Ирина Самсонова
Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе «Капитошка в гостях у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Капитошка в гостях у детей
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад№3 р. п. Шемышейка
Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе «Капитошка в гостях у детей»
Программное содержание:
- учить определять холодную и теплую воду, правильно
обозначать ее словами;
- развивать тактильные ощущения детей;
Публикация «Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе „Капитошка в гостях у детей“» размещена в разделах
- закрепить знания о том, что вода на морозе превращается
в лед, а снег в тепле тает и становится водой;
- уточнить признаки воды и ее значение;
- закреплять знания детей о временах года и сезонных
- изменениях в природе;
- учить детей различать добро и зло, сопереживать Капитошке.
Оборудование:
Фланелеграф, иллюстрации с осенним, зимним, весенним, летним пейзажем; фонограмма с шумом дождя, воем вьюги, журчанием ручья, шумом реки; красная и зеленая лейки с теплой и холодной водой; два таза; салфетки и подносы по числу детей; формочки со льдом; молоток; прозрачный контейнер с весенним снегом; цветок в горшке; маленькая лейка; две бутылки с водой (у одной бутылки пробка намазана черной краской); два стола; стулья по числу детей; ширма.
Герои: Капитошка, Злючка.
Ход НОД:
(В группе полукругом стоят стулья по числу детей. Перед стульями два стола)
Воспитатель. Ребята, сегодня к нам в гости кто-то пришел. Ребята, как вы думаете, кто это? Давайте познакомимся. Здравствуй! Тебя как зовут?
Капелька. Здравствуйте! Я – Капелька. Меня зовут Капитошка.
Воспитатель. А где ты живешь?
Капелька: Про свой дом я вам загадаю загадку.
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать?
Без чего мы, скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без … (чего)
Дети. Воды.
Капелька: Правильно, мой дом – вода. Я живу в воде. Ребята, а вы хотите отправиться путешествовать по разным временам года? Тогда все закройте глаза…
(Включается фонограмма с шумом дождя. Воспитатель вешает на фланелеграф иллюстрацию с изображением осени).
Капелька: А теперь откройте глаза…
Воспитатель. Интересно, в какое же время года мы попали?
Если на деревьях
Листья пожелтели,
Если в край далекий
Птицы улетели,
Если небо хмурое,
Если дождик льется,
Это время года
Как зовется?
Дети. Осень.
Капелька. Правильно, молодцы!
Мы оказались с вами в осеннем лесу.
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, какой дождь идет осенью: теплый или холодный?
Дети. Осенью идет холодный дождь.
(Перед детьми два стола. На каждом столе по тазику, салфетки и подносы по количеству детей. На одном столе стоит красная лейка (по типу душа) с теплой водой, а на другом столе зеленая лейка с холодной водой.)
Капелька. Ребята, я спрятала в одной лейке теплый летний дождик, а в другой лейке холодный осенний. Попробуйте, догадайтесь, где какой дождик.
Воспитатель : Давайте, ребята, попробуем отгадать, где какой дождик спрятала Капелька. Как можно отгадать?
Дети: Потрогать воду.
Исследовательская работа
Воспитатель : Дети, скажите, пожалуйста, какого цвета эта лейка?
Дети: Эта лейка красного цвета.
Воспитатель : А эта лейка, какого цвета?
Дети: Эта лейка зеленого цвета.
Воспитатель. Сейчас девочки подойдут и станут вокруг стола с красной лейкой, а мальчики – вокруг стола с зеленой лейкой.
(Дети выполняют задание.)
Воспитатель. А сейчас девочки подставят руки под “дождик” и определят, какой “идет дождик” из красной лейки, теплый или холодный. (Воспитатель поливает девочкам на руки из красной лейки).
Воспитатель : Девочки, какой же дождик спрятался в красной лейке?
Девочки: В красной лейке спрятался теплый дождик.
Воспитатель : Когда идет теплый дождик?
Дети: Теплый дождик идет летом, когда тепло.
Воспитатель : Правильно, молодцы! А сейчас мальчики подставят руки под дождик, и определяет, какой “дождик идет” из зеленой лейки – теплый или холодный? (Воспитатель поливает мальчикам на руки из зеленой лейки).
