Ольга Чикунова
Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «В поисках потерянного ключа» на тему «Магнит и его свойства»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «В поисках потерянного ключа».
Тема: «Магнит и его свойства».
Публикация «Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе „В поисках потерянного ключа“ на тему „Магнит и его свойства“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
Цель: Систематизировать знания о магните и его свойствах. Учить овладевать основами исследовательской деятельности на основе расширения и уточнения представлений о свойствах магнита.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить с понятиями «магнетизм», «магнитные силы». Сформировать представление о свойствах магнита, что магнит может : «притягивать», «примагничивать», что он обладает «Магнитными свойствами». Учить делать выводы с результатами этой проверки, учить делать обобщения.
Развивающие:
1 Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита. Умение работать в паре, договариваться, учитывать мнение партнёра, а также отстаивать своё мнение.
Воспитательные: Воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности.
Оборудование: Магниты, стаканчики с водой, скрепки, поднос или стол с песком и в нем металлические предметы, простой карандаш - по количеству детей; лабиринт на картоне 1 на двоих, карточки с картинками из железа и не из железа, ключи железные и из других материалов, схема для опыта с песком, мнемотаблицы, медиапроектор, презентация на диске (флешке, схема с подходящим к замку ключом, сундучок с замком, в нем - магнитный конструктор.
Ход:
Организационный момент:
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг,
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
-Ребята, у нас сегодня я пришла в группу и обнаружила вот это. Что это такое? (ответы детей – Это сундук. А на нем лежит письмо. Интересно,от кого письмо? Как вы думаете? (от Пина) А почему вы так решили? На конверте нарисован Пин. Открываем конверт, там записка и диск (флешка). На записке написано: включите диск (флешка) на компьютере. Давайте посмотрим, что же нам хочет сказать наш друг Пин.
Включаем диск (флешка) : «Здравствуйте ребята! Я в этом сундуке для вас приготовил сюрприз, но чтобы его получить найдите ключ и откройте замок. А поможет вам в этом магнит. Удачи вам, ребята!».
- Да, вот это задачку загадал нам Пин. Но где же он оставил магнит? Ребята помогите мне его найти. (магнит лежит на большом столе). Если дети затрудняются, то воспитатель помогает его найти.
-А вы знаете, что такое магнит? (Магнит притягивает предметы.). (Воспитатель показывает магнит).
-Вот перед вами обычный магнит, Много секретов в себе он хранит.
Магнит – это камень, у которого есть необыкновенная способность притягивать к себе железные предметы или прилипать к железным поверхностям. Эти камни нашли древние греки и стали называть их магнитами.
- Где мы его можем встретить, дома или в детском саду? (У меня дома на холодильнике есть магнитик. У нас на доске рисунки висят на магнитах).
- Давайте сегодня вместе с вами поближе познакомимся с магнитом, его свойствами.
- Возьмите магнит в руки и скажите, какой он на ощупь? – (холодный, твердый, железный, тяжёлый).
Индивидуальные ответы:
-Паша, какой магнит? (Холодный).
-Рита, как ты думаешь, какой магнит? (Твердый).
-Теперь мы точно знаем, что такое магнит и готовы отравиться на поиски ключа. Чтобы найти ключ, мы должны выполнить необычные задания.
Основной этап:
- Ребята, нашли магнит? Как я уже и говорил, магнит поможет вам разыскать ключ от сундука. Но чтобы его отыскать надо выполнить несколько заданий. (собрать 4 одинаковых ключа).
И. так. Подойдите к первому столу под №1 (на столе стоит бумажка и на ней написано число 1 – на обороте дано задание: «НАЙДИТЕ МЕТАЛЛИЧЕСКИЙ КЛЮЧ». А чтобы его найти вам необходимо выполнить ряд опытов. Разделитесь пожалуйста на три пары. Каждой паре я на стол поставлю поднос.
Опыт № 1: «НАЙДИТЕ МЕТАЛЛИЧЕСКИЙ КЛЮЧ».
