Наталья Анепкина
Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «Путешествие в волшебную страну»
Конспект
занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе
на тему: «Путешествие в волшебную страну»
Цель: Создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование.
Задачи:
Образовательные:
• Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое
• мышление.
• Учить в проблемной ситуации находить правильное решение.
Публикация «Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе „Путешествие в волшебную страну“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
• Объяснить «волшебные явления» с точки зрения химии и физики (надувание шара, распускание цветов в воде, извержение вулкана, танцующее молоко).
Развивающие:
• Развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память.
• Познакомить со свойствами воды.
Воспитательные:
• Воспитывать желание достигать цели в проблемной ситуации.
• Воспитывать желание помогать друг другу в выполнении коллективного задания.
Методы и приемы:
Словесные: вопросы, художественное слово.
Наглядные: плакат «Волшебный город», макет вулкана, миска с молоком.
Практические: физминутка, игра, исследование предметов.
Оборудование: прозрачная стеклянная емкость (ваза, банка, большой бокал или бутылка); вода; краситель; растительное масло; шипучие таблетки (попроси у родителей); фонарик. Пластиковая бутылка, поднос, сухие дрожжи, 6%-ная перекись водорода, пищевой краситель, жидкое мыло или жидкость для мытья посуды, вода. Глубокая тарелка, пять кубиков сахара, пищевой краситель, стакан питьевой воды. Сахар, пищевые красители, несколько прозрачных стаканов. Веселые и грустные волшебные человечки.
Ход занятия:
I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.
1. Организационный момент
Дети с воспитателем заходят в зал.
Воспитатель обращает внимание на гостей, дети приветствуют их.
Воспитатель: Здравствуйте, мои дорогие. Ребята, когда выглядывает солнышко, вы ему радуетесь? И оно вам бесконечно радо и посылает вам теплоту своих лучей.
Сколько добрых лиц вокруг,
Приглашаю всех вас в круг.
Давайте за руки возьмемся!
И друг другу улыбнемся! И скажем друг другу доброе утро!
А теперь давайте поздороваемся с нашими гостями. Скажем им доброе утро!
Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Давайте радовать друг друга!
Дети садятся на стульчики.
(На экране раздается стук.)
Воспитатель: Ой, ребята! Кто-то к нам пожаловал?
(появляется на экране Почтальон Печкин с письмом)
Печкин: Уф! Запыхался! Здравствуйте, ребята! Узнали меня? (да) .А я ведь к Вам не просто в гости на огонёк пришёл, мне велено передать очень важное видео письмо. Вам от Феи из волшебного города.
Воспитатель: Спасибо Печкин. Ребята, давайте посмотрим видео письмо (Фея слайд)
Фея: «Ребята, я Фея из волшебного города, прошу Вас помочь нам. Мою волшебную палочку похитил злой волшебник. Без волшебной палочки больше не смогу исполнять ваши желания. Помогите пожалуйста вернуть волшебную палочку? Но для этого вы должны выполнить задания злого волшебника.
Воспитатель: Поможем, ребята? (дети предлагают помочь). Тогда предлагаю отправиться в волшебный город.
Но для этого нам понадобится волшебный шарик. (воздушный шарик на палочке гелиевый). Встаньте в круг вокруг меня, закройте глаза и возьмитесь за руки. (Звучит волшебная музыка)
Ты неси нас шарик, шарик золотой.
Прям в Волшебный город, шарик золотой.
Где чудеса волшебные, где превращения интересные.
Закружи нас, заверти и в Волшебный город нас отнеси
Пока дети произносят слова на слайде «Волшебный город».
И следом лаборатория.
Воспитатель: - Ой, ребята, посмотрите мы с вами оказались в волшебном городе в лаборатории волшебников. (сели)
Воспитатель: Давайте вспомним. Что делают в лаборатории?
Дети: проводят опыты.
Воспитатель:
. В лаборатории необходимо соблюдать правила безопасности. Давайте вспомним, какие?