Воспитатель :. Мальчики, какой же дождик спрятался в зеленой лейке? Мальчики. В зеленой лейке спрятался холодный дождик.
Воспитатель : Когда идет холодный дождик?
Мальчики: Холодный дождик идет осенью, когда холодно.
Воспитатель : А сейчас вытрите руки салфетками, аккуратно положите их на место, садитесь на места (дети садятся на свои места).
Воспитатель : Ребята, давайте скажем Капельке, какой бывает дождик?
Дети: Теплый и холодный.
Воспитатель : Когда идет теплый дождик?
Дети: Когда тепло, светит солнце – летом.
Воспитатель : Когда бывает холодный дождик?
Дети: Когда на улице холодно.
Капелька: Молодцы, ребята! Правильно!
Воспитатель : А сейчас мы немного отдохнем на стульчиках с закрытыми глазами.
(Включается фонограмма с воем вьюги. Воспитатель вешает на доску иллюстрацию с изображением зимы. Капелька прячется. Лейки и тазы убираются. На стол ставятся контейнеры со льдом.)
Воспитатель : Ребята, откройте глаза…. Интересно, в какое же время года мы попали?
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
Дети: Зима.
Воспитатель : Правильно, мы оказались с вами в зимнем лесу. Дети, что бывает с водой зимой?
Дети: Вода замерзает.
Воспитатель : Во что она превращается зимой?
Дети: Вода превращается в лед.
Воспитатель : Правильно, молодцы!
И наша Капелька-Капитошка испугалась, что замерзнет, спряталась. Зато в подарок она нам оставила чудесные льдинки.
Исследовательская работа.
Воспитатель : Ребята, подойдите, пожалуйста, к столам, возьмите в руки по одной льдинке…. Потрогайте пальчиком льдинки и скажите, какие они?
Дети: Твердые, холодные, гладкие, скользкие, мокрые.
(Воспитатель по мере необходимости помогает детям ответить).
Воспитатель : Молодцы! А сейчас положите льдинки обратно на поднос, вытрите руки салфеткой, садитесь на свои места.
(Дети садятся на свои места.)
Воспитатель : Как вы думаете, что произойдет, если по льду ударить? Давайте посмотрим.
(Воспитатель демонстрирует, он ударяет молоточком по льду.)
Дети: Лед раскололся.
Воспитатель : Значит, лед какой?
Дети: Хрупкий, колется.
Воспитатель : Что будет со льдом, если его подольше подержать в комнате, в тепле?
Дети: Лед растает.
Воспитатель : Во что он превратится?
Дети: Лед превратится в воду.
Воспитатель : Почему это произойдет?
Дети: Потому что в группе тепло.
Воспитатель : Мы с вами в зимнем лесу, хотите поиграть, чтоб не замерзнуть? Встаньте возле своих стульев…
Физкультминутка.
Ух, мороз! (Дети хлопают себя по плечам, пытаются согреться).
Щиплет уши (Массаж ушей).
Щиплет нос. (Массаж крыльев носа – снизу вверх).
Лезет в валенки мороз. (Массаж ног).
Не вода уже (ладони, а лед (кулаки).
Даже птице не летится (Дети машут руками, как крыльями).
На морозе стынет птица. (Основная стойка).
Воспитатель : Прячьтесь от мороза в домики, садитесь на стулья.
Мы немного отдохнем и опять играть начнем.
Закройте глаза…
(Включается фонограмма с журчанием ручья. Воспитатель вешает на фланелеграф иллюстрацию с изображением весны. Лед, подносы, салфетки убираются. На стол ставится контейнер с весенним снегом. Появляется Капелька).
Воспитатель : Откройте глаза.
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет,
В лесу подснежник расцветет.
В какое же время года мы попали?
Дети: Это весна.
Воспитатель : Ребята, смотрите, а вот и наша Капелька Капитошка вернулась!
Капелька: Ребята, а у меня в коробочке снег от весны спрятался!
Воспитатель : Дети, какой снег стал весной?
Дети: Серый, грязный, жесткий.
