Светлана Капсаргина
Конспект занятия «Путешествие по реке Аскиз»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Расширять понятие об окружающем мире.
Формировать понятие о возникновении реки, ее истоках.
Расширять и активизировать словарь детей.
Ход ЗАНЯТИЯ:
- Ребята вспоминают лето. Вы все отдыхали и конечно купались в речке, озере.
- А вы знаете откуда начинается река, где ее начало?
В глуши лесной, в глуши зеленой
Всегда тенистой и сырой
В крутом овраге, под горой.
Бьет из камней родник студеный.
Кипит, играет и спешит,
Крутясь хрустальными клубами
И под ветвистыми дубами
Стеклом расплавленным бежит.
И. А. Бунин
Публикация «Конспект занятия „Путешествие по реке Аскиз“» размещена в разделах
- Река может начинаться и из болота и из озера. Водичка, вытекающая из них, собирается в ручьи. А они в свою очередь соединяются, стекаются и получается река.
- Послушайте, с каким журчанием она течет. (Слушают запись)
- Как называется река, которая протекает через наше село Аскиз?
- Да, река так и называется – Аскиз.
- Это один из главных левых притоков реки Абакан.
- Река Аскиз берет начало в острогах Кузнецкого нагорья, на водоразделе двух крупнейших – Енисейского и Обского бассейнов. (Показывает на карте)
- Протяженность реки 124 кг, протекает по таежной местности.
- Река имеет 10 крупных притоков р. База (51км, р. Бейка (28км, р. Хабзас (30км)
- У наших ученых разные гипотезы о происхождении названия р. Аскиз
- Одна из них:
Аз – в переводе с тюркского означает река
Хыс – девушка
В древности под словом хыс подразумевались вообще тюркские народы.
Асхыс – речные племена.
- Если посмотреть на карту Хакасии, мы видим, что населенные пункты (села) расположены вдоль реки
- Почему люди обживали места вдоль реки?
- Для чего нужна вода?
- Нет на Земле ни одного живого организма, который сможет прожить без воды.
- Ребята сколько жидкостей мы выпиваем в день?
- Давайте посчитаем (чай)
- А еще супы, борщи.
Игра «Кир больше назовет съедобных жидкостей»
- Вода обладает чудесным свойством, она может растворять различные вещества.
В 3-х стаканах вода, по прозрачности, по вкусу, по температуре.
- Как мы определяем цвет, прозрачность? (глазами)
- Температуру? (рукой)
- Вкус? (языком)
- Ребята, а вы знаете, что морская вода тоже соленая?
- Как в нее соль попала?
- Реки на своем пути к морю проходят горы и почвы, где содержатся разные соли.
- Реки приносят эту соль в моря, где она остается на все время, потому что море ниуда не течет.
А в реках вода остается свежей и несоленой, т. к реки постоянно наполняются новой водой из родников, от дождей, а течение уносит соль в море.
- А реки знают, что им надо течь к морю?
- Возьмем кусочек стекла, нальем на стекло немного воды. А теперь наклоним стекло. Река потекла. Вот так и в природе. Если река течет с гор, то течет быстро. Если по равнине, то медленно.
- Посмотрите на картину, как река течет.
- Если посмотреть на глобус, то кажется, что воды на Земле много. Но сегодня на планете живет людей намного больше и воды используют больше. Мы должны беречь воду, чтобы ее хватило на всех. Мы пользуемся чистой водой, а выливаем грязную. Сколько людей должны потрудиться, чтобы опять очистить воду.
Выучим правило пользования водой:
1. Закрывать кран с водой.
2. Не пускать воду сильной струей.
3. Набирать столько воды, сколько необходимо.
4. Содержать реки, озера в чистоте, не засорять природные водоемы.