- Не шуметь, не разговаривать.
- Быть осторожными, ничего не брать в рот.
- Предметы и материалы для опытов брать с разрешения взрослого.
- Нельзя бегать, толкаться.
-Быть аккуратными и внимательно слушать.
Воспитатель: Хорошо, молодцы. Теперь, я думаю, мы можем начать выполнять задания.
Подвижная игра «Песчинки»
- Закройте глаза. Вокруг себя повернитесь и в песчинки превратитесь. Присели все на корточки. О-о, сколько у нас песка. Ну вот подул ветер, поднял песчинки и они полетели в разные стороны. (Звучит вальсовая мелодия - А. Грибоедова «Вальс». Дети имитируют полёт песчинок.)
Ветер стих, и песчинки опустились на землю.
(Дети присаживаются на корточки.)
Основная часть
Подходим к столу. Под все опыты звучит музыка.
II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная) (Слайд письма)
Воспитатель: в этом письме злой волшебник написал нам задачи, которые мы должны выполнить в лаборатории.
1 задание. Лавовую лампу. Понадобятся:
1. прозрачная стеклянная емкость (ваза, банка, большой бокал или бутылка);
2. вода;
3. краситель;
4. растительное масло;
5. шипучие таблетки (попроси у родителей);
6. фонарик.
Описание опыта:
смешай воду с красителем;
1. в приготовленную емкость вылей масло так, чтобы оно занимало половину объема; туда же влей подкрашенную воду;
2. брось пару шипучих таблеток;
3. смотри, появились цветные пузырьки;
4. а теперь возьми фонарик, посвети на «Лавовую лампу» и ты увидишь, как красиво они движутся.
2. Объемная зубная паста
Нужны: Пластиковая бутылка, поднос, сухие дрожжи, 6%-ная перекись водорода, пищевой краситель, жидкое мыло или жидкость для мытья посуды, вода.
Опыт: Поставьте бутылку на поднос. Залейте в нее полстакана перекиси водорода, добавьте немного мыла или моющего средства и не пожалейте пищевого красителя. Отдельно в чашке тщательно перемешайте 2 столовые ложки теплой воды и 1 чайную ложку дрожжей (трудитесь над этим не меньше минуты, а затем вылейте смесь в бутылку. Почти сразу из нее активно полезет цветная пена, напоминающая зубную пасту, которую выдавливают из большущего тюбика.
Что происходит: Перекись водорода распадается на воду и кислород, а дрожжи как катализатор ускоряют реакцию. Мыло вносит свой вклад, умножая пузыри. Кстати, бутылка и «зубная паста» нагреются — во время реакции выделяется тепло.
3. Пизанская башня
Вам понадобится: глубокая тарелка, пять кубиков сахара, пищевой краситель, стакан питьевой воды.
Постройте на тарелке башню из кубиков сахара, поставив, их друг на друга. В стакане с водой разведите немного пищевого красителя, чтобы вода поменяла цвет. Теперь аккуратно вылейте немного жидкости в тарелку (не на башню). Понаблюдайте, что происходит. Сначала окраситься основание башни, затем вода будет подниматься вверх, и окрашивать следующий кубик. Когда сахар пропитается водой — башня рухнет.
Что происходит: вода является хорошим растворителем. Молекулы воды проникают в сахар и распространяются среди его молекул, смешиваясь с ними (это хорошо видно по тому, как меняется цвет сахара). К тому же молекулы воды очень сильно притягиваются друг к другу, что помогает им подниматься вверх по башне.
Воспитатель: А теперь ребята, давайте немножко отдохнем.
Физкультминутка (под музыкальное сопровождение)
Ла-ла-ла, ла-ла-ла, (Пальцы обеих рук соединить подушечками и округлить (в форме шара, тучи)
Туча по небу плыла.