Ход опыта: На подносах лежат ключи (предметы) из различных материалов (бумага, резина, пластмасса, картон, пенопласт, металл, дерево и т. д.). Все это сверху покрыто тканью. Один ребенок берет магнит, поворачивается к столу и закрывает глаза. Второй ребенок тихонько убирает ткань. А первый ребенок по сигналу начинает проводить по предметам магнитом. Как только ребенок почувствовал, что к магниту приклеился предмет, он должен поднять его над столом и открыть глаза. Второй ребенок ему не подсказывает. Открыв глаза ребенок говорит -ключ это или нет. – Ребята, будьте внимательны, нам нужно найти металлический ключ? (Нужно взять магнит и попробовать какой ключ притянет магнит)
(Нашли нужный ключ).
-Ребята, давайте проверим, точно ли ключ металлический? Первый ребенок кладет обратно ключ, а второй берет магнит и еще раз прикладывает магнит к ключу. Ключ примагнитился. -А из какого материала твой ключ, Юля? А тебя Юра? (тоже из металла). Следовательно, какой можно сделать вывод?
Вывод : данный ключ металлический (железный,он притянулся к магниту и нам он подходит. А какие по вашему мнению предметы не притягиваются? (если сомневаетесь,то подсказка у вас на подносе). (бумага, резина, пластмасса, картон, пенопласт – они не притягиваются магнитом.). Вы столько мне рассказали, я хочу вам предложить обозначить это свойство магнита с помощью мнемосхемы.
(Прикрепляется схема – магнит притягивает изделия из железа. Дети делают схематичные зарисовки.)
- Молодцы, ребята, с первым заданием справились! Ну, а т. к. нам приходится работать с мелкими предметами, поэтому нужно размять наши ручки и пальчики, они наши помощники.
Пальчиковая гимнастика:
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики
Раз, два, три, четыре, пять
Начинай считать опять
Раз, два, три, четыре, пять
Мы закончили считать.
Ну,вот теперь мы можем подойти к столу №2. (на столе стоит бумажка и на ней написано число 2 – на обороте дано задание: «КАК ДОСТАТЬ КЛЮЧ ИЗ СТАКАНА, НЕ ЗАМОЧИВ РУК?».
Опыт №2 «КАК ДОСТАТЬ КЛЮЧ ИЗ СТАКАНА, НЕ ЗАМОЧИВ РУК?».
Дети присаживаются за стол. На столе стоит стакан с водой. В стакане с водой лежит ключ. Ребята, мне интересно, а можно ли достать ключ и не замочить руки. Как вы думаете – как? ( Индивидуальные ответы детей: 1-вылить воду, 2-надеть резиновые перчатки, можно магнитом. Варианты ответов с магнитом).
- А если использовать один интересный способ: Взять магнит, поднести к стенке стакана с внешней стороны и провести магнитом по стенке стакана, то что будет с ключом? Как вы думаете (ответы). А давайте это проверим. Берем магнит и проводим по стенке стакана, ключ двигается за магнитом вверх, (Опустите в стаканы с водой по одной скрепке и при помощи магнита постарайтесь ее достать). Все это происходит потому, что магнитные силы проникают через пластмассу и воду. Смотрите, что у нас получилось.
- Расскажите, что получилось? (Скрепка следует за движением магнита вверх). Как надо вести магнит по внешней стенке стакана? (кто-нибудь из детей показвает).
- Что же двигало скрепку? (Магнитная сила).
- Какой можно сделать вывод.
Вывод: Магнит очень сильный, его сила проходит через пластик и воду. Давайте с вами обозначим это свойство магнита.
(Прикрепляется схема – магнитная сила действует через пластик и воду)
-Молодцы, у нас всё получилось, и мы выполнили ещё одно задание. Вперед.
Ребята, посмотрите, Но у нас осталось еще одно невыполненное задание. Для этого мы должны встать и наши ножки размять.
Физминутка:
Потрудились- отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
Отдохнули мы немного,а нас ждет следующие задание. Давайте подойдем к столу №3 (на столе стоит бумажка и на ней написано число 3 – на обороте дано задание: «ЧТО СПРЯТАНО В ПЕСКЕ?».
Опыт № 3: «ЧТО СПРЯТАНО В ПЕСКЕ?».
