Наталия Кузьминых
Конспект занятия по познавательному развитию «Путешествие к Солнышку»
▼ Скачать + Заказать документы
Кузьминых Наталия Алексеевна,
Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 53 «Изи патыр»,
г. Йошкар-Ола.
Тема: интегрированная образовательная деятельность по познавательному развитию в младшей группе ««Путешествие к Солнышку»
Цель: обогащение представлений детей о времени года – весне.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Путешествие к Солнышку“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Солнце, солнышко
- Солнце. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2024
1. Закрепить представления о сезонных изменениях в природе весной, о простейших связях в природе (ярче светит солнце, потеплело, тает снег, бегут ручьи).
2. Закрепить знания о диких животных (заяц, лиса, бурый медведь).
3. Закреплять знание цветов (красный, синий, зелёный, жёлтый); геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник); количество предметов (один, много).
4. Учить различать понятия «длинный-короткий», «широкий-узкий», «большой-маленький», «низкий-высокий».
5. Совершенствовать навыки раскрашивания нетрадиционными способами (пальчиком на крупе). Закрепить навык рисования круга и прямых линий.
Развивающие :
1. Развивать внимание, память, наблюдательность, самостоятельность детей, интерес к познавательной деятельности.
2. Продолжать развивать связную речь, согласовывать прилагательные с существительными, побуждать детей высказывать свои суждения. Стимулировать речевое развитие и моторную сторону речи через развитие мелкой моторики и тактильных ощущений.
3. Развивать слуховое и зрительное восприятие, умение детей играть вместе.
4. Совершенствовать умения делать дыхательную гимнастику (глубокий вдох и медленный выдох).
Воспитывающие:
1. Воспитывать дружеские взаимоотношения: отзывчивость, доброжелательность, любознательность.
2. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
3. Воспитывать правилам этикета (правила вежливости).
4. Воспитывать бережное отношение к живой и неживой природе, расширять эмоциональную отзывчивость к природе.
Предварительная работа: наблюдение за имениями в природе на прогулке (погодой, солнцем); беседа про весну, признаки весны; рассматривание иллюстраций весны. Пение песен про весну. Чтение стихов, отгадывание загадок. Чтение сказки «У солнышка в гостях». Разучивание пальчиковой гимнастики и физкульминутки.
Интеграция образовательных областей:
1. «Познавательное развитие» (сравнение предметов по длине, ширине; закрепление названий геометрических фигур, цветов, количества предметов, закрепление названий деревьев и диких животных).
2. «Физическое развитие» (дыхательная, пальчиковая гимнастики, физкультминутка, ходьба)
3. «Социально – коммуникативное развитие» (умение отвечать на вопросы воспитателя, общение с детьми и с педагогом)
4. «Художественно – эстетическое развитие» (слушание музыки, рисование пальчиком на крупе)
5. «Речевое развитие» (развитие речевой активности детей, умение отвечать на вопросы).
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал: проектор, компьютер, мольберт. Игрушки: петушок, белый заяц, лиса, бурый медведь. 2 дорожки - мостики (красная и синяя, «ручеек», цветы, 3 ёлочки разной высоты, солнышко, руль, 3 стола. Штанишки медведя. Презентация «Признаки весны».
Раздаточный материал: крупа манная на тарелочках, «бусинки» из пластилина на тарелочке, поднос с заплатками для штанишек медведя. Медали с изображением веселого и грустного солнышка.
Музыка: В. Н. Орлов «Светит солнышко для всех»; звуки птиц, звук журчания ручья, звук петуха, звук автобуса.
Методы и приемы:
Словесные: беседа, вопросы, объяснения, похвала.
Наглядные: рассматривание презентации
Практические: выполнение игр и упражнений («залатай штанишки», «собери из пластилина бусы», «подбери дорожку»). Выполнение физкультминутку, пальчиковой и дыхательной гимнастик.
