Пуликова Елена Алексеевна
Конспект занятия по знаково-символической деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи: развивать мышление, сообразительность, умение находить выход из сложившейся ситуации.
Развивать знаково-символическую деятельность детей - заменять предложения знаками, знаки - буквами.
Материал у детей: закодированный алфавит на каждого.
Материал у воспитателя: "волшебный монитор", закодированный текст, физическая карта, мел, листочки бумаги.
Ход занятия:
- Пришла телеграмма с зашифрованным текстом "Помогите, заблудился. Доктор Айболит". (У детей на столах шифр. Дети расшифровывают текст, воспитатель записывает на доске).
- Что нам делать? (помочь).
Публикация «Конспект занятия по знаково-символической деятельности» размещена в разделах
- Как? (Советом).
- Что нам нужно знать, чтобы помочь Айболиту? (Дети говорят, воспитатель записывает).
- Как нам передать доктору информацию? (Через "волшебный монитор", у Айболита есть такой же, и информация, помещенная на монитор, передается в секунду).
- Но на мониторе не уместится много слов. С помощью чего можно передать наши вопросы? (С помощью знаков).
- Я записала все вопросы, которые нужно задать Айболиту. Попробуем превратить их в знаки. (На доске каждый ребенок рисует свой вариант знака. "Почему?" Совместно выбирается лучший знак. Зашифрованный вопрос опускается на заднюю стенку монитора, снизу достается ответ).
- Ответ получен мгновенно, как мы и ожидали. Но он тоже зашифрован. Как вы думаете, что это значит? Почему?
- Найдем это место на карте. (Так передаются остальные зашифрованные вопросы, дети расшифровывают их).
- Ну вот, теперь мы знаем о докторе Айболите все. Он находится в Африке, у горы Килиманджаро.
- Что нужно подготовить для путешествия в Африку и почему? (дети "отбирают" необходимые вещи, предметы, обосновывая свой выбор, учитывая специфику и особенности Африки).
- А сейчас нам нужно проложить свой маршрут на карте. (Дети с воспитателем у карты прокладывают маршрут. Если их намечено несколько: "Очень хорошо, только давайте выберем из всех маршрутов один, который был бы короче всех и менее опасен. Итак, путь мы наметили, отправляемся на помощь".)
- На чем мы можем добраться до Африки? Почему?
- Хорошо. Пролетаем с вами на самолете над Средиземном морем, смотрите. Нам навстречу летит стая голубей. (Голуби не летают над морем). Почему? Кого мы можем встретить в небе над морем?
- Итак, мы на втором по величине материке - Африка. Перед нами раскинулась самая большая в мире пустыня Сахара. Чувствуете как жарко? Температура воздуха здесь +50,0 С. Давайте спрячемся от жары вон в той березовой роще и искупаемся в прохладной реке. Почему мы не можем этого сделать? Что есть в пустыне? На чем пересечь пустыню? Почему?
- Наконец, пустыня осталась позади. А перед нами самая длинная река в мире - Нил. Там водится очень много крокодилов. Как нам перебраться через Нил? Почему?
- Теперь перед нами тропический лес. А вот и гора Килиманджаро. Но что-то нашего доктора не видно. Зато смотрите, нам навстречу идут папуасы. Давайте узнаем у них про Айболита. (Не знаем языка) Как узнать? (Знаками, жестами).
- Наконец-то мы нашли нашего доктора Айболита. Выходит переодетый в доктора взрослый:
- Спасибо, друзья, за помощь. Я очень рад, что вы меня так быстро нашли. А то я столько здесь зверей вылечил, что даже забыл их названия. (Дети называют животных Африки).
- Мы с моими друзьями приготовили вам подарок. (Достает микроскоп).
- Кто покажет, как нам вернуться в Россию? (Выходит ребенок, показывает на карте обратный путь).