На столе стоит поднос с песком, в песке спрятан ключ. (Но в песке по- мимо ключа спрятаны еще несколько металлических предметов- всего предметов 6шт. вместе с ключом.) Рядом с подносом лежит схема «Как найти ключ в песке». Давайте вместе посмотрим и подумаем, что нам нужно сделать? ( Читаем схемы: 1 - нужно взять песок, 2 - взять магнит, 3 - провести магнитом над песком). А магнит у нас есть? Да. Принеси Кристина и Матвей наши магниты, Раздайте магниты. Давайте каждый по очереди своим магнитом попытается найти ключ. (Дети выполняют задание)
-У всех получилось найти ключ? Юля, что у тебя было спрятано в песке? (скрепка). А у тебя, Матвей? (ключ). А у тебя Кристина? (гвоздь, кнопка).
-Молодцы, все предметы в песке отыскали, И заодно нашли ключ.
-Какой можно сделать вывод?
Вывод: Проходят магнитные силы через песок? ДА. Магнитные силы свободно проходят через песок.
-Давайте с вами обозначим и это свойство магнита. (Прикрепляется схема – магнит притягивает сквозь песок)
- У нас с вами уже три ключа, и мы отправляемся дальше.
Подойдите пожалуйста к столу №4. (на столе стоит бумажка и на ней написано число 2 – на обороте дано задание: «ПРОВЕДИ КЛЮЧ ПО ЛАБИРИНТУ». Посмотрите - 3 ключа у нас есть, а здесь лежит ещё один. Чтобы выполнить данное задание, нам нужно разделиться на пары.
Опыт № 4: «ПРОВЕДИ КЛЮЧ ПО ЛАБИРИНТУ». Дети разделяются на пары. Посмотрите, что мы будем делать: на листе картона нарисован лабиринт, один из вас будет держать лабиринт, а второй вести ключ по его коридорам, (я раздаю каждой паре по ключу) ,но магнит должен быть под листом. Вы должны пройти лабиринт от одной точки до другой. (Дети начинают выполнять задание). Ну, что получилось пройти лабиринт? Почему ключ двигался? Какой вы можете сделать вывод?
Вывод: потому что магнитные силы свободно проходят через лист картона и магнит передвигает ключ силой притяжения.
- Давайте с вами обозначим это свойство магнита.
(Прикрепляется схема – магнитные силы проходят через лист картона).
Ура. Теперь у нас все четыре ключа и мы сможем одним из четырех открыть сундук. Но сначала, я хочу спросить, что вы узнали сегодня нового о магните? Помогут ответить нам наши мнемосхемы. (Магнит притягивает железные предметы, действует через пластик, воду, песок, картон.). Дети подходят к каждому столу и рассказывают,что они нарисовали на каждой мнемосхеме.
-Молодцы.
Возвращаемся к сундуку.
- Ну вот, все задания выполнены, у нас все получилось. А знаете почему?
Да потому что мы все делали вместе, дружно и помогали друг другу.
- Ребята посмотрите мы с вами нашли 4 ключа, а замок один. Как же нам выбрать ключ, который откроет замок? ( Ответы детей: пробовать всеми ключами открывать).
Есть подсказка (под сундуком схема нужного ключа).
- У нас есть схема, как она нам может помочь? ( Ответы детей: приложить ключи).
- Правильно, давайте попробуем приложить ключи и найдем тот, который нам нужен. Рита, иди, попробуй приложить первый ключ, подходит? (Дети по-очереди подходят, пока не найдется нужный ключ).
- Ура! У нас получилось, давайте же поскорей откроем замок и посмотрим, что для нас приготовил Пин.
-- Что это? (магнитный конструктор)
-Да, действительно, конструктор, и не простой, а магнитный. Вот, оказывается, из магнита ещё и конструкторы делают. Мы с вами позже сможем построить всё, что захотим.
Заключительный этап :
- Ну, вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие. Вам понравилось? (ответы детей). На экране появляется Пин. Как я погляжу, вы справились со всеми заданиями. И открыли сундук. Понравился мой вам подарок?
И знаешь Пин, сегодня ребята, когда придут домой, обязательно расскажут, что такое магнит. Ребята, так что такое магнит, какими свойствами он обладает?
Я рад, что вам понравилось. До новых встреч.
-Молодцы! Вот теперь вы о магните знаете очень много, но это ещё не все, а что ещё может магнит, мы узнаем в следующий раз.