Вдруг из тучи над землей (Поднять руки вверх, пальцы развести в стороны)
Полетел снежинок рой. (Поворачивать кисти рук, медленно опуская руки)
Ветер дунул, загудел — (Подуть на кисти рук, губы округлить и слегка вытянуть)
Рой снежинок вверх взлетел. (Встряхнуть кисти рук, вращая и поднимая их вверх).
Ветер с ними кружится, (Вращать кистями рук, кружась на месте, вокруг себя).
Может быть, подружится.
4. Опыт «Танцующее молоко».
Аспирин в молоке растворяется, выделяя углекислый газ. На границе масла и молока появляются причудливые пузырьки. добавляют несколько капель разного красителя и в самый центр рисунка добавляют каплю моющего средства) —Ура! У нас получился салют в молоке!
5. Опыт Радуга в стакане
Сахар, пищевые красители, несколько прозрачных стаканов.
С САХАРОМ Для детей 3-4 лет очень интересными будут различные эксперименты с продуктами питания. Ребенок с удовольствием узнает о новых качествах привычной ему еды. Для этого занимательного развлечения потребуется: 10 ст. л. сахара; вода; пищевые красители нескольких цветов; две ложки (чайная, столовая); шприц; 5 стаканов. Сначала нужно добавить в стаканы сахар по такой схеме: в первый стакан – 1 ст. л. ; во второй – 2 ст. л. ; в третий – 3 ст. л. ; в четвертый – 4 ст. л. В каждый из них добавить по 3 ч. л. воды. Перемешать. Затем необходимо добавить в каждый из стаканов краситель своего цвета и вновь перемешать. Следующий шаг – при помощи шприца или чайной ложки аккуратно взять цветную жидкость из четвертого стакана и перелить ее в пятый, который был пустым. Затем аналогично по порядку добавляется окрашенная вода из третьего, второго и, наконец, из первого стаканов. Если действовать осторожно, цветные жидкости смешиваться не будут, а, наслаиваясь друг на друга, помогут создать яркую необычную пирамидку. Секрет фокуса в том, что плотность воды меняется в зависимости от количества добавленного в нее сахара.
Воспитатель: Ну вот и справились мы со всеми заданиями злого волшебника. Вспомните, от кого мы получили сегодня письма? О чём они нас просили? Что мы для этого сделали? Как? Молодцы! Очень много добрых дел мы сегодня с вами сделали! Нужно всегда творить только добро! Мы добрые ребята!
Фея (На экране) : Спасибо большое вам ребята злой волшебник вернул мне волшебную палочку. И теперь я смогу выполнять все ваши желания.
Воспитатель: Ребята, а теперь нам пора возвращаться в детский сад.
Воспитател: - Вспомним наши волшебные слова :
Ты неси нас шарик, шарик золотой.
Прямо в детский садик, наш родной.
Закружи нас, заверти и в детсад нас отнеси.
Воспитатель: - Ребята вот мы и вернулись в детский сад. Вам понравилось наше путешествие? Вспомните, от кого мы получили сегодня письма? О чём они нас просили? Что мы для этого сделали? Как? Молодцы! Очень много добрых дел мы сегодня с вами сделали! Нужно всегда творить только добро! Мы добрые ребята!
В заключение нашей встречи предлагаю устроить вулкан желаний! Всех попрошу встать вокруг стола! Но помните о технике безопасности!
Давайте все вместе загадаем желание.
В прозрачную банку с ярким вишневым соком ребята вместе с воспитателем добавляют жидкое мыло, соду и лимонную кислоту…Ребята в восторге! Получился настоящий вулкан! (Газ выходит полностью из сосуда, когда достигает вершины, при этом частицы сока падают обратно вниз.
- На прощанье я решила подарить вам волшебных человечков. Кому было сегодня интересно – возьмет улыбающегося, а кому скучно – грустного. Дети выбирают человечка по настроению.
В: - А теперь мы улыбнемся,
Крепко за руки возьмемся.
И какие же слова
Говорим мы уходя?
Дети: До свидания!