Ход занятия
1 часть. Организационный момент:
Зал оформлен по-весеннему. Дети входят в музыкальный зал.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам пришли гости. Они будут смотреть, как Вы будете заниматься, отвечать на вопросы. Давайте с ними поздороваемся. А как можно здороваться по утрам?
Дети: «Здравствуйте!», «Доброе утро!».
В. : правильно. Давайте возьмёмся за руки и сделаем круг.
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!
В. : Молодцы, ребята! Давайте сядем на стульчики. Хотите узнать, о чем мы сегодня будет разговаривать? Тогда нужно отгадать загадку:
Солнце лучиком играет, а снежок все тает, тает.
Стало детям не до сна.
В гости к нам пришла … (Весна)
(На экране появляется слайд с изображением весны)
Правильно! Наступила весна.
В. : а как вы догадались, что наступила весна? По каким признакам? Что бывает весной?
Д. : Весной ярче светит солнце, тает снег, бегут ручьи, звенит капель, появляются проталинки. На улице потеплело, появились лужи, прилетают перелётные птицы из тёплых краёв, появляются первые цветочки подснежники. День становится длиннее, люди заменили теплую одежду на облегченную. Просыпаются дикие животные и насекомые…
В. : Да, ребята. Правильно. Весной воздух постепенно прогревается. Люди говорят на улице «пахнет весной». Чем же пахнет воздух весной?
Дыхательная гимнастика.
(Вдыхаем глубоко через нос, а выдыхаем медленно через рот)
Воздух весенний так пахнет цветами,
Березовым соком, сиренью, дождями,
И вербой душистой, и хвойным настоем,
Землей, разомлевшей под солнечным зноем.
В. : правильно, ребята. Молодцы! Давайте посмотрим на экран, все ли мы правильно назвали? (смотрят презентацию «Признаки весны).
2 часть. Основная.
Сюрпризный момент. Стук в дверь. Появляется Петушок (игрушка Петушок. Звучит крик петуха)
Петушок: - Ку-ка-ре-ку! Ребята, здравствуйте! Я сегодня рано встал. Я всегда просыпаюсь вместе с солнышком. Выхожу во двор и пою солнышку свою песенку. Но сегодня солнышко не появилось. Я загрустил, а потом даже заболел, простыл и не могу теперь петь. Я пришёл к вам узнать, где Солнышко? Что с ним случилось? Почему оно не светит?
В. : Петушок, ребята Солнышко гуляло по лесу и растеряло свои лучики. А без них оно не может ярко светить, землю теплом согревать.
П. : а что же делать теперь? Ребята, Вы поможете отыскать лучики солнышка? А то без солнышка совсем грустно, уныло.
Д. : хорошо.
В. : Ребята, а чтобы собрать все лучики, нужно отправимся в необычное путешествие на лесную полянку. А поедем мы на автобусе.
(Воспитатель берет руль и звучит звук автобуса)
В. : Ребята, вот мы с вами и добрались до леса, но в лесу на автобусе ездить нельзя, потому что в лесу живут животные, птицы. Катя, почему нельзя ездить в лесу на машине?
Катя: потому что можно напугать жителей леса.
В. : Правильно. Вот мы и оказались в лесу. Давайте вспомним, зачем мы сюда приехали?
Д. : нужно найти лучики у Солнышка. Нужно помочь Петушку.
(Лежит ручеёк. Звучит запись журчание ручейка)
В. : Ребята, посмотрите, какой весёлый журчит ручеёк. Он бежит прямо у нас на пути. Давайте у него спросим, не видел ли он лучики у солнышка?
Воспитатель и дети:
Ты, ручей, нам расскажи,
Ты, ручей, нам покажи,
Как нам лучики найти
И не сбиться нам с пути?
Ручей (голос издалека) : Ребята, перед вами мостики. Вы должны перейти на другую сторону, тогда я вам дам лучик.
( 2 дорожки: красная и синяя. Синяя длинная и широкая, красная короткая и узкая).
