Ольга Иванова
Конспект занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Электрические чудеса»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширять представления детей о физических явлениях окружающего мира через организацию опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи
Образовательные:
• познакомить детей с достижением человечества – электричеством;
• расширить и обобщить знания детей об электрических приборах и их использовании человеком;
• познакомить с понятием «статическое электричество»
• закреплять правила безопасного обращения с электроприборами.
Развивающие:
• способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления;
Публикация «Конспект занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе „Электрические чудеса“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Электричество, бытовые приборы. Конспекты занятий
- Электричество, опыты. Эксперименты с электричеством
- Электричество. Электроприборы, бытовая техника
- Темочки
• развивать познавательный интерес, стремление к исследовательской деятельности.
Воспитательные:
• вызывать чувства уважения и гордости к достижениям человека.
Оборудование и материалы:
• материалы, используемые для беседы: презентация на проекторе, фрагмент мультфильма из серии «Уроки тетушки Совы. Школа безопасности»;
• материал для наблюдения и экспериментирования; часы, батарейки, фотоаппарат, игрушки на батарейках, фонарик, сотовый телефон, пульт от телевизора, зубная щетка, шуруповерт, компьютерная мышь, калькулятор, пульт от автомобильной сигнализации, лоскуты шерстяной ткани, пластиковые палочки, фигурки бабочек из бумаги, емкость с пенопластом.
Ход занятия
Приветствие. Организационный момент.
Воспитатель. Здравствуйте ребята! Меня зовут, Ольга Юрьевна. Сегодня я хотела бы вас позвать на экскурсию к себе в музей, но необычный музей, а музей электроники (Слайд1). Обратите внимание на все предметы, которые находятся в музее, что же это за предметы? (Слайд2) (Называют предметы). Все эти предметы человек использует по-разному. Например, … Но все-таки есть у них и одна схожая черта. Ой, ребята, посмотрите, что это с часами? Почему стрелки не двигаются? Что же нужно сделать? (Рассуждение детей) Правильно, вставить батарейку. Давайте попробуем. Но смотрите, на батарейке есть два знака «+» и «-«. Плюс - это положительный заряд, а минус - это отрицательный заряд, и как же нам с вами тогда вставить батарейку в наши часы? (Рассуждение детей) Чтобы часы или любой другой прибор работал нужно обязательно вставлять батарейку в так как это показано в отсеке для батареек, где обозначен плюс ставим батарейку плюсовой стороной, где минус минусовой стороной. Если вставить неправильно, может произойти короткое замыкание. Ну что, пробуем? (Ответы детей) Ребята, в каждый прибор нужна своя батарейка, ведь батарейки бывают разные и по форме, и по сроку службы. (Слайд3) Например, (показываю наглядно и дублируется слайд)
- «мизинчиковые» - похожи на наш с вами мизинчик, (слайд4)
- «пальчиковые» - похожи на палец, (слайд5)
- «таблетка» - на таблетку или диск, (слайд6)
- «крона» - на прямоугольник, (слайд7)
- «бочка» - на бочонок, (слайд8)
- «плоская» - тонкий прямоугольник. (слайд9)
Это батарейки, которые прослужат нам с вами не так долго, и, если в ней кончится заряд, наш с вами прибор или игрушка перестанут работать, и чтобы вновь заработало, нам нужно будет купить новую. А как вы считаете, можно ли выбрасывать батарейки (ответы детей? Нет, ребята, выбрасывать батарейки нельзя, потому что они содержат в себе токсичные и опасные вещества, которые приносят вред как человеку и животным, так и нашей с вами природе. Поэтому батарейки нужно сдавать после ее использования в специальные пункты приема, это, как правило магазины бытовой техники, (слайд10) но отвозим мы их туда или в полиэтиленовом пакете или коробке, а они уже отвозят батарейки на специальные заводы, где их заново перерабатывают.
