулка. Хотите посмотреть, что там внутри? Для этого скажем волшебные слова: «Крибли, крабли, бумс!»
- Так это же медали! Медали для настоящих знатоков сказок.
Были вы друзья отважны, не боялись злых героев,
В жизни, верьте, очень важно за добро стоять горою!
Ну, а если захотите в сказку снова возвратиться,
То чудесные мгновенья снова могут повториться.
В этом вам поможет книга, стоит в руки ее взять –
И любимые герои с вами встретятся опять!
- Наше путешествие подошло к концу и нам пора возвращаться в детский сад. Садитесь поудобнее, закрывайте глаза (звучит музыка).
Крибли, крабли, бумс!
На этом наше занятие закончено, а вот знакомство со сказками Х. К. Андерсена продолжится. Вы узнаете еще немало его сказок. Коммуникация
Социализация
Художественная
литература
Музыка
Длительность НОД – 25 минут.
Список литературы:
1. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. М. : Мозаика-Синтез, 2014 г.
2. Дмитриевич В. Литературная викторина по сказкам Х. К. Андерсена. М., 2000 г.
3. Зюзюкин И. Сказки его жизни. М. : Смена, - 2000 г.
4. АндерсенХ. К. Сказки, истории. М. : Худ. Литература, 1973 г.
5. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 1997 г.
Тема: «Путешествие по сказкам Х. К. Андерсена»
Цель: закрепить знания детей о творчестве Х. К. Андерсена
Задачи:
Образовательные:
• Закрепить знания детей о прочитанных произведениях Х. К. Андерсена
• Обогащать и активизировать словарь детей
• Совершенствовать умение владеть речью, как средством общения
• Закрепить умение отгадывать загадки
Развивающие:
• Познакомить детей с краткой биографией великого датского сказочника Х. К. Андерсена
• Развивать литературные знания и интерес к художественному слову
• Развивать мыслительные процессы, память, воображение.
Воспитательные:
• Воспитывать у детей интерес и любовь к сказкам
• Воспитывать у детей доброту и отзывчивость
Работа над словарем: «башмачник»
Приемы руководства деятельностью детей:
5. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: создание игровой ситуации;
6. Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД: отгадывание загадок, ответы на вопросы;
7. Приемы поддержания интереса у детей: сюрпризный момент, практическая деятельность;
8. Приемы оценки и самооценки: поощрение
Создание среды для организации и проведения НОД:
Демонстрационный: портрет Х. К. Андерсена, выставка книг Х. К. Андерсена в книжном уголке, иллюстрации к сказкам, подделки, картинки, корзина с предметами из сказок, лед, шоколадные медали.
Технические средства: магнитофон
Виды детской деятельности в НОД:
• Игровая
• Коммуникативная
• Познавательная
• Чтение художественной литературы
• Физическая культура
• Музыкально-художественная
Планируемые результаты:
• Познавательные
• Речевые
• Интеллектуальные
• Личностные
Критерии оценки деятельности детей в НОД:
6. Активно участвуют в коммуникативной деятельности.
7. Проявляют самостоятельность
8. Эмоционально реагируют
9. Сопереживают
10. Взаимодействие со взрослыми и сверстниками
Предварительная работа:
Выставка книг Х. К. Андерсена в книжном уголке, знакомство со сказками Х. К. Андерсена, рассматривание иллюстраций к сказкам, изготовление атрибутов сказочных героев Х. К. Андерсена.
Интеграция образовательных областей
Области Интеграция Решаемые задачи
Познание Знакомство с краткой биографией Х. К. Андерсена Развивать интерес к сказкам зарубежных писателей, уточнение знаний детей о творчестве Х. К. Андерсена
Социализация Практические действия Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, побуждать детей включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию
Коммуникация Отвечать на вопросы Развивать связную грамматически правильную диалогическую речь
Музыка Чайковский П. И. Продолжать развивать умение слушать музыку
Физическая культура Физ. Минутка «Бабочка» Формировать у детей потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании
Чтение художественной литературы Отгадывание загадок Воспитывать интерес к сказкам
План НОД
4. Вводная часть: 4 минуты
Создание игровой ситуации
Создание мотива для деятельности детей
Определение цели
5. Основная часть:18 минут
Беседа
Показ
Комментирование
Продуктивная деятельность
Физкультурная пауза
Практическая деятельность
Исследовательская деятельность
Игровая деятельность
6. Заключительная часть: 3 минуты
Оценка деятельности детей
Подведение итогов НОД
Длительность НОД 25 минут
Самоанализ непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие по сказкам Х. К. Андерсена»
Воспитатель: Воронина Екатерина Николаевна.
Занятие проводила с детьми старшей группы. У детей данной группы сформированы навыки учебной деятельности. Дети легко идут на контакт со взрослыми. Умеют слышать и слушать воспитателя.
Это комплексное занятие сочетает в себе образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Разрабатывая данный конспект занятия, я прежде всего учитывала возрастные особенности детей старшей группы.
Исходя из вышеперечисленного, я наметила цель, задачи.
Цель: закрепить знания детей о творчестве Х. К. Андерсена
Задачи:
Образовательные:
• Закрепить знания детей о прочитанных произведениях Х. К. Андерсена
• Обогащать и активизировать словарь детей
• Совершенствовать умение владеть речью, как средством общения
• Закрепить умение отгадывать загадки
Развивающие:
• Познакомить детей с краткой биографией великого датского сказочника Х. К. Андерсена
• Развивать литературные знания и интерес к художественному слову
• Развивать мыслительные процессы, память, воображение.
Воспитательные:
• Воспитывать у детей интерес и любовь к сказкам
• Воспитывать у детей доброту и отзывчивость
Гигиенические требования были соблюдены: была проведена влажная уборка, помещение проветрено.
В ходе занятия использовала наглядные, словесные, игровые, практический методы, направленные на применение речевых, познавательных, двигательных, практических навыков и умений и их совершенствование, также использовала сюрпризный момент. Предложенные задания способствовали решению поставленных задач на развитие внимания, воображения, памяти, речи и художественно-эстетического восприятия.
Перед началом выполнения каждого задания я объясняла детям, что нужно делать, используя демонстрационный материал.
На протяжении всего занятия дети были доброжелательны, отзывчивы.
Анализируя деятельность детей на занятии, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали, использовали имеющиеся знания и умения, так как у детей были первоначальные знания о сказках Х. К. Андерсена.
Для получения более высоких результатов деятельности детей были использованы разнообразные материалы: иллюстрации к сказкам, поделки, рисунки, выставка книг в книжном уголке, наглядные пособия. Наглядный материал соответствовал теме и цели занятия.
Наиболее эффективным приемом, на мой взгляд, был игровой, поскольку игровой момент воспринимается эмоционально и запоминается надолго. Обыгрывание детьми фрагментов сказок Х. К. Андерсена помогло заинтересовать детей и сформировать у них положительный настрой.
На всех этапах занятия активизировалась речевая, познавательная, двигательная деятельность детей.
Анализируя проведенное занятие, я делаю вывод о том, что поставленные цели и задачи были выполнены. Считаю, что занятие построено логично, а этапы занятия взаимосвязаны.