В. : Ребята, скажите мостики одинаковые или разные по длине? Одинаковые или разные по ширине? Давайте сравним. Как мы можем это сделать? (дети сравнивают мостики, используя приём приложения и наложения)
В. : Как вы думаете, по какому мостику мы сможем перейти через ручеёк?
Д. : по длинному и широкому (предположения детей)
Ручей: ребята, вы справились с заданием, вот вам лучик (лежит под ручейком)
В. : Спасибо, ручеёк! А нам нужно торопиться, чтобы все лучики успеть собрать. Вот мы и пришли в лес. Кто же рядом с елочкой сидит? Правильно, заяц.
Заяц: Здравствуйте, ребята! Вы вышли на прогулку в лес?
Д. : Здравствуй, заяц! Нет, мы ищем лучики у солнышка. Ты не видел?
З. : да. У меня есть лучик. Но просто так я вам его не дам. Нужно со мной поиграть, а то я замерз без солнышка.
Физкультминутка «Зайка»
Зайке скучно так стоять, нужно лапочки размять.
Лапки вверх, лапки вниз, на носочках подтянись.
Лапки ставим на бочок, на носочках скок-скок-скок.
З. : молодцы, ребята! Хорошо со мной поиграли. Вот вам лучик.
Д. : Спасибо, заяц!
В. : а нам надо дальше торопиться. Петушок нас ждет. Смотрите, а здесь чья-то нора. Давайте посмотрим, кто там живет (под елкой нора лисы)
В. : Лиса, правильно. Давайте поздороваемся.
Лиса: здравствуйте, ребята. А зачем вы в лес пришли в такую хмурую погоду? Что случилось?
Ответы детей.
В. : Лисичка, а ты не видела лучики у солнышка?
Л. : Когда я по лесу гуляла, то нашла несколько лучиков. И я вам их отдам, но нужно выполнить мое задание. Я сегодня собралась к подружке в гости, но рассыпала все бусинки. Помогите мне их собрать.
В. : но прежде нам нужно размять наши пальчики, чтобы у нас получились красивые бусинки.
Пальчиковая гимнастика «Дай нам, солнышко, тепла»
Мы ладони протянули и на солнышко взглянули
(Протягивают ладони вперёд и ритмично поворачивают их вверх-вниз).
Дай нам, солнышко, тепла,
(Делают движения пальцами, словно маня к себе.)
Чтобы силушка была.
(Ритмично сгибают и разгибают пальцы.)
Наши пальчики-малютки
Не хотят ждать ни минутки.
(Стучат кулачками друг об друга.)
Хлоп-хлоп лапоточками,
(хлопают в ладоши)
Прыг-прыг, словно зайки, скачут, скачут по лужайке.
(Стучат полусогнутыми пальцами по коленям.)
(дети делают из пластилина «бусинки» и прикрепляют их к ниточке).
В. : каким цветом бусинки у Лисы? Какой формы? Молодцы, справились с заданием (воспитатель спрашивает у всех и индивидуально).
Л. : спасибо, Вам, ребята. Как и обещала, вот вам лучики.
В. : ребята, нам нужно торопиться, еще лучиков набрать. Пойдемте дальше.
На пути ель, под елью нора медведя.
В. : ой, ребята, смотрите, а здесь тоже кто-то живет. Это же медведь.
Д. : здравствуй, медведь! Мы ищем лучики у солнышка. Ты не видел?
Медведь: Здравствуйте, дети! Да, у меня есть лучик. Но нужно мне помочь, тогда я вам отдам лучик. Я уже проснулся из спячки, гулял по лесу в поисках еды и случайно порвал свои штанишки. Поможете мне поставить заплатки на штаны?
В. : ребята, сделаем доброе дело, поможем медведю?
Дети ставят заплатки. Вопрос педагога (цвет, форма, размер, чем круг отличается от других геометрических фигур).
