Четверикова Наталья Евгеньевна
Конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Люблю березку русскую»
▼ Скачать + Заказать документы
Люблю березку русскую
Цели - формировать у детей культуру общения с природой и эстетическое отношение к ней, уточнять и углублять знания детей о взаимосвязи человека и природы. Показать экопозитивное отношение человека к природе, воспитвать любовь к Родине через художественно-эстетическое восприятие. Учить передавать в рисунке характерные особенности изображения березы.
Публикация «Конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе „Люблю березку русскую“» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза. Все на тему березок
- Деревья и кустарники
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Оборудование и материалы - диск с записями русских народных песен и звуков природы; репродукции картин русских художников; стихи русских поэтов; поделки из бересты; березовый веник, веточки; раздаточный материал для аппликации.
Ход занятия.
Дети сидят на коврике в удобном положении.
- Ребята, сегодня будем говорить о красоте русской природе. Послушайте стихотворение В. Степанова "Родина". Как вы думаете, что такое Родина? (Ответы).
- У каждого жителя земли есть своя Родина. Это место, где родился человек.
- А вы знаете, как называется наша Родина? (Ответы).
- Когда жители Африки произносят слово Родина, как вы думаете, что они представляют? (Ответы).
- А что представляют себе жители Севера, когда вспоминают о своей Родине? (Ответы).
- Что представляете вы, когда говорят о России? (Ответы).
- Жители других стран, говоря о России представляют снег, медведей, матрешек. Многие представляют и вспоминают ее неповторимую природу, особенно русскую березку. Как вы думаете почему? Почему именно березку? (Ответы).
- Послушайте, какие красивые слова можно сказать о березке : "Словно девица русская,приумолкнув стоит". Ее называют "деревом счастья". Ни в одной стране мира нет столько берез, как у нас. Со времен глухой старины вошла в нашу жизнь березка. Любит наш народ зеленую красавицу за ее красоту. Она растет во всех уголках нашей необъятной родины. Березу можно встретить даже в тех местах, которые кажутся непригодными для растений. Она не прихотлива к почве и вырастает поройдаже на карнизах старых каменных домов. Но у всех берез очень необычная кора. Чем необычна кора березы? (Ответы). Березу за ее кору называют белоствольной. Белую кору называют берестой. Береста - это защитный слой дерева. Она защищает от воды и вредных воздействий человека. Кора у нее тонкая, нежная и дерево могло бы получить солнечные ожоги. Но в коре березы имеется вещество, которое окрашивает кору в белый цвет, оно отражает солнечные лучи, и ствол березы остается всегда прохладным. Черные полоске на стволе помогают дереву дышать в жару. Эти полоски открываются и пропускают воздух к корням.
- Посмотрите, у вас на тарелочках есть кусочки бересты. (Рассматривают).
- Давайте подойдем и рассмотрим, какие изделия люди научились делать из бересты. (Рассматривают).
- А теперь подойдем в нашу картинную галерею и увидим, с какой любовью русские художники изображали уголки своей родной природы. Видите, на всех картинах здесь изображена красавица - березка. (Рассматривают).
Из всех деревьев русского леса всех милее наша березка. Хороши и чисты березовые светлые рощи. Белые стволы покрыты берестой. Есть в русской природе особенный день, когда на березах начинает распускаться листва. Войдешь в лес и радостно ахнешь, зеленой нежной дымкой покрылись лесные опушки. Какая красота! Какое блаженство!
- Про березку говорят : белоствольная, кудрявая, стройная. Еще в древности люди отметили многие полезные свойства березы.
- Посмотрите, вот веточка с почками, листочками и сережками. Если заварить чай из набухших почек березки, этот отвар становится очень полезным, и лечит многие болезни человека. А распаренный березовый веник в бане изгоняет болезни, дает бодрость и силу. Березовыми листьями в старину красили яица на Пасху. Весной, огда деревья "просыпаются" и начинается сокодвижение, у березы выделяется вкусный сок, его пьют для укрепления здоровья.
- Березовые дрова в деревне, где есть печки или камины, зимой не заменимы. Они горят долго, дают много тепла и выделяют приятный аромат.
- Люди любят ходить в березовы лес, чтобы отдохнуть душой и телом, набраться сил и энергии. Только нужно помнить, что брать у природы нужно с умом, не нанося вред.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
"Вырасли деревья в поле".
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле.
(Потягивание - руки в стороны).
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется.
(Потягивание - руки вверх).
Вот подул веселый ветер.
Закачались тут же ветки.
(Машут руками).
Даже толстые стволы
Наклонились до земли.
(Наклоны вперед).
Вправо-влево, взад-вперед.
Так деревья ветер гнет.
(Наклоны).
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет?
(Вращение туловища).
С кем сравнивали на Руси красавицу березу? (С девушкой, у которой гибкая, тонкая талия, с невестой).
В июне месяце на Руси справляли праздник "Русской березки". Утром яркая красочная толпа направлялась к березовой роще. Девушки выбирали одну из березок и украшали ее, привязывали к веткам цветные лоскутки, ленточки, подвешивали пряники, конфеты. Вокруг водили хороводы, плясали, заводили игры. О белоствольной красавице сложенно не мало стихов и песен:
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
***
Люблю березку русскую,
Она всегда с подружками
Весною хороводится,
Целуется, как водится,
Идет, где не горожено,
Поет, где не положено.
***
Березка - не только красивое дерево. С ней связывают приметы в природе. Например:
1. Береза рядом с домом посажена, зло отпугивает и от молний оберегает.
2. Если на березе осенью много листа остается, то год будет тяжелым.
- Давайте сядем за столы, где приготовлены кисти и краски. Я предлагаю вам нарисовать нашу русскую красавицу-березку. (Под звучание мелодии дети выполняют задание).
В заключение занятия рассматриваются и анализируются выполненные работы.