оксана высоких
Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «В лаборатории Почемучек. Выращиваем траву для кошки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе
Цель: развивать творческую исследовательскую активность дошкольников в процессе детского экспериментирования.
Задачи:
1. Закреплять знания детей об условиях роста растений;
2. Учить проводить исследования (опыты с землей, делать выводы на основе практической деятельности;
3. Познакомить со свойствами и составом почвы;
4. Развивать любознательность, наблюдательность, интерес к окружающему миру.
Публикация «Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе „В лаборатории Почемучек, Выращиваем траву для кошки“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кот, кошка, котята. Конспекты занятий
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Посадка и выращивание растений
- Посадка и выращивание. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
Предварительная работа:
• посадка и наблюдение за прорастанием семян и развитием растений,
• знакомство детей с лупой и микроскопом;
• беседа «Природные зоны»,
• рассказ о профессии лаборанта и о лаборатории.
Материалы и оборудование: презентация, пластиковые тарелочки, стаканчики с водой, ложки, лупы, листы бумаги для фиксирования опытов, простые и цветные карандаши – по количеству детей, емкость с землей, колба, свеча, горшочек с землей и горшочек с выращенной травой, посылка.
Ход занятия:
Часть 1.
Орг момент: дети входят в зал, на столе стоит посылка, в ней стаканчики с камешками и песком, в котором несколько тоненьких ростков, письмо.
Воспитатель: Ребята к нам в детский сад пришла посылка, посмотрим что в ней. Стаканчики: один с камешками, а другой - с песком и в нем тоненькие росточки. В посылке есть еще письмо. Давайте его прочитаем.
«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам домовенок Кузя. (слайд 2) Я живу в вашем детском саду на чердаке. У меня есть кошка, для которой я решил вырастить травку (ведь кошкам весной нужны витамины). Я достал нужные семена, но не знал, что с ними нужно делать. Тогда я вспомнил историю про барона Мюнхаузена. Однажды в лесу он встретил оленя и выстрелил в него вишневой косточкой. Через некоторое время барону попался в лесу тот олень, а между рогами у него выросло вишневое дерево. Значит и мои семена могут вырасти где угодно!
Я посадил семена в стаканчик с камешками, поливал их, но ничего не выросло. Тогда в другой стаканчик я насыпал песок и снова посадил семена. Поливал их водой, но росточки взошли тоненькие и слабые. Что же я сделал не так? Может вы мне подскажете и поможете? Буду ждать вашего ответа. До свидания! Домовенок Кузя.»
Воспитатель: Ребята, поможем Кузе?
(слайд 3) Посмотрите, вот тот самый олень. Как вы думаете, на голове у оленя могло вырасти вишневое дерево? Почему? (ответы детей) Верно, не могло, потому что там нет условий для роста растений: нет почвы.
Почему у Кузи не получилось вырастить травку? (нужна земля)
Часть 2.
Воспитатель: Что это за вещество – земля? Как образуется? Какими свойствами обладает? Чтобы это все выяснить, предлагаю отправиться в лабораторию Почемучек. (слайд 4) Вы будете моими помощниками-лаборантами, будем разбираться вместе.
Итак, коллеги, проведем несколько опытов. Начнем с исследования земли.
Опыт №1. (слайд5)
Воспитатель: Как вы думаете, из чего состоит земля? (ответы детей) Аккуратно ложкой положите в тарелочку немного земли. Внимательно рассмотрите землю через лупу. Что вы видите? (кусочки листьев, корешков, травинки, веточки)
Воспитатель: Совершенно верно, коллеги. Это перегнившие остатки растений. Называются они перегноем. Перегной и почва очень полезны для растений, именно в ней хорошо растут растения. Зафиксируем это (щелчок). (на экране – картинка «почва»)
Опыт №2 (слад 5)
Воспитатель: Ребята, скажите, а в почве есть воздух или нет? (предположения детей). Давайте проверим - опустите комочек земли в стаканчик с водой. Что вы наблюдаете? (в воде появились пузырьки, они поднимаются вверх).
Как вы думаете что это? Конечно, воздух! (в земле есть воздух). Зафиксируем это (щелчок). (на экране картинка – «воздух»)
Опыт №3
Воспитатель: как вы думаете, а в земле есть вода? (предположения детей). Следующий опыт я проведу сама, а вы будете наблюдать.
