Надежда Хрестина
Конспект занятия «Полевые и садовые цветы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия
Цель: Познакомить детей с целебными растениями нашего края.
Задачи:
1. Познакомить с лекарственными растениями, сформировать представление о них. 2. Развивать познавательный интерес детей, умение наблюдать и анализировать, а также развивать память, внимание, речь.
3. Воспитывать внимательное отношение к природе, ощутить их хрупкость и беззащитность, но и быть ответственными за природные отечественные богатства.
Интеграция образовательных областей: Чтение художественной литературы, познание, коммуникация, социализация, художественное творчество.
Публикация «Конспект занятия „Полевые и садовые цветы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Полевые и луговые цветы
- Садовые цветы
- Цветы. Все о цветах
- Цветы. Конспекты занятий
- Темочки
Материалы: Изображения лекарственных растений, наглядно-дидактические пособия, презентационный материал в формате PowerPoint.
Предварительная работа: Беседы о лекарственных растениях; чтение стихотворений, беседы, рассматривание иллюстраций.
Ход организованно-образовательной деятельности.
Рассказ педагога
Однажды цветочная фея (Слайд №3) пригласила Незнайку (Слайд №4) в гости в свой цветочный сад. (Слайд№5) В этом цветочном саду было много красивых и разных цветов, которые наделены лечебными свойствами. Незнайка чтобы их не забыть решил зарисовать. Но пока он возвращался из цветочного сада, он совсем запутался, где какое растение.
Педагог предлагает детям помочь Незнайке и рассказать о знакомых растениях.
Мы часто говорим: растения – наши зеленые друзья, а ведь они не просто друзья, а друзья терпеливые. И если мы не будем их беречь, они уйдут от нас. Древний человек лечился лекарственными растениями и наделял их таинственной силой.
Сегодня мы познакомимся с целебными растениями нашего края.
Ребята сейчас я буду загадывать загадки, а вы попробуйте их отгадать.
Фиолетовый цветок, Как веселый мотылек. Ножка пушистая, Фиалка душистая.
А другие цветы. Ну-ка, вспомни их ты.
Желто-синий лепесток, Белоснежный ободок, А в цветке три краски. Чьи же это глазки?.
(Анютины)
Рассказ педагога о цветке Анютины глазки (Слайд № 6)
Ах эти глазки! Кто не знает цветов с красивым названием анютины глазки или фиалка трехцветная. Цветы очень древние, а о том, как они появились на земле, есть интересная легенда. Однажды богиня Афродита, купаясь в гроте, заметила, что несколь-ко смертных смотрят на нее. В гневе она попросила Зевса наказать их, и он превратил дерзких людей в цветы, которые лукаво строят нам глазки.
А немцы называют их «мачехой» и объясняют это так: самый яркий крупный нижний лепесток - расфранченная мачеха, два нарядных повыше лепестка — родные дочки, а два бледных, почти белых, верхних — падчерицы. С древних времен, когда не было аптек, люди лечились травами.
На Руси целебные растения продавались в зеленных лавках. В Москве в таких лавках можно было купить травы, коренья, мази, настойки, горчичники и другие лекарства. В 1663 году, когда был издан Аптекарский приказ, в горо-де начали открывать первые аптеки. В приказе говорилось, как собирать тра-вы и как доставлять их в Москву. А еще была «ягодная повинность». Тех, кто не сдавал коренья, травы, сажали в тюрьму. По приказу Ивана Грозного целебные травы выращивались на аптекарских огородах.
Отваром фиалки трехцветной лечат простуду, сильный кашель, ревматизм и другие болезни.
Загадывание загадки
Наклонился на бочок Голубой пуховичок. Нежный, ласковый цветок- Синеглазый. (Василек)
Рассказ педагога о цветке Василек (Слайд № 7)
Древняя русская сказка повествует о том, что молодой красивый пахарь Василий однажды после работы подошел к реке умыться и увидел русалку. Они полюбили друг друга. И стала русалка звать юношу на дно реки, а он уговаривал ее остаться на земле. А когда русалка поняла, что пахарь не оставит родную землю: она превратила его в свой любимый цветок. Люди назвали цветок по имени молодца— Васильком, как звала его мать.
