Татьяна Королева
Конспект занятия по экспериментальной деятельности с водой в средней группе «Капитошка в гостях у ребят»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательной деятельности (развитие экспериментальной деятельности) в средней группе
Составлен воспитателем Королевой Татьяной Владимировной
Тема занятия: Капитошка в гостях у ребят
Цели и задачи:
1. Уточнить представление детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без неё не могут жить растения, животные, человек (людям вода нужна для еды, питья, для мытья тела, предметов, которые есть в помещении);
Публикация «Конспект занятия по экспериментальной деятельности с водой в средней группе „Капитошка в гостях у ребят“» размещена в разделах
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2017
2. Сформировать у детей знания о свойствах воды, ее агрегатных состояниях, о значении воды в жизни человека: вода - источник жизни; вода необходима для поддержания и обеспечения жизни человека;
3. Прививать бережное отношение к воде;
4. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.
5. Воспитывать нравственное и эстетическое отношение к окружающему миру, воспитывать правильное отношение к своему здоровью.
Обогащение словаря: путешествие, спутница, водопроводные трубы, кипяченая вода.
Материал: изображение «Капитошки», капли воды из бумаги, четыре ёмкости для опыта, молоко, краски, песок, плакат с изображением факторов, подтверждающих необходимость воды на Земле, плакат с изображением агрегатных состояний воды; капельки-талисманчики на каждого ребёнка.
Предварительная работа: заучивание стихов о воде; рассматривание иллюстраций; чтение сказок, познавательной литературы о воде; наблюдение в уголке природы за рыбками в аквариуме (замена воды, за цветами (полив); лепка и рисование рыбок в аквариуме
Ход занятия
Воспитатель читает стихотворение:
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране…
Смею я вам доложить,
Без воды нам не прожить!
Вот и сегодня к нам пришла необычная гостья! Кто же это?
Это капелька, которую зовут Капитошка! Она только появилась на свет и хочет найти своих сестричек-капелек, которые живут у нас в группе.
- Ребята, давайте покажем Капитошке, где живут сестрички-капельки, что они у нас делают и какую приносят пользу. А отмечать сестричек - капелек мы будем красивыми капельками из бумаги.
3. Путешествие-поиск капелек по группе
(Дети прикрепляют капельки в разных уголках группы)
В уголке природы: возле растений.
- Цветы надо поливать, они живые, без воды засохнут, завянут, им нужна вода. (Приклеивают большую капельку)
У аквариума: рыбки живут в воде, без неё они погибнут, им нужно много воды, чтобы плавать. (Приклеивают большую капельку)
- Ребята, а какая вода нужна рыбкам чистая или грязная? За рыбками нужно ухаживать, чистить аквариум, менять воду, следить, чтобы рыбкам в нём было уютно.
Около раковины (мойки): помощнику воспитателя надо много воды, чтобы мыть посуду, вытирать пыль, убирать в группе. (Приклеивают большую капельку)
В игровом уголке: вода нужна, чтобы мыть грязные игрушки и стирать куклам одежду. (Приклеивают большую капельку)
У стола, на котором стоит графин с водой: вода нужна, чтобы мы могли её попить. (Приклеивают большую капельку)
В туалетной комнате: вода нужна, чтобы дети могли мыть руки и лицо, выполнять необходимые гигиенические требования. (Приклеивают большую капельку)
- Вот, Капитошка, сколько в нашей группе сестричек-капелек живёт, которые приносят нам большую пользу. И мы обещаем с ребятами их беречь, и зря воду не тратить, расходовать её по назначению. Но не только, Капитошка, в нашей группе живут твои сестрички-капельки – они ещё очень нужны и в других местах. Давайте, ребята, посмотрим, где ещё нужна водичка? Какую пользу она ещё приносит?
(Выставляет плакат с изображением факторов необходимости воды)
Как видите, ребята, вода очень необходима и важна в жизни и животных, и растений, и людей! Поэтому к воде нужно очень бережно относиться. Всё живое любит чистую воду. А особенно рыбки – ведь это их дом!
Физкультминутка
«Рыбки весело плескались
В тёплой, солнечной воде.
То сожмутся, разожмутся
То зароются в песке!»
(движения выполняются под музыкальное сопровождение)
-Ребята, а вы знаете, что у водички есть свои секреты? Сейчас мы с вами узнаем о некоторых из них и расскажем Капитошке. А для этого мы проведём несколько опытов.
Опыт 1. Аккуратно перелить воду из одного стаканчика в другой. Вывод: вода может течь, она жидкая. Воспитатель напоминает о том, что вода течёт из крана, в ручейках, мы наливаем воду в чайник, из чайника.
Опыт 2. Дети смотрят на воспитателя сначала через стакан с водой, потом через стакан с молоком. Воспитатель спрашивает, через какой стакан они её видят. Затем опускает в стаканы поочерёдно ложку. Вывод: вода прозрачная, а молоко нет. Через прозрачную воду видно всё: и ложку, и рыбок в аквариуме и в речке.
Опыт 3. Воспитатель напоминает, что вода прозрачная, и спрашивает, можно ли её покрасить? С помощью кисточки растворяет краску в воде в стакане. В другой стакан добавляет песок (грязь). Вывод: вода легко окрашивается, но также легко загрязняется, растворяет грязь. Спрашивает, из какого бы стакана им хотелось попить? Конечно, из стакана с чистой водой. Также и всему живому нужна чистая вода.
- Вода из большой реки течёт по специальным трубам и попадает к нам в детский сад и в ваши дома - эти трубы называются водопроводными. Для того чтобы мы с вами могли пить чистую воду, умываться и мыть руки, нужно беречь воду - не тратить её зря, не засорять водоёмы. Если вы помыли руки или лицо, нужно выключать кран за собой.
Массаж лица
Водичка, водичка, умой моё личико. Потереть ладонями щёки. Чтобы глазки блестели. Пальцами провести, не надавливая по закрытым
глазам от внутреннего края века к внешнему.
Чтобы щёчки краснели. Подушечками пальцев легонько постукивать по
щекам.
Чтоб смеялся роток. Помассировать пальцами подбородок.
Чтоб кусался зубок. Помассировать большими пальцами вески.
- Ребята, а ведь капельки живут не только в воде. Они любят превращаться и прятаться и в других местах. Так капельки живут даже в овощах и фруктах.
Опыт 4. К разрезанным помидоре и апельсину прикладывает бумажные салфетки. Затем показывает, что салфетки намокли. Вывод: значит во фруктах и овощах тоже есть вода, которая в них превращается в сок.
- А во что ещё могут превращаться и где прячутся капельки-сестрички?
Вывешивает для подсказки плакат об агрегатных состояниях воды. Рассматривает вместе с детьми.
-Да, капельки воды могут превращаться и в снег, и в лёд, и в иней, и в пар, и прячутся в дождике и даже в тумане.
- Ну вот, ребята, как много нового и интересного мы с вами узнали сами и рассказали маленькой капельке Капитошке о воде и её сестричках-капельках.
- Для чего нам нужна вода?
- Как и почему нужно беречь воду?
- Какие секреты узнали о воде?
- Ребята, Капитошка всем говорит спасибо за помощь и за то, что вы так хорошо знаете её сестричек-капелек. И дарит нам на память о себе волшебные капельки-талисманчики, которые будут поить нас живительной силой. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении.
(Каждому ребёнку вручается капелька)
- Спасибо тебе, Капитошка, и вам, ребята, спасибо за вашу активную и заинтересованную работу на занятии. А теперь Капитошка приглашает вас поиграть в весёлую игру «Дождик».