Получи документы

Конспект поисково-исследовательской деятельности в старшей группе «Секреты удивительной соли»

Марина Слышова
Конспект поисково-исследовательской деятельности в старшей группе «Секреты удивительной соли»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: вызвать интерес к изучению свойств соли, формировать представления детей о соли и ее свойствах, через исследовательскую деятельность.

Задачи:

Обучающие

Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, форме и видах соли.

Уточнить и закрепить знания детей о соли, её значении в природе, в жизни человека.

Развивающие

Развивать наблюдательность, воображение, фантазию, познавательный интерес, умения сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования

Воспитательные

Темочки:

Воспитывать интерес к экспериментальной и опытнической деятельности.

Предварительная работа.

• Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и её свойствах

Просмотр презентации на тему: «Где и как добывают соль».

• Сбор образцов соли (морская, поваренная, каменная).

• Чтение художественной литературы, где речь идет о соли; пословицы, поговорки о соли, русская народная сказка «Соль».

• Творческая мастерская. «Рисуем с помощью соли»,

• Наблюдение «Как мы используем соль?».

Оборудование: тарелочки с солью, увеличительные стекла, сырые куриные яйца, ложечки, одноразовые стаканчики, салфетки, формочки со льдом.

Ход занятия:

1. Организационный момент:

Воспитатель: Звонит в колокольчик и говорит:

Колокольчик, мой дружок!

Собери детей в кружок!

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Воспитатель: Ребята, сегодня нам с вами передали конверт.

Как вы думаете, что в нём? (письмо).

От кого? (предположения детей) Как узнать?

Что будем делать с письмом? (Читать).

Это письмо от Буратино.

«Здравствуйте, ребята!

У меня случилась беда. У нас дома закончилась соль. Попросил меня Папа Карла в магазин сходить и купить. Дал мне золотые монеты и маленький мешочек под соль.

Соль в магазине я купил. Идя по дороге домой, вдруг полил сильный дождик и намочил мне мешочек с солью. Когда я дошел до дому, то обнаружил, что мешочек пустой. Куда же делась соль? Помогите узнать?».

Воспитатель: Значит, о чем мы сегодня будем говорить? соли)

2. Воспитатель: Ребята, скажите, для чего нужна соль? (чтобы солить пищу)

А зачем нужно солить еду (ответы детей)

Какие виды соли вы знате? (каменная, поваренная, морская, иодированная)

Откуда берется соль? (из соленых озер, морей).

Люди какой профессии занимаются добыванием соли? (шахтеры)

Какую соль добывают в глубоких рудниках или в соляных шахтах? (каменную соль)

А путем испарения воды под воздействием Солнца? (морскую соль)

Какую пользу приносит людям поваренная соль? (ее используют для приготовления пищи, консервирования, как чистящее средство)

Можно ли применять соль в медицине? (ингаляции, компрессы после ушибов, водные солевые процедуры)

Для кого соль нужна в природе? (для животных, растений)

Воспитатель: Молодцы. Соль- это действительно природное вещество, она бывает разной. Соль просто необходима человеку. Её используют в медицине, на кухне, в качестве приправы к различным блюдам, соль можно применять как чистящее средство. Соль нужна не только людям, но и животным, но только в небольших количествах

Воспитатель Ребята, сегодня мы продолжим наше знакомство с солью и узнаем о ней еще много интересного

3. Воспитатель: Сегодня, я предлагаю вам, стать учеными.

Кто такие ученые? (исследователи, лаборанты)

Чем они занимаются? (проводят опыты, эксперименты, исследования)

Давайте вспомним правила поведения в лаборатории?

- Соблюдать тишину.

-Во время опытов не разговаривать.

-Вначале послушай, посмотри, а потом повтори.

-При работе с солью не трогать руками глаза.

-Выполнил задание, положи на место.

А теперь, проходите в нашу лабораторию, юные учёные, занимайте свои места.

4. Воспитатель: Перед вами тарелочки с солью. Давайте мы её рассмотрим.

Опыт №1. «Соль сыпучая, без запаха»

Что вы можете сказать о её внешнем виде? (белая, мелкая).

Какое это вещество: жидкое, твердое или сыпучее?

Соль на вкус, какая? (соленая)

Воспитатель: Давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло.

Что вы видите? (с виду соль похожа на порошок, кристаллы, зернышки, крупинки).

Сделаем вывод: соль белого цвета, состоит из мелких частиц – кристаллов, сыпучая, не имеет запаха и на вкус соленая

Опыт №2. «Соль хрустит»

Воспитатель: Ребята, возьмите ложечку, надавите на соль, что мы услышали?

(услышали хрустящие звуки, похожее при ходьбе по снегу в морозный день).

Вывод: Соль, как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.

Опыт № 3: «Соль поглощает воду»

Добавьте в тарелку ложку соли и налейте ложку воды.

Что произошло? Куда делась вода? (впиталась)

Воспитатель: значит соль поглощает (впитывает) воду.

Добавьте еще воды, размешайте. Что произошло с солью (соль растворилась в воде)

Вывод; Соль растворилась, поглощает воду.