Нагреем колбу с землей над свечой. Что произошло? (колба запотела и появились капли воды).
Воспитатель: Откуда взялась в колбе вода? (предположения детей). От нагрева вода в земле превратилась в пар, пар встретил на пути преграду стекло – и снова стал водой. (в земле есть вода). Зафиксируем. (щелчок) (на экране – картинка «капля воды»).
Воспитатель: Сделаем вывод, коллеги. Что же мы выяснили? (в земле есть вода, воздух, перегной). Правильно и это все необходимо для роста растений. А еще для роста растений необходимо солнце (слайд 6). Предлагаю поиграть с солнышком. (слайд 7)
Физминутка с пальчиковой гимнастикой «Солнышко»
Солнышко, солнышко,
Поиграй у речки.
Солнышко, солнышко,
Разбросай колечки.
Мы колечки собирем,
Покатаем, поиграем.
И назад тебе вернем.
Часть 3.
Воспитатель: Домовенок Кузя посеял семена в камни. Что случилось с семенами? (они не взошли)
Воспитатель: вспомните скалистые горы, ведь они состоят из камней. (слайд 8). Там тоже не растут растения. Почему? (в них нет почвы, перегноя, воздуха и они не удерживают воду- на перечисление щелчки).
- А что случилось с семенами посеянными в песок? (вырос слабый, тонкий росток)
Воспитатель:
Проклюнулся немного зелененький росток
Вытянулся тонко слабый стебелек.
Верхушка пожелтела, трудно в рост идти:
«Плохо мне в песочке – питанья не найти».
- Ребята, как называется огромное пространство, где нет почвы, только один песок? (слайд 9) (это пустыня)
Воспитатель: Верно. Посмотрите на картинку. Песок плохо удерживает влагу, в нем нет перегноя, нет и питательных веществ, и значит там не растут растения или они слабые.
К какому же выводу мы пришли, коллеги? В какой грунт лучше высевать семена? (в землю, почву).
Воспитатель и дети (пальчиковая гимнастика) : (слайд 10)
Чтоб смог росточек распуститься,
В земле он должен поселиться.
А мы польем его водицей –
Пусть скорей укоренится.
Пусть солнышко его согреет,
Пусть урожай скорей поспеет.
- Предлагаю сделать вывод – где, в каком стаканчике вырастет здоровое, крепкое растение, где – тонкий, слабый росточек, а в чем вообще ничего не взойдет.
На экране (слайд 11) стаканчики с разной почвой (земля, песок, камни)и два растения слабое и здоровое, дети делают вывод.
Часть 4.
Воспитатель: Теперь, ребята, поможем домовенку Кузе вырастить траву для кошки (слайд 12 – Последовательность посадки семян). Посмотрите на схему – нам надо что сделать? (разровнять землю, посеять семена, снова разрыхлить, засыпать землей семена и полить водой).
После посадки воспитатель накрывает емкость с землей и убирает на окно, объясняя, что для роста растений необходимо солнце. Пока дети говорят «волшебные слова» и делают физминутку, помощник воспитателя заменяет на емкость с травкой.
Воспитатель: Ребята, давайте скажем волшебные слова. (слайд 13)
Уж, ты, семечко-зерно, дети садятся на корточки
Ляжешь в борозду на дно!
Ты не бойся, золотое,
Ничего, что там темно.
К свету, к солнцу из земли
Ты росток скорей пошли!
Как весною в ранний час дети медленно встают, потягиваются
Семена взошли у нас. Поднимают руки над головой, машут
Вышли к солнышку из тьмы – здравствуй, солнце, это мы!
Затем воспитатель открывает другую емкость, в которой заранее была выращена травка.
Воспитатель: Теперь, ребята, мы можем отправить домовенку Кузе посылку с выращенной травкой и письмом, в которое мы вложим ваши итоги наблюдений на листочках (дети еще раз повторяют какие условия необходимы для роста растений, какая почва нужна, как выращивать травку и фиксируют (рисуют) на бумаге).(слайд 14) И домовенок Кузя уже сам сможет правильно выращивать растения и траву (слайд 15).