В. : ребята, вот мы с вами и все лучики нашли. Давайте прикрепим солнышку лучики. Чтобы как можно быстрее снова пришла к нам весна.
(прикрепляют на магнитной доске лучики солнышку. На экране появляется картинка веселого солнышка)
Молодцы ребята, какое красивое солнышко у нас получилось. На какую геометрическую фигуру похоже наше солнышко? Какое оно большое или маленькое? А каким цветом? Сколько лучиков у солнышка? Солнышку надо много лучиков, чтобы обогреть всю землю. А как мы можем ласково наше солнышко назвать? Оно какое? (лучистое, теплое, яркое, весеннее, ласковое, большое). Скажите, что умеет делать Солнышко? (греет, светит, прячется за тучки).
В. : Ребята, смотрите, как солнышко улыбается и радуется. Теперь стало так светло и тепло. Слышите, снова запели птички в лесу. Птицы вернулись в лес, Солнышко будет светить нам и согревать нас своим теплом.
(музыка звуки птиц)
В. : Ребята, а давайте подарим нашему солнцу много маленьких солнышек, чтобы ему не было грустно одному. А рисовать мы будем на манной крупе пальчиком.
Давайте сначала наши пальчики разомнем. Они не могут собрать наши бусинки, совсем замерзли.
Давайте в воздухе нарисуем круг и лучики. А теперь на тарелочке.
(фоном звучит музыка «Светит солнышко для всех»)
Молодцы! Очень красивые солнышки получились. Нашему солнцу очень понравится.
Давайте и мы с вами порадуемся солнышку. Встаньте все в круг и повторяйте за мной.
«Солнышко»
Встало утром солнышко (потягивание)
И гулять отправилось. (ходьба на месте)
И на нашей улице
Всё ему понравилось (наклоны головы влево - вправо)
Побежало солнышко
Золотой дорожкой (бег на месте)
И попало солнышко
Прямо нам в окошко (складывают руки в фигуру «окошко»)
Вместе мы отправимся с солнцем в детский сад (ходьба на месте)
Приласкало солнышко сразу всех ребят (дети гладят рукой по своей голове)
В. : Вот какое замечательное солнышко! Всех ребят погладило. Чтобы вы росли крепкими, здоровыми и добрыми, как солнышко. А нам пора возвращаться в детский сад.
(Воспитатель берет руль, и дети едут в детский сад. Звучит звук автобуса).
В. : Вот мы и приехали снова в детский сад. Петушок, мы нашли все лучики у Солнышка.
Петушок: спасибо, вам ребята, помогли мне. Завтра я опять смогу песенку солнышку петь! Ура! Ку-ка-ре-ку! Досвидания!
Дети: досвидания, петушок! (петушок уходит за дверь)
3 часть. Заключительная.
В. : ребята, а давайте вспомним, куда мы сегодня отправлялись в путешествие? вам понравилось? Кто к нам в гости приходил? Кого встретили в лесу? Какие это животные: домашние или дикие?
Д. : ответы детей.
В. : молодцы, ребята! Все правильно вспомнили. Посмотрите, сколько мы добрых дел сделали сегодня, а самое главное мы нашли лучики у солнышка. Каждый день солнце даёт свет и тепло людям, животным, птицам, насекомым. Без солнечного тепла и света не смогут расти деревья и растения. Если не будет солнца, станет темно и холодно, перестанут петь птицы, не будут распускаться цветочки.
Мы нашему солнышку подарили подарки-рисунки. А я вам дарю медальки в виде солнышка. Если Вам понравилось наше путешествие, то Вы возьмите веселое солнышко, если нет, то грустное. Давайте попрощаемся с гостями и скажем им «До свидания!»
Используемая литература:
1. Горькова, Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - Москва: ВАКО, 2005. – 240 с. - ( Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
2. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - Москва: Издательский центр «Академия», 2002. - 336с.
3. Николаева С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду. - М. : Мозаика-Синтез, 1999.