Елена Кузнецова
1. Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе. «До чего ж забавный мой песок»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе.
«До чего ж забавный мой песок»
Цель:
- повышать уровень развития ребёнка
-развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей путё м ознакомления со свойствами песка: сыпучесть, изменения плотности и веса при взаимодействии с песком, способность пропускать воду. - учить анализировать, сравнивать, обобщать;
Публикация «1, Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе, „До чего ж забавный мой песок“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Старшая группа
- Темочки
-обогащать словарь за счё т слов: сыпучий песок, песчинки, песок пропускает воду, лупа.
-закреплять умение самостоятельно выполнять поручения, соблюдать порядок и чистоту в работе с песком.
-воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
Предварительная работа: рассматривание через лупу мелких игрушек из киндера.
Материал: песок, одноразовые стаканчики – прозрачные и красные, ложечки, деревянные палочки, тарелочки, лупы, бутылочки, баночки с воронками, иллюстрации с изображением песка, фартуки, подносы по количеству детей.
Ход:
В: Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг!
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Мы за руки возьмёмся,
Друг другу улыбнёмся.
Мы по кругу пойдём.
Хоровод заведём. (ходьба по кругу)
С добрым утром, глазки!
Вы проснулись?
С добрым утром, ушки!
Вы проснулись?
С добрым утром, ручки!
Вы проснулись?
С добрым утром, ножки!
Вы проснулись?
Глазки смотрят.
Ушки слушают,
Ручки хлопают,
Ножки топают.
Ура, мы проснулись!
(В группу заходит ребенок переодетый в костюм Даши путешественницы)
Д: Поиграем мы с утра
Заниматься нам пора
Но не лепкой и не чтеньем
Ждёт нас опыт и игра.
Эксперимент 1. «Песочный конус»
В: Дети,вы любите бегать по песку босиком? (Да).
Где его можно увидеть? (ответы).
- Давайте сегодня с вами поэкспериментируем с песком.
Проведем первый эксперимент. Что такое песок?
Из чего он состоит?
Обследуем сухой песок пальцами; насыплем его на пластину, рассмотрим в лупу; опустить в песок магнит, появившиеся на нем мелкие частички металла рассмотрим в лупу.
Далее предложить взять горсть песка и выпускайте его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь в основании. Если долго сыпать песок, на поверхности конуса то в одном месте, то в другом возникают сплавы, движения песка, похожее на течение.
Вывод: песок сыпучий и может двигаться (Вспомнить с детьми о пустыне, о том, что именно там пески могут передвигаться, быть похожим на волны моря).
Эксперимент 2. «Свойства мокрого песка»
В: Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Выясняем с детьми, почему из мокрого песка можно сделать фигурки:
Вывод: когда песок намокнет, воздух между гранями каждой песчинки исчезает, мокрые грани слипаются и держат друг друга. (Если же в мокрый песок добавить цемент, то и высохнув, песок свою форму не потеряет и станет твердым, как камень. Вот так песок работает на строительство домов.)
Физкультминутка «Мы здоровы!»
Мы ногами – топ, топ
Мы руками – хлоп, хлоп
Мы глазами миг, миг
Мы плечами – чик – чик
Раз – сюда, два – туда
Повернись вокруг себя
Раз – присели, два – привстали,
Руки кверху все подняли
Сели, встали. Сели, встали.
Руки к телу все прижали.
И подскоки делать стали.
Эксперимент 3. «Волшебный материал»
В: давайте слепим что-нибудь из песка и глины, после чего проверить прочность построек. Дети делают вывод о вязкости влажной глины и сохранении формы после высыхания. Выясняют, что сухой песок форму не сохраняет. Рассуждают, можно ли сделать посуду из песка и глины. Дети проверяют свойства песка и глины, вылепив из них посуду и высушив ее.
Эксперимент 4. «Где вода?»
В: давайте выясним свойства песка и глины, пробуя их на ощупь (сыпучие, сухие). Дети наливают стаканчики одновременно одинаковым количеством воды (волы наливают ровно столько, сколько чтобы полностью ушла в песок). Выяснить, что произошло в емкостях с песком и глиной (Вся вода ушла в песок, но стоит на поверхности глины); почему (у глины частички ближе друг к другу, не пропускают воду); где больше луж после дождя (на асфальте, на глинистой почве, т. к. они не пропускают воду внутрь; на земле, в песочнице луж нет); почему дорожки в огороде посыпают песком (для впитывания воды.
Эксперимент 5. «Ветер»
Предложить детям выяснить, почему при сильном ветре неудобно играть с песком. Дети рассматривают заготовленную «песочницу» (банку с насыпанным тонким слоем песка). Вместе со взрослыми создают ураган- дуют в трубочку на песок и выясняют, что происходит и почему (т. к. песчинки маленькие, легкие, не прилипают друг к другу, они не могут удержаться друг за друга, ни за землю при сильной струе воздуха).
В: Ребята, сегодня, при помощи опытов, мы с вами узнали много интересного о песке. Что мы узнали:
Песок состоит из песчинок;
Сухой песок сыпучий;
Мокрый песок тяжелее сухого;
Песок пропускает воду.
Ребята, давайте с вами подумаем и вспомним, для чего нужен песок.
- Песок нужен в строительстве. Из него делают раствор, которым скрепляют кирпичи и камни при постройке зданий.
-песок используется в гололёд, для посыпания дорожек, чтобы не было скользко.
В давние времена, когда еще не было других часов, именно песочные помогали людям отмерять время.
-Песок используется для детских игр;
-А ещё с песком играют не только дети, но иногда и взрослые. Оказывается,взрослые художники тоже любят рисовать на песке. И мы сейчас с вами тоже попробуем нарисовать на песке как маленькие художники. Возьмите тарелочки, насыпьте в них песок. Разровняйте песок пальчиками, а затем пальчиками нарисуйте весеннее солнышко, чтобы оно нам ярче светило, скорее растопил наш снег и мы с вами пошли гулять на наш участок и играть в песочницу.