Татьяна Тремасова
Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Эксперименты с мукой» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Эксперименты с мукой»
Цель: Ознакомление детей со свойствами муки через детское экспериментирование.
Образовательные задачи: Расширять и уточнять знания детей о хлебных зерновых культурах. Познакомить со свойствами муки.
Продолжать формировать у детей умение предвидеть последствия действий.
Публикация «Конспект занятия по экспериментальной деятельности „Эксперименты с мукой“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мука. Свойства муки
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
Развивающие задачи: Развивать познавательный интерес к экспериментированию, умение делать вывод. Развивать слуховой, зрительный, тактильный анализаторы. Развивать внимание, мышление, память.
Воспитывающие задачи: Воспитывать в детях партнерские отношения при работе в парах. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.
Предварительная работа: экскурсия в хлебный магазин, выставка мучных изделий, рассматривание иллюстраций, беседы с детьми, чтение пословиц, загадок, поговорок о зерновых культурах, замешивание солёного теста.
Словарная работа: хлебобулочные изделия, кондитерские изделия, макаронные изделия, ингредиенты, зерновые культуры, сито, эксперимент, мука, дрожжи, крупа, лупа, кофемолка (ручная и электрическая, зёрна, пшеница, овёс, ячмень, гречиха, кукуруза, колосок, хлеб пшеничный и ржаной, сыпучая, безвкусная, пекарня.
Материалы: Иллюстрации полей с зерновыми культурами (рис, пшеница, рожь, овёс, кукуруза, ячмень, колоски пшеницы, сито, кофемолки (ручная и электрическая, одноразовые плоские тарелочки, стаканчики, ложки, кувшин с водой, глубокие тарелочки, лупа, сахар, дрожжи, мука; коробочки с зерновыми культурами (пшеница, гречка, рис, овёс).
Ход занятия:
Звучит русская народная музыка. Входит воспитатель:
Ребята, я приглашаю вас в экспериментальную лабораторию! Вы любите эксперименты? (ответы детей)
Воспитатель: В некотором царстве, в некотором государстве, не на Марсе, не на Луне, жила пшеница на Земле! Свойство царское имела, накормить народ сумела, словом, наша речь о том, как пришла мука к нам в дом!
Ребё нок: Собрались мы снова вместе,
Чтобы было интересней!
Много нового узнаем,
Что ж, ребята, начинаем!
Сегодня мы проведем эксперименты с мукой!
- А для чего нужна мука? ( Ответы: - Для того, чтобы выпекать хлеб, батон, булочки, печенье.)
- Молодцы! Вы все ответили правильно! Надеваем фартуки и переходим к практической части – предлагаю вам изучить свойства муки.
Осторожно понюхайте муку. Мука имеет запах? (Да, мука имеет запах, но он какой – то особенный) – Мука имеет запах.
Из стакана через ситечко высыпаем муку в тарелку. Что происходит с мукой (Сыплется) – Мука сыпучая. Возьмите щепотку муки и скажите, что вы почувствовали? Мука какая? (Легкая, мягкая, пышная, воздушная) – Мука – мягкая, пушистая. Разровняйте муку в тарелочке, слегка двигая в стороны. Попробуйте что – нибудь нарисовать на муке пальцем. – Оказывается, на муке можно писать и рисовать! Возьмите теперь муку на кончик пальчика и попробуйте на вкус. Какая она? (безвкусная). Ложечку муки положите в стакан с водой и осторожно размешайте. Что случилось с мукой? (Растворилась) – Добавьте ещё две ложечки. Размешайте и определите, что получилось? (Получилось жидкое тесто) – Смесь стала тягучая, липкая, плотная, густая. Таким образом, замешивают тесто для выпечки. Для того, чтобы испечь пышные булочки и пироги, в тесто добавляют разные ингредиенты: масло, соль, сахар, яйца, дрожжи. Сейчас, в один из ваших стаканчиков добавим немножко сахара и дрожжей. И поставим на батарею один стаканчик с дрожжами и сахаром, а второй только с мукой. И немножко подождём.
Физкультминутка. Дидактическое упражнение с мячом.
(Ведущий, задавая вопрос, бросает мяч ребёнку, тот возвращает мяч с ответом и т. д.)
Откуда хлеб пришёл? – из магазина.
А как в магазин попал? – из пекарни.
Что делают в пекарне? – пекут хлеб.
Из чего? – из муки.
Из чего мука? – из зерна.
Откуда зерно? – из колоса пшеницы.
Откуда пшеница? – выросла в поле.
Кто её посеял? – хлеборобы.
Ребята, а как вы думаете, из чего же делают муку? (из зерна)
Из какого зерна делают муку? (Пшеница, овёс, ячмень, рис, кукуруза, рожь, гречиха). Пока мы играли, посмотрим, что произошло с нашим тестом? ( ответы детей: поднялось, подошло). Из такого теста (дрожжевого) выпекают вот такие пышные булочки, пироги. Правильно, ребята! Выращивают зерновые культуры и из них выпекают различные изделия. Назовите, какие вы знаете хлебобулочные изделия (хлеб, батон, лаваш, каравай, кондитерские (пирожные, бисквит, торт, печенье, зефир, пряники, макаронные (макароны, вермишель, рожки, спагетти, ракушки, колечки, бабочки, звёздочки).
У вас в тарелочках лежат разные зёрна. Давайте их рассмотрим с помощью лупы и определим, как они называются. (Овёс, пшеница, рис, кукуруза, гречка).
Давайте сами попробуем сделать муку из пшеницы и овса, при помощи ручной и электрической кофемолок.
Давайте посмотрим, какая мука у нас получилась? (Ответы детей)
А давайте сравним с магазинной мукой. (Ответы детей)
А почему же она не белая?
Прежде чем сделать белую муку, зёрна проходят несколько стадий (сортировку, обработку, очищение); и только после этого из зёрен получается чистая, белая, пушистая мука, какую мы покупаем в магазинах.
В нашей стране самый распространенный хлеб – пшеничный и ржаной. Особенно полезен ржаной хлеб грубого помола, в нём содержится много микроэлементов, необходимых для нашего организма. Недаром в народе говорят:
Хлеб – всему голова
Хлеб да вода – здоровая еда
Худой обед, коли хлеба нет
А чтобы хлеб пришёл к нам на стол, много людей над этим трудятся. Это – трактористы, комбайнёры, хлеборобы, мельники, пекари, водители, продавцы, повара.
Хлеб наш – берегите,
Хлебом не сорите!
Хлеб наш уважайте,
С хлебом не играйте,
Хлеб выбрасывать нельзя!
Берегите хлеб, друзья!
А сейчас давайте все вместе дружно сделаем колосок пшеницы из солёного теста (тесто жёлтого цвета подготовленное) – коллективная работа.