Евгения Тарадащенко
Конспект занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Живая земля»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе
«Живая земля»
Цель: закрепить знания о почве методом опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить детей со свойствами почвы.
2. Формировать представления о значении почвы, в природе и в жизни человека.
3. Подводить детей к ответу полными предложениями
4. Формировать навыки проведения лабораторных опытов.
Публикация «Конспект занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе „Живая земля“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
5. Обогащать словарный запас новыми понятиями: сыпучий, рыхлый, плодородная.
6. Закрепить правила безопасности при работе в лаборатории.
7. Формировать слуховое восприятие.
Развивающие:
1. Создать условия для развития познавательного интереса, мышления, речи.
2. Развивать произвольную регуляцию и умение планировать свою деятельность.
3. Развивать умение делать умозаключения
Воспитательные:
1. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.
2. Формировать самостоятельность, трудолюбие, аккуратность.
3. Прививать любовь к природе
Предварительная работа:
-Чтение и рассматривание иллюстраций к сказке А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»;
- Беседы о песке, воде и воздухе.
- Просмотр иллюстраций на тему: «Какая бывает почва».
Оборудование и материалы: письмо, мисочки с землей, вода, ложечки, салфетки, лупы, воронки, ватные диски, стаканы.
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Безопасность», «Социализация».
Словарная работа: рыхлый, плодородная, опыт, наука, эксперимент.
Ход деятельности
Организационный момент:
(Воспитатель приглашает детей в круг.)
— Ребята, с чего начинается хорошее настроение? (С улыбки, с добрых дел, с прекрасных сюрпризов.)
Мы все за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Мы готовы поиграть –
Много нового узнать.
Мотивационно-ориентировочный этап:
— Ребята, на адрес нашей группы пришло письмо. (Воспитатель открывает конверт, читает письмо). Это письмо от Маленького принца.
«Здравствуйте, мои друзья с большой планеты Земля! На моей маленькой сказочной планете приключилась беда: заболел мой друг – прекрасная Роза, она растет в песке и у нее пожелтели и стали опадать лепестки. А я узнал, что на вашей планете есть «живая земля», которая сможет ей помочь. Я бы хотел, чтобы вы помогли мне узнать, из каких веществ состоит «живая земля» и прислали мне образец с описанием почвы».
Поисковый этап:
Поможем Маленькому принцу? Как мы можем помочь ему? Давайте порассуждаем, что нужно растению для его существования? (Свет, влага, воздух). Скажите, а чем питается растение и где берет питание? (Ответы детей.)
Растение живое и ему нужен свет, а также воздух, вода, и, конечно, питание.
Для хорошего роста растениям нужна плодородная земля.
У нас в группе цветы растут в плодородной земле и поэтому не болеют, хорошо себя чувствуют. А у Маленького принца цветок вянет. Почему? Что мы знаем о песке? (Он сыпучий, влага в нем не долгое время сохраняется, он быстро высыхает от солнца, нет полезных примесей).
Практический этап:
Ребята, для того, чтобы сделать описание почвы, нужно провести опыты. Для этого предлагаю вам стать учеными-исследователями.
Кто знает, чем занимаются ученые? (Исследуют, наблюдают, проводят опыты). Ученые часто советуются друг с другом, обсуждают свои исследования, поэтому мы будем также с вами договариваться о том, что делать, помогать друг другу. Для проведения опытов ученым нужна лаборатория. Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории? (быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать, не толкаться и соблюдать тишину, не лезть в лицо и ничего не трогать грязными руками.) Давайте пройдем в лабораторию и сядем за столы.
Физ. минутка "Раз, два, три!"
1 опыт: дети рассматривают внешний вид почвы и дают описание. Давайте определим имеет ли почва запах. Что для этого нужно сделать (понюхать)Имеет ли почва запах? А теперь пересыпьте немного почвы в тарелочки, она сыпется? (да) Значит она какая (сыпучая). Какого чвета почва? Давайте возьмем лупу и посмотрим имеет ли почва примеси? (имеет) почва образуется из опавших листьев и веточек, погибших животных, камешков, песчинок. В ней находится «еда» для растения. Чем больше такой еды, тем лучше себя чувствует растение.
ВЫВОД: почва сыпучая, не имеет запаха, черного цвета, имеет примеси.
2 опыт: Теперь мы проведем опыт для выяснения водопроницаемости.
В стаканчик ставится воронка, в воронку кладется ватный диск и насыпается земля. Дети наливают немного воды на землю и наблюдают, как вода просачивается сквозь него.
ВЫВОД: вода проходит через почву, значит почва – водопроницаемая. Наша почва содержит достаточное количество влаги, что нужно для роста растения.
3 опыт: Далее необходимо провести опыт по определению воздухопроницаемости, то есть, нам нужно узнать, есть ли в почве воздух? Для этого давайте насыплем в стакан с водой земли и посмотрим, что произойдет. Что образуется? Пузырьки – это значит, что в почве есть воздух, необходимый для жизни растения.
ВЫВОД: почва воздухопроницаема.
Рефлексивно-оценочный этап:
Итак, как мы можем описать почву в которой растут наши цветы? (наша почва темного цвета, в ней содержатся полезные примеси, она сыпучая, пропускает воздух и удерживает влагу, в ней растение хорошо растет – значит, это плодородная земля.)
Значит, землю можно назвать «живой»?
Как можно помочь принцу исправить ситуацию, которая произошла с Розой?
(Для того чтобы Роза выздоровела, нужно послать ту землю, в которой живут наши растения, — это «живая» земля.)
Давайте соберем в контейнер образец почвы и вечером напишем письмо с описанием нашей «живой земли».
- Ребята, вы сегодня очень старались, узнали много нового и помогли принцу, и у меня для вас есть сладкий приз. Спасибо вам большое!