Наталья Строкун
Конспект занятия по экологии «Лекарственные растения»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект комплексного занятия в подготовительной к школе группе
(конспект комплексного занятия в подготовительной к школе группе)
Цель: воспитание у детей основ здорового образа жизни.
Задачи:
1. Расширить и углубить знания детей о понятии «природа» и ее видах.
Публикация «Конспект занятия по экологии „Лекарственные растения“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Лекарственные растения. Конспекты занятий
- Растения. Изучаем мир растений
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
2. Формировать представления детей о пользе и представлении лекарственных растений, правильно называть и узнавать их.
3. Закреплять умение детей работать с сигнальными карточками, схемами-моделями, план-схемой; совершенствовать умения решать проблемные ситуации, создавать условия для использования на практике информации, полученной от организованной деятельности; расширять границы своего опыта, обогащать восприятия мира.
4. Развивать речь, память, логическое и образное мышление, коммуникативность, эмоциональную сферу общения. Комбинаторские способности.
^ Методические приемы:
Беседа; дидактические игры «Заряд бодрости», «Что где растет?», «Расскажи все растении»; работа со схемами-моделями, сигнальными карточками, работа по опорным карточкам, физминутка, составление рассказа по план-схеме, загадывание загадок, чтение стихов, пение песни.
^ Предварительная работа
Экскурсия в аптеку, чтение стихов, рассказов, пословиц, поговорок, рассматривание иллюстративного материала, просмотр диафильма «Волшебные травы» сюжетно-ролевые игры, игры- эксперименты.
^ Словарная работа:
Фитотерапия, фармацевт.
Оборудование
Схемы-модели, опорные карточки, картина «Что где растет?», карточки с лекарственными растениями, засушенные лекарственные растения, план-схема, чайник.
^ ХОД ЗАНЯТИЯ
Уважаемые коллеги! Сегодня вашему вниманию я представляю мастер-
класс из раздела «Формирование основ здорового образа жизни у детей с
использованием нетрадиционных методик оздоровления». Этот мастер-класс
будет показан в рамках реализации проекта «Цветочный калейдоскоп». Целью, которого, является:
•
воспитание у детей экологической культуры и здорового образа жизни. В содержании мастер - класса я включила следующие инновационные методы и приемы оздоровления детей:
•
элементы музыкотерапии;
•
игра-релаксация с применением точечного массажа и дыхательных упражнений;
•
пальчиковая игротерапия;
•
офтальмотренаж;
•
самомассаж;
•
кинезиологическая гимнастика;
•
элементы ароматерапии;
•
элементы фитотерапии.
Содержание мастер - класса я разделила на четыре блока: Цель первого блока:
- Расширять и углублять знания детей о понятии «природа» и ее видах;
закреплять умение детей работать с сигнальными карточками, схемами-
моделями; развивать память, логическое мышление, коммуникативность,
слуховое внимание, мелкую моторику рук.
Дети здороваются с гостями. (игра с мячом. Ребенок бросает мяч взрослому, тот называет свое имя полное и возвращает мяч ребенку. Дети должны ласково назвать имя гостя.)
Воспитатель: Ребята, а теперь все внимание на меня, смотрите и делайте как я.
Игра- релаксация с применением точечного массажа и дыхательных упражнений «Заряд бодрости»(звучит спокойная мелодия).
•
Мои ушки слышат все! (массаж «козелков ушей»)
•
Мои глазки видят все! (массаж надбровных дуг)
•
Я вдыхаю красоту!
•
Я вдыхаю силу!
(руки вверх - потянуться, затем опустить их - 2р. дыхательные упражнения).
Теперь я вижу, что вы готовы видеть, слышать, познавать.
Ребята, послушайте стихотворение Ф. Тютчева и скажите о чем оно?
Сияет солнце, воды плещут
На всем улыбка, жизнь во всем
Деревья радостно трепещут
Купаясь в небе голубом
Поют деревья, плещут воды
Любовью воздух растворен
И мир, цветущий мир природы
Избытком жизни упоен.
^ Дети: Это стихотворение о природе
Воспитатель: Что такое природа?
Дети: Все что нас окружает, не созданное руками человека.
Воспитатель: На какие два вида делится природа?
^ Дети: На «живую» и «неживую»
Воспитатель: Что относится к «живой»?
Дети: Растения, животные, человек.
Воспитатель: Что относится к «неживой»?
Дети: Камни, вода, солнце.
Воспитатель: Почему мы называем вид природы «живая»?
Воспитатель: Почему «неживая»?
Воспитатель: Составьте схему природы, но прежде мы
подготовим наши пальчики к работе.
Пальчиковая игротерапия «Наши пальцы»
•
Пальцы встали дружно в ряд (показывают ладони с выпрямленными пальцами)
•
Десять крепленых ребят (сжимают пальцы в кулаки)
•
Эти два - всему указки
Все покажут без подсказки (показывают два указательных пальца, остальные пальцы придерживают большими)
-Пальцы - два середнячка
Два здоровых бодрячка (показывают средние пальцы)
-Ну, а эти - безымянны
Молчуны всегда упрямы (показывают безымянные пальцы)
- Два мизинца - коротышки
Непоседы и плутишки (показывают мизинцы)
-Пальцы главные средь них -
Два больших и удалых! (показывают два больших пальца)
(составление схемы природы с использованием схем-моделей. Два ребенка у мольберта, другие на своих местах).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, правильно ли. составили схему и оцените ответ товарищей сигнальными карточками
(дети оценивают и говорят почему они так оценили ответ).
Цель второго этапа:
- систематизировать знания детей о лекарственных растениях, их пользе и
применении, совершенствовать умения решать проблемные ситуации,
закреплять умения работать с опорными карточками, расширять границы
своего опыта; развивать речь, речевую деятельность, память, наглядно-
образное мышление, зрительное восприятие, эмоциональную сферу общения.
Воспитатель: Дети, вы сказали, что к «живой» природе относится растения, животные, человек. Вот сегодня мы и поговорим о растениях, но ни об обыкновенных, а о лекарственных. Что это за растения? Расскажите об истории лекарственных растений и науке о них.
(Один ребенок рассказывает.)
Воспитатель: Назовите лекарственные растения?
(Дети называют.)
Воспитатель: А вот где они произрастают и что лечат, мы выясним с помощью игры «Что, где, отчего?»
•
У каждого из вас лежит карточка с изображением лекарственных растений. Вы должны выйти, но не говорить названия растений и загадать о нем загадку.
(Ребенок выходит, загадывает загадку, а остальные отгадывают и говорят, что это растение лечит. Ребенок показывает карточку и прикрепляет ее, говорит, в каком месте произрастает это растение.)
Воспитатель: Сейчас мы поиграем в очень интересную и необычную
игру-молчанку «Пойди и найди». (Офтальмотренаж.)
Воспитатель: о правилах поведения при сборе лекарственных растений мы узнаем с помощью опорных карточек.
Правила поведения при сборе лекарственных растений :
1.
Нельзя рвать много растений
2.
Нельзя собирать растения возле железных дорог
3.
Нельзя собирать растения в сырую, мокрую погоду
4.
Нельзя пробовать растения на вкус
5.
Нельзя собирать растения возле автомобильных дорог
6.
Собирать лекарственные растения надо днем, в сухую, ясную погоду
7.
Собирать лекарственные растения надо каждый вид отдельно
8.
После сбора лекарственных растений надо тщательно вымыть руки. (Детивыходят, выставляют карточки, говорят правило и остаются стоять.)
^ Физминутка (самомассаж)
-Головушка-соловушка
-Лобик-бобик
-Носик-абрикосик
-Ушки-непослушки
-Горлышко- колоколышко
-Грудка-прибаутка
-Животик-бегемотик
-Ручки-крылышки
-Ножки-топотушки
Целью третьего этапа является:
-создание условий для использование на практике информации, полученной от организованной деятельности; обогащать восприятия мира: развивать умственную деятельность детей, память, креативность, эмоциональную сферу общения.
Выходит ребенок, берет букет лекарственных растений и рассказывает стихотворение.
И в зарослях лесных,
В полях, и на лугах
Где все для сердца мило
Где чистым воздухом
Так сладостно дышать
Есть в травах и цветах
Целительная сила
Для всех, имеющих
Их тайну разгадать.
(Ребенок отдает букет воспитателю.)
Воспитатель: Действительно, есть в лекарственных растениях целительная сила. Как можно еще охарактеризовать их достоинства.
^ Дети: Травы жизни
Дети :Растения - целители
Дети: Живая сила
Дети: Растения, дарящие здоровье
Дети: Кладовая здоровья
Дети: Творения природы
Дети: Удивительные помощники здоровья
Дети: Растения, приносящие радость и счастья.
А сейчас мы с вами посетим аптечную лавку. Какой здесь дивный аромат. Давайте познакомимся с нашим провизором. (девочка в халате и колпаке. Меня зовут…Я немного расскажу вам о лекарственных растениях, а вы мне поможете…презентация.) Есть в травах и цветах целительная сила
Для всех, умеющих их тайну разгадать.
В. Рождественский
Известно предание, повествующее о том, как древнеиндийского врача Чараки учитель послал в лес принести несколько совершенно бесполезных растений. «Учитель, - сказал, вернувшись из лесу, Чараки, - я три дня ходил по лесу и не нашёл ни одного бесполезного растения».
По существу любое растение создано природой во благо, а задача человека лишь понять его предназначение, поскольку весь зелёный мир – это своего рода аптека, о которой справедливо писал поэт С. Кирсанов:
Я не степью хожу
- Я хожу по аптеке,
Разбираясь в её травяной картотеке.
Хотелось бы воспитать детей, которые не безразлично топтали бы луга и поля, а смогли увидеть красоту и пользу каждого цветочка, каждой травинки!
Крапива двудомная.
Русское название происходит от древнерусского слова коприна – шёлк. Из крапивы получали волокно для выработки тканей.
У русского народа крапива пользовалась известностью как верное средство против нечистой силы – ведьм и русалок.
Известна она как пищевое растение. Из её листьев готовят супы, салаты. Не один раз благодаря своей питательности она выручала народ в тяжё лые годы испытаний:
Я цветы обходил стороной.
Их считал за ненужное диво,
И искал те места, где крапива
Неприступной стояла стеной.
Обжигаясь зелёным огнём,
Обрезал я колючие ножки,
Необычного цвета лепёшки,
Обжигаясь мы ели потом.
А сейчас я любитель цветов,
Улыбаюсь любому счастливо,
На задворках стоит крапива,
Словно память тех грозных годов. (В. Сергин)
Как лекарственное растение крапива известна давно. Рекомендуют её при воспалении лёгких, кровотечениях, нарывах, ранах.
«Одна крапива заменит семерых врачей», - говорит народная мудрость. Применяют её как ранозаживляющее, при застарелом кашле рекомендуют отвар корней крапивы в сахарном сиропе.
Настой из листьев крапивы используют для полоскания горла при ангине, а так же для укрепления волос.
Стебли и листья крапивы покрыты множеством жгучих волосков. Эта особенность отражена в пословицах, поговорках, загадках.
С ним водиться, что в крапиву садиться.
Хоть не огонь, а жжется.
Сама холодна, а людей жжёт.
Какую траву и слепой узнает?
В листьях крапивы содержится значительное количество аскорбиновой кислоты, глюкозы.
Ромашка аптечная.
Как будто солнца луч пророс,
За городским овражком,
Сияют капельками рос
Старинные ромашки. (А. Марков)
Русское название произошло от латинского «romona» - «римская» и заимствовано из польского языка. В литературе её образ ассоциируется с образом скромной красоты, отзывчивости, доброты и стойкости.
На Карпатах существовало поверье, что весной, едва пригреет солнышко, снежинки со склонов гор превращаются в ромашки, а в начале зимы ромашки превращаются в снежинки.
Лекарственные свойства.
Ромашка – древнейшее и популярное у многих народов лекарственное средство. Считалось, что ромашка по нежности действия недалека от розы.
В русской медицине она пользовалась особой любовью об этом говорят её народные названия: маточная трава, румяна, купальница. Применяют её как успокаивающее, мочегонное, противопростудное средство.
Наружно для полосканий при заболевании полости рта. Цветки ромашки также применяются как противовоспалительное средство при желудочных заболеваниях, обладает противоаллергическим действием.
Цветки ромашки применяются в косметике для придания светлым волосам золотистого оттенка.
Очень много загадок о ромашке:
У лесной сторожки
Стоит солнышко на ножке.
