Наталья Торгашина
Конспект занятия «Ярмарка подвижных игр народов Поволжья»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
1. Расширить знания детей о народах Поволжья.
2. Познакомить и разучить подвижные игры татарского, русского, башкирского, удмуртского и чувашского народов (с музыкальным сопровождением, с музыкальными хороводами).
3. Воспитывать интерес, интернациональные чувства и дружелюбие к народам других национальностей.
Материал:
1. 4 больших платка с национальным узором («Юрта»)
2. Красивый платочек («Горелки с платочком»).
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Поволжье. Народы Поволжья, родной край
- Подвижные игры для детей
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
3. Длинная веревка («Хищник в море»)
4. На мольбертах изображения кукол в национальных одеждах, орнаменты.
Воспитатель: Рассказ ведущего о республиках Поволжья. Перечислить их, назвать столицы, основные особенности в быту и в хозяйстве (орнамент, символика, народные игры).
Загадки народов Поволжья.
- Башкирская загадка:
«На четырех парней одна шапка одета». (Стол)
- Чувашские загадки:
«Языка нет, а рассказывает». (Книга)
«Летом одевается, зимой раздевается». (Лиственный лес)
- Марийская загадка:
«Кнутом не гонят, овсом не кормят, когда пашет, семь пудов тянет». (Трактор)
- Удмуртская загадка:
«В лесу родилась, в воде живет» (Лодка)
- Русские загадки:
«Два брюшка, четыре ушка». (Подушка)
«Никогда не меняется, и ночь работает, и день работает». (Часы)
Выходят два ребенка в русских национальных костюмах и читают стихи:
1-й ребенок: Мордовия, горжусь всегда тобою,
Отечество, любимое моё.
Родился здесь, воспитан я «землёю»,
Даёт Господь мне строки для неё.
2- й ребё нок: Отдал бы всё, чтобы туда вернуться,
Вздохнуть бы запахом её полей.
И в детство своё снова окунуться…
Я помню всё, навеки связан с ней.
Мордовская народная игра “Куры и лиса”
Для игры выбирают ребенка — лиса (одевают маску лисы); остальные играющие — куры.
Пока играет музыка курочки гуляют, собирают зернышки. Как только музыка замолкает выбегает лисица и хватает курочку, убегая с ней в норку (на стульчик). И так пока не останется одна курочка, после чего она становится лисой.
Заходят дети в русском костюме.
1 – й ребенок: Мы живем в России,
У нас леса густые,
У нас березы белые.
И небо наше чистое,
И реки наши быстрые.
И Москвы столицы нашей
В целом мире нету краше!
Русская народная игра «Горелки с платочком»
Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек.
Все хором.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят!
Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева). Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди колонны, а опоздавший “горит”, т. е. водит.
Заходят дети в башкирских костюмах
Любим мы края свои родные
И вовек, не завтра, не сейчас,
Отделить нельзя нас от России
Родина немыслима без нас!
Башкирская народная игра «Юрта»
В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на который повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:
Мы, веселые ребята,
Соберемся все в кружок,
Поиграем, и попляшем,
И помчимся на лужок.
Под мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши, получается юрта.
Правила игры. С окончанием музыки надо быстро подбежать к своему стулу и образовать юрту. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.
Заходят дети в чувашском костюме
Холмы, перелески,
Луга и поля —
Родная, зелёная
Наша земля.
Чувашская народная игра «Хищник в море»
Это разновидность общеизвестной игры «Удочка». Игроки образуют круг, в центре которого есть столбик или колышек высотой 15-20 см. Берут веревку длиной 2-3 м. На одном конце ее делают петлю и надевают на столбик или колышек. Выбранный по считалке или жребию водящий берется за свободный конец веревки и бежит по кругу так, чтобы веревка была натянута, а рука с веревкой была бы не выше бедра. Остальные игроки - «рыбки» - не должны выходить из круга, описываемого бегущим с веревкой. При приближении веревки игроки стараются перепрыгнуть через нее, не задев. Задетые веревкой «рыбки» выходят из игры. Водящий может неожиданно изменить направление своего бега, стараясь поймать (осалить) как можно больше «рыбок». Обычно играют до тех пор, пока на площадке не останется 1-3 неосаленные «рыбки», так как всех «переловить» трудно. Правила. Водящий не имеет права менять направление движения веревки, отрывая руку от туловища. Если он хочет неожиданно изменить направление движения веревки, то должен делать это изменив направление бега. Нельзя поднимать веревку выше бедра. Играющие должны перепрыгивать через веревку, а не убегать от нее.
Заходят дети в татарских костюмах.
Мы с Волги, из Казани
Поит нас Волжская вода,
Мы хлеб растим, пасем стада,
Качаем нефть, грузим суда
В свободном Татарстане.
Татарская народная игра «Горшки»
Играющие разделяются на две группы: дети-горшки и игроки—хозяева горшков. Дети-горшки образуют круг, встав на колени или усевшись на траву. За каждым горшком стоит игрок—хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом. Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор:
Эй, дружок, продай горшок!
Покупай.
Сколько дать тебе рублей?
Три отдай.
Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать горшок его хозяин, но не более трех рублей) касается рукой хозяина, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим. Правила игры: бегать разрешается только по кругу, не пересекая его; бегущие не имеют права задевать других игроков; водящий может начинать бег в любом направлении. Если он начал бег влево, запятнанный должен бежать вправо.
Заходят дети в марийских костюмах
Цветут необразимые
Колхозные поля,
Огромная, любимая
Марийская земля.
Марийская народная игра «Биляша»
На площадке чертят две линии на расстоянии 3–4 м одна от другой. Играющие, разделившись на две команды, становятся за этими линиями лицом друг к другу. Один из играющих по собственному желанию и согласию товарищей с криком «Биляша!» бежит к другой команде, каждый участник которой вытягивает вперед правую руку. Подбежавший берет кого-нибудь из команды соперников за руку и старается перетянуть его через площадку за свою линию. Если ему это удается, то он ставит пленника позади себя. Если же сам окажется за чертой команды противника, то становится ее пленником и располагается за спиной игрока, перетянувшего его на свою сторону. Игра продолжается, теперь игрока-нападающего высылает другая команда. Игра заканчивается тогда, когда одна команда перетянет к себе всех игроков другой команды. Правила игры. Перетягивать соперника можно только одной рукой, помогать другой рукой нельзя. Никто не должен отдергивать вытянутую вперед руку. Если игрока, у которого есть пленник, перетянет на свою сторону игрок противоположной команды, то пленник освобождается и возвращается на свое место в команде.