Савина Ирина
Конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе «Знакомство со звуком [Н] и буквой «Н»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе на тему : «Знакомство со звуком «Н» и буквой «Н»».
Цель: познакомить детей со звуком «Н» и буквой «Н».
Задачи:
1. Учить детей правильно произносить звук «Н».
2. Развивать умение определять звук «Н» в ряде слов
Публикация «Конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе „Знакомство со звуком [Н] и буквой „Н“» размещена в разделах
- Буква Н и звуки [Н], [Н’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
3. Развивать умение определять позицию звука «Н» в слове (начало, середина, конец).
4. Закрепить местоположение буквы «Р» в алфавите
5. Развивать память, внимание, артикуляционную моторику.
Ход занятия
Артикуляционная гимнастика:
1. «Лопаточка» - широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Подержать язык в этом положении 10-15 секунд.
2. «Катушка» - кончик языка упереть в нижние передние зубы, боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать вглубь рта, проделать 10-15 раз.
Закрепление гласных звуков : А, О, У, И, Ы.
Дети, назовите, пожалуйста гласные звуки, какие мы с вами изучили. Чем гласные звуки отличаются от согласных, правильно, гласные звуки можно пропеть. Гласный звук от слова голос. Гласные звуки обозначаются красным цветом, а согласные синим. А сегодня мы с вами познакомимся со звуком «Н». Давайте правильно его произнесём.
Артикуляция звука
Губы в нейтральном положении, принимают позицию следующего гласного звука. Кончик языка поднят и упирается в верхние резцы. При произнесении звука Н ощущается вибрация носовой полости.
«Повтори слоги»
На - но - ну - ны
Ан - он - ун
Ны - на - ну - но
Ын - он - ун
Но - ны - ну - на
Ун - ан - он
Ну - на - ны - но
Он - ун - ын
На - на
Ну - но
Но - на
Ну - ны
Но - ну
Ны – ну
Ребята звук Н на письме обозначается буквой Н.
А теперь давайте найдём букву «Н» в алфавите. Каким цветом написана она? Правильно голубым. А, как вы думаете почему? Потому что звук «Н» согласный. А сейчас я попрошу вас придумать слова на букву «Н», ответы детей, помощь педагога.
А сейчас у меня для вас задание, я буду произносить слова. В каких словах услышите звук «Н», хлопайте в ладоши.
Окно, кино, ночь, стол, книга, бумага, нора, ворона, нога, рука, посуда, телефон, граммофон, полотенце, сорока.
Молодцы, а сейчас следующее задание.
Дети, вы помните, что звук в словах может быть в начале, середине и в конце. Сейчас я буду читать слова, а вы должны услышать «Н» и сказать где он находится:
Нора, панама, кран, ванна, нога, слон, вагон, ноль, бизон, картина, носки, донка, дно, фон, воин, дунуть, ногти, ножи, канат, ворон, ночь, наган, телефон, сон, солнце, блины, окно.
Устали, давайте немного разомнёмся.
Физкультминутка «Медвежата в чаще жили».
Медвежата в чаще жили
Головой своей крутили
Вот так, вот так –
Головой своей крутили (Поворачиваем голову вправо и влево)
Медвежата мёд искали
Дружно дерево качали
Вот так, вот так –
Дружно дерево качали (наклоны туловищем вправо и влево)
И вразвалочку ходили
И из речки воду пили
Вот так, вот так
И из речки воду пили (Наклоны вперёд)
А ещё они плясали!
Дружно лапы поднимали!
Вот так, вот так
Кверху лапы поднимали! (Поднимаем попеременно ручки)
Вот болотце на пути!
Как его нам перейти?
Прыг да скок!
Прыг да скок!
Веселей скачи дружок! (Прыжки вверх)
А сейчас мы с вами поиграем в игру «доскажи словечко»
Часовщик, прищурив глаз,
Чистит часики для. (нас).
Кто один имеет рог?
Отгадайте. (Носорог).
А петух с колючим ежиком
Режут сало острым. (ножиком).
А теперь отгадайте загадки:
Одна нога и та без сапога.
(Гвоздь)
Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка.
(Луна)
Но морю идет, идет, а до берега дойдет - тут и пропадет.
(Волна)
Всю жизнь ходят в обгонку, а догнать друг друга не могут.
(Ноги)
Меж двух светил посередине один.
(Нос)
На пальце одном ведерко вверх дном.
(Напёрсток)
А сейчас я почитаю вам рассказ, а вы внимательно слушаете и какие слова на букву «н» запомните, назовёте.
Буратиний нос
На Новый год все ребята в детском саду должны были в кого-нибудь нарядиться. Никита решил сделать себе длинный нос и намазать щёки краской, ну, как будто он – Буратино.
Сел Никита на пол, нарезал ножницами бумагу, намазал её клеем и свернул трубочкой. Посмотрел, а это не нос, а целый носище получился.
— Надоело мне этот Буратиний нос делать, — бурчит Никита. – Лучше привяжу его нитками к голове и буду носорогом.
Начал наматывать нитки. Наматывал, наматывал – ничего не получается!
Надулся Никита.
— Наклею его лучше прямо не голову.
Намазал голову клеем и приложил нос. Волосы склеились, а нос набок свалился.
— Надоел мне этот носорог. Лучше приду после Нового года и скажу, что был одет невидимкой, потому что они меня и не видели.
Молодцы, хорошо поработали сегодня. С каким звуком мы сегодня познакомились? Какой буквой обозначается на письме?
Итог занятия.