Для лечения используют василек полевой или синий. Его отварами лечат так называемую куриную слепоту, желтуху, пьют от кашля.
Загадывание загадки
Золотые звездочки — цветочки, Как речные лодочки – листочки. Нет травы полезней, Лечит сто болезней: Грипп, ангину — как на бой Вызывает… (Зверобой)
Рассказ педагога о цветке Зверобой (Слайд № 8)
В старину в Московском государстве наши прабабушки и прадедушки назы-вали это растение «Ивановой травкой» и связывали с Ивановым днем, когда оно зацветает золотисто-желтыми цветочками.
А всем хорошо известное нам название «зверобой» произошло от казахского слова -джерабай» — в переводе "целитель ран».
Говорят: зверобой-трава от 99 болезней, его считали волшебным растением, поэтому в селах, набивая матрацы для детей, добавляли к соломе зверобой, чтобы запах этого растения охранял сон ребят, отгонял злых духов.
Зверобой возбуждает аппетит, укрепляет десны, лечит раны, нарывы. Во время войны, когда летчики получали ожоги, их лечили зверобойным маслом. «Ивановой травкой» лечили грипп, ангину, астму и другие болезни.
Народ считает зверобой универсальным лекарством.
Загадывание загадки
Неказист его бутон. Над цветком — пчелиный звон. Плод — сплетенье коготков, Ярко-желтых. (Ноготков)
Рассказ педагога о цветке Ноготок (Слайд № 9)
Ноготки, или календула, — старинное садовое растение. Оранжевые цветы которые нам напоминают своей окраской закат солнца, создают в саду уют и мечтательное настроение. Родина — Южная Европа, выращивают его почти тысячу лет. Цветок календулы похож на маленькую золотую вазочку.
Солнечное царство садов — не только украшение, но и лечение. Применение ноготков в медицине известно очень давно. Более 800 лет тому назад из цветков изготовляли мазь, от которой быстро заживают раны и язвы. Настойку пьют при золотухе, рахите, кашле. Лечат угри, бородавки, мозоли. Календула поистине могучее лекарство.
Загадывание загадки
Золотой цветочный рай. Разгулялся в поле май. А поспеют семена — Попрощается весна.
Полетят в лугах росистых Семена-» парашютисты». Пушистые мячики — Это. (Одуванчик)
Рассказ педагога о цветке Одуванчик (Слайд № 10; 11)
Русское название «одуванчик» произошло от легкости плодиков-семянок, которые при ветерке на пушистых «парашютиках» разлетаются. Про одуван-чик говорят: «С молоком, а не коровушка, летает, а не соловушка». Все части растения выделяют млечный сок.
Одуванчик умеет предсказывать погоду. Об этом рассказывают так. Давным-давно, когда земля была богата лесами, красивыми лугами, среди множества цве-тов рос скромный одуванчик. Солнечный цветок приносил радость людям и давал нектар пчелам. Однажды небо нахмурилось. Одуванчик увидел много всадников. Они мчались черной тучей, а их стрелы несли смерть и горе на русскую землю. Сжал одуванчик свои золотисто-желтые лепестки, наклонил голову в траву и спрятался. Прошло много лет, но одуванчик ничего не забыл, поэтому в ясную поводу сияет солнышком, а подует холодный ветер, он складывает лепестки и предупреждает о ненастье.
Отваром одуванчика лечат раны,ожоги, желудок, помогает он при укусах скорпиона.
Загадывание загадки
Погадай, Иринка, Погадай, Наташка: Белая. (Ромашка) Даст тебе ответ: — Любит или нет?
Рассказ педагога о цветке Ромашка (Слайд № 12)
Вы, ребята, конечно замечал и, что краски лугов беспрерывно меняются. Весеннее солнце разбудит луг, и распускаются лиловые звоночки сон-травы. Чуть позже, на фоне нежной зеленой дымки, загораются золотые звезды гори-цвета. В июне на густой зелени лугов голубеют незабудки. А в разгар лета, в июле, луг становится белесым, потому что к этому времени перед вашими глазами вдруг открывается целая россыпь белых, как снег, цветов. Ромашки! Сугробы белоснеж-ных кустов волнуются везде: в садах, на лесных полянах и лугах, Горные жители говорят, что снежинки весной превращаются е ромашки, а в начале зимы наоборот: ромашки — в снежинки. Девушки гадают на ромашках: «Любит — не любит».