Но существуют ребята и батарейки, которые мы можем зарядить от электрической сети (розетки) их называют аккумуляторные батареи. (слайд11) А как вы думает, где чаще всего мы можем встретить такие аккумуляторные батареи? Правильно, это сотовые телефоны. Срок службы аккумуляторной батареи гораздо дольше, чем обыкновенной.
Ну а все-таки, ребята, как вы считаете, что нам заменяет батарейка? (правильно, электрический ток) Что же такое электрический ток?
У меня в музее есть помощница, одна умная птица, которая вам и расскажет об электрическом токе. Давайте послушаем (слайд 12) (Просмотр фрагмента мультфильма об электричестве из сериала «Уроки тетушки Совы»)
Воспитатель. Тетушка Сова рассказала о том, что электричество есть в каждом доме. Как вы думаете, в зале, где мы сейчас находимся, есть электричество? (Розетки, выключатели, провода и т. д). Откуда электричество поступает в наш дом? (Предложения детей.) Ток вырабатывается на электростанциях и по проводам поступает в наш дом. (слайд 13)
Воспитатель. Сейчас мы с вами отправимся в лабораторию при музее, где будем учеными и будем изучать электричество. Но, т. к. электрический ток в проводах очень опасен, им могут заниматься только люди, которые учились профессии электрика. А мы с вами будем изучать статическое электричество. Но для начала нам свами нужно хорошо размяться.
Физкультминутка.
Ток бежит по проводам, (бег на месте)
Свет несет в квартиру нам, (руки вверх, встать на носочки)
Чтоб работали приборы: (стучим кулачками)
Холодильник, мониторы, (обнять себя, козырек)
Кофемолка, пылесос. (движение рук по кругу)
Ток энергию принес. (шаги на месте)
Экспериментирование
Воспитатель. Статическое электричество мы с вами можем встретить повсюду, когда снимаем шапку, расчесываем волосы, когда проводим рукой по пыльному экрану телевизора, когда снимаем или одеваем синтетическую одежду. Статическое электричество не опасно. Поэтому мы можем с ним поэкспериментировать.
У меня есть шарики из пенопласта. Я попробую заставить их двигаться без помощи рук.
Опыт 1.
Натирается крышка пластиковой коробки шерстеным лоскутком. Накрывается коробка с шариками.
Воспитатель. Что происходит с шариками? (Они зашевелились) Почему они зашевелились? Когда мы натирали пластик шерстяным лоскутком, он зарядился статическим электричеством, поэтому шарики задвигались, притянулись к пластику.
Попробуем другие предметы сделать «волшебными».
Опыт 2.
Показываю бумажных бабочек, разложенных на подносе. Предлагаю детям взять пластмассовые палочки, и прикоснутся к бабочкам. Что происходит? (Бабочки лежат спокойно.) Как вы думаете, что будет с бабочками, если мы познакомим их со статическим электричеством? (ответы детей) Предлагаю сделать эти палочки «волшебными» - электрическими, и они помогут бабочкам взлететь.
Натираем вместе пластмассовые палочки. Медленно подносим их к бабочкам и потихоньку поднимаем их, бабочки поднимаются в след за палочками, потому что получили электрический заряд.
Опыт 3.
На столе, на подносе рассыпано соль и перец. Натираем палочку, подносим к подносу, к палочке притягивается более легкий перец, а соль остается на подносе.
Итог
Воспитатель. Ну, вот ребята, на этом наше посещение музея подошло к концу и нам пора возвращаться, потому что музей ждет других посетителей.
Где мы с вами сегодня побывали? О чем мы с вас говорили? Кому что запомнилось?
Ребята, вы такие молодцы. Вы очень любознательные и мне было приятно с вами познакомиться и провести время в музее. И на память о нашей с вами встрече, я хотела бы подарить вам вот эти ручки, их тоже можно будет зарядить статическим электричеством и дома родителям показать опыты, которые мы с вами сегодня проводили, а также и новые. До свидания ребята, мне в сами было очень интересно.
Благодарю детей, прощаюсь с ними.