Шияпова Диляра
Конспект занятия «Путешествие по республикам Поволжья»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей старшего дошкольного возраста с народами
Поволжья.
Задачи:
1. Образовательные:
1. Расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине. Закрепить знания о костюмах народов Поволжья. Развивать у детей познавательный интерес к родному краю.
2. Воспитывать уважение к культуре другого народа. Формировать нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе народов разной национальности.
3. Продолжать знакомства с достопримечательностями разных городов.
2. Развивающие:
Публикация «Конспект занятия „Путешествие по республикам Поволжья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Поволжье. Народы Поволжья, родной край
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
1. Развивать речь, мышление, память, внимание, познавательную и физическую активность.
3. Воспитательные:
1. Воспитывать самостоятельность, взаимопомощь.
2. Прививать уважение друг другу.
3. Формировать навыки взаимоконтроля.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие.
Словарная работа: Поволжье, Чебоксары, Уфа, достопримечательность.
Предварительная работа: рассматривание иллюстрации по республикам Поволжья.
Оборудование и материалы: презентация, экран, ноутбук, кепка, руль, скакалка, тюбетейка.
В: Здравствуйте, ребята!
Д: Здравствуйте!
В: Как ваше настроение?
Д: Очень хорошо! /показывают большой палец вверх/
В: Мы будем заниматься!
Д: Да-да-да /3 хлопка/
В: Мы будем все стараться
Д: Также как всегда. /3 щелчка/
В: Посмотрите, сколько гостей к вам пришли, давайте поздороваемся с ними
Гости дорогие, здравствуйте!
- Ребята, а вы любите путешествовать?
- Как вы думаете, на чём можно отправиться в путешествие? (на поезде, на самолёте, на пароходе, на автобусе)
- Я вам предлагаю поехать на автобусе. И нам нужен водитель. Кирилл будет у нас водителем. А я буду гидом. Буду рассказывать об этих республиках.
- Вот и наш автобус. Садимся поудобнее и поехали.
- Ребята! Мы с вами живём в большой стране. А как называется наша страна? Да, правильно, Россия.
- Россия многонациональная страна. Там живут люди разных национальностей. Живут они мирно и дружно. Дети, а знаете ли вы, какая самая длинная река в России?
- Да, это река Волга. На берегу Волги живут люди разных национальностей и расположены разные республики, такие как Башкортостан, Чувашия, Удмуртия, Мордовия, Марийская Республика. Все жители, живущие в этих республиках, являются народами Поволжья.
- Мы делаем первую остановку – это республика Башкортостан. Столица Башкортостана – город Уфа, самый зелёный город России.
- Какой город является столицей Башкортостана? (дети отвечают хором и по отдельности)
- Башкортостан – очень красивый и богатый край. Республика богата лесами, реками, озёрами и горами. Также много полезных ископаемых. Здесь добывают нефть, газ, уголь, железо, цинк, медь. И ещё Башкортостан славится своим мёдом – знаменитый башкирский мёд.
- Время идёт, ребята, нам пора отправляться в путь. Занимаем свои места и продолжим наше путешествие.
- Ребята! В какой республике мы были в гостях?
- Мы были в республике Башкортостан.
- Как называется столица Башкортостана?
- Столица Башкортостана – город Уфа.
- Наша следующая остановка республика Чувашия. Столица республики - город Чебоксары. Город красивый. Он очень известный своими достопримечательностями (достопримечательность – место, вещь или объект, заслуживающие особого внимания, являющиеся историческим наследием, художественной ценностью, такими как Мать – покровительница (символ столицы, посвященный матери, Присурский заповедник (охраняемая территория, где охота запрещена, Музей В. И. Чапаева (он герой гражданской войны; в музее хранятся и изучаются исторические данные).
- Назовите столицу Чувашии? (Столица Чувашии – город Чебоксары.)
- Скажите, ребята, а что больше всего любят дети? (Ответы детей.)
- Конечно же, играть. Игра - любимое занятие и детей, и взрослых. У каждого народа есть своя народная игра. Сейчас поиграем в чувашскую народную игру «Луна или солнце». (Воспитатель объясняет правила игры.) Выбирают двух игроков, которые будут капитанами. Они договариваются между собой, кто из них луна, а кто солнце. К ним по одному подходят остальные, стоящие до этого в стороне. Тихо, чтобы другие не слышали, каждый говорит, что он выбирает: луну или солнце. Ему так же тихо говорят, в чью команду он должен встать. Так все делятся на две команды, которые выстраиваются в колонны – игроки за своим капитаном, обхватив стоящего впереди за талию. Команды перетягивают друг друга через черту между ними. Перетягивание проходит весело, эмоционально даже тогда, когда команды оказываются неравными. Правила игры. Проигравшей считается команда, капитан которой переступил черту при перетягивании.
- Ребята! Как называется игра? (Игра называется «Луна или солнце».)
- Молодцы, ребята. Поиграли, отдохнули, а теперь садимся в автобус и продолжаем наше путешествие.
- Мы возвращаемся к нашей любимой республике. Впереди наша республика. (Воспитатель обращает внимание детей на экран.)