Середка желтая,
Юбка белая (ромашка)
Лепестки белы, как снег,
Серединка желтый мех!
Что за глупые замашки,
Не гадайте на (Ромашке)
Шел я лугом по тропинке,
Видел солнце на травинке.
Но совсем не горячи
Солнца белые лучи.
Подорожник большой.
(семижильник, порезник, попутник, ранник)
Есть множество цветов
Красивых, осторожных,
Но мне приятней всех
Обычный подорожник.
Ему, быть может
И трудней расти,
И всё же он с людьми
Находится в пути. (С. Баруздин)
Русское название «подорожник», «попутчик» связано с местообитанием его у дорог.
Другая группа названий «порезник», «ранник» - даны растению за ярко выраженные ранозаживляющие свойства.
В легенде эти свойства были открыты так. Однажды две змеи грелись у дороги. Вдруг из-за поворота выехала повозка. Одна змея успела уползти с дороги, другую переехало колесо телеги. Люди, сидящие в телеге, увидели, что невредимая змея вскоре вернулась с листком подорожника, которым исцелила пострадавшую. Этот случай и подтолкнул людей на использование подорожника для лечения ран.
Лекарственные свойства.
В народной медицине листья подорожника применяются в виде свежеистолченной массы при длительно незаживающих ранах и язвах. Применяют его и при заболевании верхних дыхательных путей.
В народной медицине используются листья и трава подорожника при заболевании желудочно-кишечного тракта, гастрита.
Наружный слой оболочки семян слизистый и липкий. Прилипая к обуви человека, копытам и лапам животных, переносятся на далёкие расстояния. Полагают, что именно таким образом подорожник попал в Америку, прилипнув к обуви первых переселенцев. Везде, где поселяются белые люди, вскоре появляется подорожник. Интересно, что его листья накапливают меньше токсических веществ, чем другие растения, живущие вдоль оживлённых трасс.
Не однажды, не дважды поранивши ноги
Ты целебною силой своею помог.
Подорожник, всегда ты растёшь по дороге,
Рос ли ты, когда не было в мире дорог? (М. Владимиров)
Подорожник приспособился к вытаптыванию. Люди придумали загадку на этот случай:
Лёг пластом у дороги, разметав руки, ноги.
Его бьют сапогом, его бьют каблуком,
Всё ему нипочём, хоть ударь кирпичом.
Любите и берегите природу!
Кинезиологическая гимнастика.
Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру «Да-нет».
(Дети загадывают растение, а ребенок должен отгадать.)
•
Это растение?
•
Да.
•
Оно лекарственное?
•
Да-
•
Оно растет дома?
•
Нет.
•
Оно растет красивыми красными цветками?
•
Нет.
•
У нее листья колючие?
•
Да.
•
Крапива? Да!
Целью четвертого блока является:
- Систематизировать и обобщить знания детей о лекарственных растениях,
используя при этом план-схему; развивать речь, память, логическое и наглядно-образное мышление, вариативность в суждениях, умение анализировать, делать выводы.
Воспитатель: Дети, мы сказали, как и где можно собирать растения, а если мы не смогли их собрать, то где можно приобрести лекарственные растения?
^ Дети: В аптеке.
Воспитатель: Недавно мы были на экскурсии в аптеке, люди каких профессий там работают?
Дети: Фармацевты, провизоры.
Воспитатель: А вот о чем рассказала вам фармацевт, вы вспомните при помощи план-схемы.
Дети: Фармацевт рассказала нам, что лекарственные растения собирают с корнями в ясную, сухую погоду. Затем их сушат в пучках в затемненных местах.
Потом лекарственные растения перерабатывают и хранят их в тюбиках, коробочках, баночках, флаконах в темном, прохладном, сухом месте, оберегая от прямых солнечных лучей. Еще из лекарственных растений можно готовить отвары, настои, целебные чаи.
Воспитатель: Вот и мы с вами сегодня приготовим целебный напиток «Здоровье» (Заваривание чая)
Воспитатель: Пока наш чай заваривается, мы попробуем с вами собрать все лекарственные растения с которыми вы знакомы, смотрите не перепутайте цветы, листья и. т. д. Дети выкладывают на общей поляне из разрезанных частей лекарственные растения.
Воспитатель: А теперь я вас приглашаю на чаепитие к столу.