Воспитатель : Вот пригреет солнышко, что станет с нашим снегом?
Дети: Снег растает.
Воспитатель : Во что превратится снег?
Дети: Снег превратится в воду.
Капелька: Тает снег, бегут ручьи, а вы любите в ручейке пускать кораблики?
Дети: Да!
Воспитатель : Давайте сделаем лодочку.
(Для этого руки надо расположить ладошками вверх, пальцы сложить лодочкой и плавно двигать кисти рук влево – вправо).
Долго лодочку качало,
Ветер стих, и лодка встала.
Воспитатель : Ребята, Капелька зовет нас дальше в путь. Закройте глаза…
(Включается фонограмма с шумом реки. Воспитатель вешает на фланелеграф иллюстрацию с изображением лета. На стол ставится комнатный цветок, лейка, две бутылки с водой).
Воспитатель : Откройте глаза. В каком времени года мы оказались?
Я соткано из зноя, несу тепло с собою.
Я реки согреваю, купайтесь – приглашаю.
И любите за это вы все меня. Я…
Дети: Лето!
Воспитатель : Вот мы с вами попали в летний лес. Ой, как стало жарко!
Цветок: Пить! Пить!
Воспитатель : Ребята, смотрите, цветок хочет пить. Давайте его польем! Вот у меня бутылка с водой. Сейчас я ее перелью в лейку.
(Воспитатель берет бутылку, встряхивает. Пробка намазана черной краской. Вода окрашивается, становится грязной.)
Воспитатель : Смотрите, ребята, что это стало с водой?
Дети: Вода стала грязная, испачкалась.
Воспитатель : Можно такой водой поливать наш цветок?
Дети: Нет!
Воспитатель : Кто же это сделал?
(Появляется Злючка Грязнючка.)
Злючка - Грязнючка: Ха! Ха! Ха! Это я – Злючка Грязнючка. Теперь вы не напоите ваш цветок. Я вам сейчас все здесь испорчу!
Капелька: Ребята, помогите мне прогнать Злючку Грязнючку и полить цветок!
Воспитатель : Поможем Капельке?
Дети: Да!
Злючка - Грязнючка: А я возьму и сяду на ваши игрушки, и они станут грязные!
Воспитатель : Ребята, что мы сделаем, чтобы игрушки опять стали чистыми?
Дети: Мы их помоем водой.
Злючка - Грязнючка: А я сяду на овощи и фрукты!
Воспитатель : Ребята! А мы будем, есть грязные овощи и фрукты?
Дети: Не будем.
Воспитатель : Что мы сделаем с грязными овощами и фруктами?
Дети: Мы их тоже вымоем.
Злючка - Грязнючка. А я залезу на ваши руки!
Воспитатель :. Хорошо ходить с грязными руками?
Дети: Плохо!
Воспитатель : Как мы сделаем наши ручки снова чистыми?
Дети: Мы руки помоем!
Злючка - Грязнючка. Нет, мне здесь не нравится. Дети все – чистюли. Уйду я отсюда.
(Злючка - Грязнючка уходит.)
Капелька: Ребята, спасибо, что помогли прогнать Злючку - Грязнючку!
Воспитатель : Давайте польем наш цветок. У меня есть бутылка с чистой прозрачной водой. Сейчас я перелью эту воду в лейку. (Переливает). Кто польет цветок, поможет ему? (Поливает ребенок с воспитателем).
Воспитатель : Вот и подходит наше путешествие к концу. Давайте вспомним и расскажем Капельке:
Какая вода может быть на ощупь?
Дети: Теплая и холодная.
Воспитатель : Во что превращается вода на морозе?
Дети: Вода превращается в лед.
Воспитатель : Что происходит со снегом и льдом в тепле?
Дети: Снег и лед в тепле тают, становятся водой.
Воспитатель : Кому нужна вода?
Дети: Вода нужна всем для того, чтобы мыть разные предметы. Вода необходима растениям, животным, людям для жизни.
Воспитатель : Вода – друг человека. Ее надо беречь.
Капелька: Спасибо вам, ребята! Мне было очень интересно с вами.
До свидания!