Ромашка — древнейшее лекарственное растение. В средние века настоями из ромашки лечили колики в желудке, раны и язвы, головные боли, аллергию, полоскали рот и горло. Цветы ромашки применяются для изготовления духов, мыла и кремов.
Загадывание загадки Я хочу сорвать цветок И ломаю стебелек. Ой! Кольнул меня до слез Острый шип румяных. (Роз)
Загадать загадку снова Предоставим розе слово;
«Дикий предок мой далекий Любит жить в горах высоких. Он растет и на равнинах, На полях, лугах, в низинах. Красоты моей поклонник Древний родственник.».
(Шиповник)
Рассказ педагога о цветке Шиповник (Слайд № 13)
А теперь рассказ о растении, которое растет везде и о котором есть старинная легенда, а в ней загадка.
Цветок кустарника похож на невесту в подвенечном платье. И вот о чем рассказывает легенда: жили-были двое влюбленных. Единственным бо-гатством девушки была ее сказочная красота. Но пришла к ним беда. Казака забрали на военную службу, а местный воевода украл красавицу и закрыл ее в темнице. Однажды она убежала в лес и превратилась в куст с нежно-розовыми душистыми цветами. (Слайд № 14) Увидел воевода красивый куст, хотел сломать ветку, но весь куст вдруг покрылся колючими шипами. А осенью на веточках появились ярко-красные ягодки. Люди стали собирать ягоды, пить из них чай, и им возвращались бодрость и здоровье.
У россиян это растение — символ красоты и здоровья. В Московии в XII веке собирать плоды считалось государственным делом. Отвар давали больным и раненым, промывали раны и накладывали повязки из розовой воды. Пили при зубной боли, полоскали горло при воспалении миндалин. Из ягод готовили компоты, варенье.
- Ребята, скажите какие лечебные растения, цветя, деревья вы знаете? (ответы детей). - Ребята, скажите для чего нам нужна беречь природу (ответы детей).
Физкультминутка «Наши алые цветки».
Наши алые цветки
Распускают лепестки.
Плавно поднимаем руки вверх.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Качание руками влево - вправо.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Присели, спрятались.
Головой качают,
Движение головой влево – вправо.
Тихо засыпают.
На этом наше путешествие в сказочный сад заканчивается. Ребята, понравилось вам путешествовать по сказочному саду? - Что особенно запомнилось? - Какие вы молодцы ребята, так внимательно слушали.
Побывать в сказочном саду, это большое событие, которое дарит множество впечатлений, а впечатления очень хорошо помогают творчеству. Поэтому я предлагаю вам сейчас сесть за столы, и вместе со мной слепить наш удивительный цветок. А что это за цветок, мы сейчас попытаемся отгадать.
Горел в траве росистой фонарик золотистый. Потом померк, потух И превратился в пух. (Одуванчик)
(дети переходят в рабочую зону)
Ребята, давайте посмотрим, что лежит у нас на столах.
Материал:
- пластилин зеленого и желтого цвета;
-стека;
- салфетка;
- клеёнка или досточка.
Сейчас я расскажу вам,как сделать из пластилина «Одуванчик»
Алгоритм выполнения работы.
1. Разделить желтый пластилин на пять частей разных по величине, и скатать из них шары. Зеленый пластилин разделить на три части (одна большая и две равные поменьше) и так же скатать шары.
2. Желтые шарики расплющить до формы «лепешки».
3. Желтые лепешки по краю надрезать стекой.
4. Взять самую большую лепешку слегка изогнуть в форме чашечки сверху вложить лепешку поменьше прижимая в середине и так по убыванию до самой маленькой лепешке. Получился бутон одуванчика.
5. Зеленые шарики раскатываем в цилиндры.
6. Два меньших цилиндра расплющиваем и формируем в листочки.
7. Листочки по краю надрезаем стекой.
8. Соединяем получившиеся части одуванчика.
9. Одуванчик готов.
(самостоятельная деятельность детей).
В конце все работы выкладываются на подготовленную поверхность. Какие замечательные работы у вас получились. И все это вы сделали своими руками.