- А в какой республике мы живём? (Мы живём в республике Татарстан.)
- Назовите столицу нашей республики? (Столица нашей республики – город Казань.)
Дети! Казань прославилась на весь мир тем, что здесь проводились такие большие мероприятия, как «Универсиада» (спортивные соревнования среди студентов, чемпионат мира по водным видам спорта (плавание, прыжки в воду, игры на воде). А в 2018 году Казань станет одним из городов – организаторов, где будет проводиться чемпионат мира по футболу.
- Ребята! Как вы думаете, какие люди разных национальностей живут у нас в Татарстане? (В Татарстане живут татары, русские, башкиры, чуваши, мордва, марийцы.)
- Да, ребята, в Татарстане живут люди разных национальностей и живут они очень дружно. - Каждый народ говорит на своём языке, имеет свою историю, культуру, традиции. Что такое народные традиции? (Ответы детей.)
- Это то, что передаётся из поколения в поколение. Например, народные праздники, свадебные традиции. У каждого народа есть свои праздники, связанные со сменой времени года, началом или окончанием сельскохозяйственных работ.
- Какие русские народные праздники вы знаете? (Масленица, Рождество, Пасха и др.)
-Какие татарские народные праздники вы знаете? (Сабантуй, Ураза-байрам, Курбан-байрам и др.)
-Какие башкирские народные праздники вы знаете? (Науруз, Каргатуй, Хабантуй)
- Какие чувашские народные праздники вы знаете? (Акатуй, древний праздник, проводимый в конце весны. До недавнего времени название этого праздника различалось у верховых и низовых чувашей. Первые называли его «сухату», вторые – «сапан-туйе». Сурхури – чувашский зимний праздник, по датам совпадающий с неделей от Рождества до Крещения. В тот день проводились традиционные обряды, которые, по мнению чувашей, обеспечивали будущий урожай, рост благосостояния, приплод скота.)
- У каждого народа свои народные традиции. Но это не делает один народ хуже или лучше другого, наоборот, культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру России. Каждый народ по капле вносит свой вклад в сокровищницу культуры и истории нашего государства. У каждого народа свои песни, сказки, национальные костюмы. Но у всех у нас одна Родина – Россия.
Рассматривание иллюстраций с изображением людей в национальных костюмах.
- Посмотрите на русский национальный костюм. Как одеты женщина и мужчина? ( Дети перечисляют: нарядный сарафан, рубашка, кокошник у женщины; кафтан, шапка, штаны у мужчины.)
- Посмотрите, что особенного в татарском национальном костюме? (На голове у мужчины тюбетейка.
В основе рисунка, которым украшен татарский костюм, преобладает геометрический орнамент.)
-А сейчас обратите внимание на башкирский костюм. И чувашский.
- Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его самым красивым, ведь такую одежду в старину надевали только по праздникам.
Мы вас приглашаем на народную игру «Юрта». Взявшись за руки, дети идут по кругу. В середине стоят четыре человека, взявшись за края платка. Дети идут по кругу переменным шагом и поют:
Мы, весёлые ребята,
Соберёмся все в кружок.
Поиграем, и попляшем,
И помчимся на лужок.
На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они поднимают руки и платок над головой в виде шатра (крыши, получается юрта.
- У каждого народа свой язык. Люди разных народов нашей страны знают два языка: свой, национальный, например, мордовский или татарский, и обязательно русский язык. Потому что русский – это государственный язык России. На нём говорят на всей территории нашей страны, на нём обучают детей в школах, студентов в институтах, на нём издаются законы России.
- У каждого народа есть свои любимые блюда. Как вы думаете, какое любимое блюдо у русского народа? (Ответы людей.)
- Любимым национальным блюдом русского народа являются пироги и блины. Татары делают вкуснейшие сладости, например, чак-чак. Башкирским национальным блюдом являются: шурпа, бишбармак, вак бэлеш. Чувашским национальным блюдом являются: ширтан (блюдо из мяса молодого барашка, хуплу (пирог с мясом).
- Сегодня вы узнали, что в нашей стране – России живут люди разных национальностей. Наша страна сильна своим единством, дружбой разных народов. И мы с вами гордимся своей страной и сделаем всё, чтобы сберечь её, чтобы сделать её краше, богаче и сильнее. Чтобы дружба народов была крепкая, необходимо соблюдать правила!
ПЕРВОЕ ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО: относись к людям так, как ты хочешь, чтобы другие относились к тебе.
ВТОРОЕ ПРАВИЛО: гордись своей национальностью, но всегда уважай национальность другого.
ТРЕТЬЕ ПРАВИЛО: старайся дружить и сотрудничать с людьми другой национальности, которые живут, учатся или работают рядом с тобой, - обретешь новых друзей, интересней станет жизнь.
ЧЕТВЕРТОЕ ПРАВИЛО: изучай культуру других народов, этим ты обогатишь свою собственную.
Молодцы, постарались, вы очень дружные ребята, мы вами гордимся! У каждого народа есть очень хорошая традиция – приглашать в гости и за чашкой чая с беседой проводить приятно время. Вот и мы приглашаем вас к нам в гости на чашку чая.