Опыт№ 4: «Замороженная вода и соль»

Перед вами лежат кусочки льда. А лед это, что такое? (Замороженная вода).

Потрогайте. Лед, какой на ощупь? (холодный)

Давайте проведем опыт. На один из кусочков льда насыплем чайную ложку соли, а второй оставим для сравнения. Как вы думаете, как соль повлияет на лёд? Посмотрим, что с ним произойдет?

Этот опыт требует времени, мы вернемся к нему в конце нашей разминки.

Воспитатель: У всех ученных есть время, когда они отдыхают, набираются сил для дальнейших исследований. И мы с вами давайте отдохнем, чтобы затем продолжить наши эксперименты

5. Физкультминутка.

Раз, два, три. четыре, пять! (шагаем на месте)

Все умеем мы считать (хлопаем в ладоши)

Отдыхать умеем тоже (прыжки на месте)

Руки за спину положим, (руки за спину)

Голову поднимем выше (подняли голову)

И легко, легко подышем! (глубокий вдох)

А сейчас давайте вернемся к нашему опыту со льдом и посмотрим, какой же лед растаял быстрее: с солью или без соли. Как вы думаете, можно ли использовать соль зимой во время гололеда?

Вывод: Соль разъедает лед проделывая канавки и ходы в ледяном кубике. Как и ожидалось, кубик льда с солью растаял быстрее. Именно, поэтому дворники зимой посыпают дороги солью для безопасности людей во время гололеда

Опыт № 5: - «Плавающее яйцо».

А теперь нам понадобятся два больших стакана с водой и два сырых яйца. Попробуем узнать, что будет с яйцом, если его положить в воду. Сначала положим яйцо в чистую (не солёную) воду. Что произошло с яйцом? (оно опустилось на дно) .

Во второй стакан добавим соль, и размешаем. Опустим в этот стакан яйцо. Что произошло с яйцом (оно плавает на поверхности). Соль повышает плотность воды, поэтому в соленой воде многие предметы не тонут.

Какой вывод мы сделаем? Солёная вода помогает предметам удерживаться.

Опыт№ 6:

Если мешок у Буратино намок, значит, из какого материала он был сшит? (из ткани) Как проверить? (высказывания детей)

А теперь возьмите ваши мешочки из ткани с солью, и опустите в стаканчик с водой.

Что происходит? (Соль тает и ткань промокает)

Из какого материала нужно было сделать мешки, чтобы они не промокли?

(из полиэтилена, который не пропускает воду)

А теперь давайте опустим полиэтиленовые мешки в воду и проверим, что у нас будет с мешком и с солью?

Что случилось?

Какой ещё можно дать совет Буратино? (использовать мешки из непромокаемого материала).

А мы смогли узнать, куда же подевалась у Буратино соль в мешке? Растворилась. А каким способом можно вернуть соль? (высушить мешочек на солнышке, погреть над огнем)

Воспитатель: Наше занятие подходит к концу. Скажите, чем мы с вами занимались? Что вам больше всего понравилось?

6. Итог

- Ребята, благодаря исследовательской деятельности, мы сегодня узнали, что соль действительно не только необходимый продукт, ноо и интересный материал для опытов.

Используемая литература.

1. Дыбина О. В. «Неизвестное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» - М., 2004

2. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду – М. ,2005

3. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. «Детское экспериментирование старшего дошкольного возраста» - М., 2003

Публикации по теме:

Детское экспериментирование как основа поисково-исследовательской деятельности старших дошкольниковДетское экспериментирование как основа поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников Детское экспериментирование - основа поисково - исследовательской деятельности старших дошкольников. Тема «Мы юные исследователи» Цель:.

Фотоотчет «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»Фотоотчет «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» Фотоотчет по теме самообразования: «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» (старшая.

Фотоотчёт о занятии по опытно-экспериментальной деятельности «Секреты соли»Фотоотчёт о занятии по опытно-экспериментальной деятельности «Секреты соли» НОД в старшей группе «Секреты соли» Дети по своей натуре - исследователи, они очень любознательны и настроены на познание окружающего мира.

Конспект НОД по поисково-исследовательской деятельности в средней группе «Путешествие по сказкам К. И. Чуковского» Цель:познакомить детей со свойством магнита притягивать металлические предметы; формировать элементарные представления о плавучести предметов.

Конспект открытого НОД по поисково-исследовательской деятельности детей подготовительной группы «Лаборатория песка»Конспект открытого НОД по поисково-исследовательской деятельности детей подготовительной группы «Лаборатория песка» Конспект открытого НОД по поисково-исследовательской деятельности детей подготовительной группы «Лаборатория песка» Составила и провела.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Мыльные секреты» .

Автор публикации:
Конспект поисково-исследовательской деятельности в старшей группе «Секреты удивительной соли»
Опубликовано: 2 ноября 2024 в 13:57
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект поисково-исследовательской деятельности в старшей группе «Секреты удивительной соли»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Слышова (УИ 1109728) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
01 февраля 2025 суббота
Последний месяц зимушки — февраль.
02 февраля 2025 воскресенье
Вот ёжик — ни головы, ни ножек!
Победа в Сталинградской битве!
Знакомимся с таинственным миром болот!
*



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД