Екатерина Житная
Конспект занятия «Презентация «Моя планета — Земля. Вода и её обитатели»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: продолжить развитие знаний детей о нашей планете, сформировать понятие об океанах и их обитателях. Развитие любознательности и интереса детей к окружающему миру через знакомство с удивительными морскими животными.
Задачи:
- формирование представления об океанах;
- развитие и закрепление знаний о морских животных;
- формирование эстетического отношения к окружающему миру;
- развитие логического мышления, зрительной памяти.
Публикация «Конспект занятия „Презентация „Моя планета — Земля, Вода и её обитатели“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Планета Земля - наш дом
- Планета Земля. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
ХОД РАБОТЫ.
- Ребята, на прошлом занятии мы с вами узнали о том, Земля – это огромный твердый шар, вращающийся в космическом пространстве. Поверхность нашей планеты состоит из участков суши и воды. Есть шесть огромных кусков суши, которые называют материками. И суша – твердая поверхность, по которой мы с вами ходим, занимает только около четверти земной поверхности. Оставшиеся три четверти поверхности планеты заняты водой. (слайд № 2). Ребята, а вы знаете, как называются огромные водные участки нашей планеты?
- Океаны, моря.
- Правильно! Ребята, а знаете ли вы, что все океаны и моря вместе образуют Мировой океан? Всего на нашей планете четыре океана, которые называются: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый океан (слайд № 3). А теперь давайте рассмотрим каждый из океанов поближе.
- (слайд № 4) Тихий океан — самый большой по площади и глубине океан на Земле. А знаете ли вы, что свое название Тихий океан получил случайно? Во время путешествия через него португальскому мореплавателю Фердинанду Магеллану почти всегда сопутствовал попутный ветер и не встретилось ни одного шторма, что поистине большая редкость для этого океана.
- (слайд № 5) Атлантический океан – второй по величине океан на нашей планете. Название этого океана произошло от имени титана Атласа (Атланта, который по поверьям древних греков держал на плечах небесный свод.
- (слайд № 6) Индийский океан – третий по размеру. Свое название он получил от европейских первооткрывателей, мечтавших проложить водный путь в Индию, которая представлялась им сказочно богатой страной.
- (слайд № 7) Северный Ледовитый океан – самый маленький океан. Как вы уже поняли из названия, этот океан расположен на севере и покрыт льдами.
- Ну что же, вы узнали, что на нашей планете есть четыре больших океана. А сейчас мы с вами познакомимся с обитателями морей и океанов. И сегодня я расскажу вам о самых удивительных морских обитателях.
- «Вот просторы океана
Бороздит гора с фонтаном,
Бьёт хвостом, вода кипит -
Проплывает важно…» (Кит)
- Правильно! Это кит. А знаете ли вы, что синий кит - самое крупное животное нашей планеты (слайд № 8). Свое название синий кит получил благодаря своей шкуре – она у него серого цвета, с голубым отливом и покрытая серыми мраморными пятнами по всей длине. А ещё у китов нет ушей, но при этом они хорошо слышат. Они «слушают» нижней челюстью. Киты могут «разговаривать». Голосовые сигналы протяжны и похожи на песню, их синий кит использует, прежде всего, для общения с сородичами. У китов нет зубов. Питается кит рачками, водорослями, мелкой рыбешкой (слайд № 9). Кит медленно плывёт, открывая пасть, куда вместе с водой попадает огромное количество мелких морских животных. После того, как еда оказывается в пасти, он её захлапывает и выливает воду назад через китовый ус, а еда остается внутри на бахроме (слайд № 10). В прежние времена люди были искренне убеждены, что в желудке синего кита можно жить, а проглоченные ими людьми путешествовали, сидя внутри на протяжении нескольких месяцев. На самом деле всё не так просто, поскольку человек не сможет пролезть даже через глотку этого огромного животного – диаметр её размером с блюдце и составляет около 10 см. Поэтому кит не сможет проглотить ни человека, ни крупную рыбу.
- «У китов - китовый ус,
Воду пробуют на вкус.
У других - зубастый рот.
Кит зубастый - …» (Кашалот).
- (слайд № 11) Кашалот – самый крупный зубатый кит. Один зуб кашалота может весить до 2 кг. Из-за огромных размеров у кашалота практически нет врагов. Однако, есть один глубоководный обитатель, с которым у кашалота непримиримая борьба. Постарайтесь угадать, кто же это?
«Головоногий то моллюск -
Десяток рук, присоски плюс.
Довольно крупный экземпляр.
А как зовут его?» (кальмар).
- В природе встречаются гигантские кальмары, которые способны побороться даже с таким огромным соперником, как кашалот (слайд № 12). Однако гигантские кальмары встречаются очень редко, чаще они небольшого размера. (слайд № 13). Но при этом даже обыкновенные кальмары обладают удивительными особенностями. А знаете ли вы, что у кальмаров кровь голубого цвета? А еще у них есть целых три сердца, каждое из которых соединено с щупальцем. Также у кальмаров отличное зрение и самые большие глаза. (слайд № 14). Некоторые виды кальмаров имеют глаза, отличающиеся друг от друга по размеру: один больше, другой – меньше. А еще некоторые виды кальмаров умеют летать по воздуху, выпрыгивая из воды (слайд № 15). А в глубине вод живет стеклянный кальмар – он абсолютно прозрачный. (слайд № 16). При нападении врага стеклянный кальмар либо старается улизнуть, либо заглатывает огромное количество воды и раздувается как шар.
- Ребята, а сейчас отгадайте следующего морского обитателя:
«Он похож на сковородку,
(Будто он расплющен, сжат)
Хвост его похож на плётку.
Рыба это. Рыба – …» (Скат).
(слайд № 17) Скаты - это рыбы, которые являются ближайшими родственниками акул. Самым крупным скатом является манта, или морской дьявол (слайд № 18). Он назван так из-за наличия головных плавников, которые свернуты в трубочку и торчат вперед, как рога. Скат манта время от времени совершает прыжки из воды на поверхность. Высота этих прыжков достигает трех метров (слайд № 19). К скатам относится также рыба-пила (слайд № 20). Как вы, наверное, догадались, свое название эта рыба получила благодаря необычному «носу» в форме пилы. Также есть такие необычные скаты как электрический скат (слайд № 21, который способен наносить удары электрическим током, и скаты-хвостоколы (слайд № 22, которые представляют большую опасность для человека. У скатов-хвостоколов на хвосте расположены шипы, снабженные ядовитой железой.
- А теперь давайте поговорим с вами о дружелюбных обитателях морей и океанов. Угадайте о ком?
«Только мимо нас проплыли,
Поиграли и уплыли.
Среди волн мелькают спины,
Дети, кто это?» (Дельфины).
(слайд № 23). Ребята, а вы знаете, что мозг дельфина больше человеческого и имеет в два раза больше извилин. Помимо этого, дельфины умеют пользоваться обоими полушариями поочередно. Например, когда у дельфина закрыт левый или правый глаз, это означает, что левое или правое полушарие головного мозга спит, а второе в этот момент активно. Дельфины умеют общаться с помощью звуков. У каждого дельфина есть свое имя, которое он получает при рождении. Дельфины очень дружелюбно относятся к человеку. Нередки случаи, когда эти животные помогали людям добраться до берега после кораблекрушения или вели за собой к берегу лодки.
- Сегодняшний рассказ об океанах и их обитателях подошел к концу. Все внимательно слушали, молодцы!