Наталья Портянова
Конспект занятия по экологическому воспитанию дошкольников в подготовительной группе «Береги природу Крыма — озеро Донузлав»
Конспект занятия по экологическому воспитанию дошкольников (подготовительная группа.)
«Береги природу Крыма - озеро Донузлав»
Подготовила : воспитатель Портянова Наталья Михайловна
Публикация «Конспект занятия по экологическому воспитанию дошкольников в подготовительной группе „Береги природу Крыма — озеро Донузлав“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Крым. Родной край
- Подготовительная группа
- Природа Крыма
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2022
Описание материала: Предлагаем Вам Конспект НОД экологическое - познавательное для детей подготовительной группы на тему : «Озеро Донузлав – береги природу Крыма». Данный материал служит формированию основ экологического мировоззрения и природоохранного сознания, ответственного отношения к окружающей среде. Этот материал будет полезен воспитателям старшей группы.
Цель: Формирование основы экологического мировоззрения и природоохранного сознания, ответственного отношения к окружающей среде.
Задачи:
-образовательные:
- ознакомить детей с историей, географическим расположением, флорой и фауной озера Донузлав;
-учить бережно, относиться к воде;
-вырабатывать навыки грамотного и безопасного поведения в природе
-учить детей при помощи художественного творчества (плакат) доносить проблему охраны природы водоемов, способствовать всестороннему развитию ребёнка.
-развивающие:
- развивать логическое мышление, связную речь, творческие способности детей, работа в группе.
- устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи; рассуждать;
-воспитательные :
- воспитывать чувство любви и гордости за нашу Родину, наш Крым;
- воспитывать бережное отношение к природе, экологическую культуру.
Словарная работа: активизация словаря: озеро, Донузлав, флора, фауна.
Интеграция образовательных областей: музыка, развитие речи, художественная литература, физическое развитие (здоровье).
Методы и приё мы: рассказ о озере Донузлав, охране воды в природе; показ карты и фотографий ; игра.
Предварительная работа:
Наблюдения в природе : дождь, лужи, роса, туман. Опыты : «Живая вода»; «Испарение»; «Вода при замерзании расширяется». Чтение и пересказ крымских легенд («Почему Черное море солёное», «О Медведь - горе», «Почему Чёрное море бурливое», «Русалка и фонтан Арзы»).
Материал к занятию : аудио материал, карта Крыма, фотографии с изображением Донузлава; круги красного и зеленого цвета для игры.
Ход занятия:
В: Ребята, у нас сегодня будет очень интересное и увлекательное занятие. Вы готовы? Тогда давайте начинать.
(Дети садятся на стульчики) Звучит спокойная музыка.
В: Ребята, а вы любите путешествовать?
Д: Да!
В: Я тоже очень люблю путешествовать. И сегодня я хочу показать вам фотографии, которые я сделала, путешествуя по западной части Крыма, где мы с вами проживаем. Хотите посмотреть?
Д: Да!
В: А теперь внимательно слушайте, смотрите и запоминайте! (на доске карта Крыма, фото озера Донузлав)
В: Посмотрите на доску. Что мы видим?
Д: карта Крыма.
В: Правильно. На карте Крыма насчитывается около 300 озер и лиманов. Почти все они соленые и мелководные. Одним из самых интересных является озеро с загадочным названием Донузлав. Водоем отделяет Тарханкутский полуостров от остальной части Крыма и находится в 30-ти километрах от Евпатории рядом с нашим поселком Мирный. Можно сказать озеро - рекордсмен среди крымских водоемов, Донузлав имеет самую большую глубину – 28 метров и самую большую протяженность – 27 километров. Еще одна уникальная особенность озера – в своем бассейне оно имеет и соленую, и пресную воду. Удивительна и неповторима окружающая водоем флора и фауна.
В: дети а что называют флорой? И что такое фауна?
Д: Флора это мир растений. А фауна это мир животных.
Фауна озера Донузлав богата крабами, креветками, мидиями, рапанами. Также здесь до сих пор сохранена популяция черноморской устрицы (показ фото).
В морской воде устья озера водится осетр, камбала, кефаль, барабулька и прочие представители подводного мира. Типичные представители пресной воды такого водоема, как озеро Донузлав в Крыму, – лещ, красноперка, толстолобик, карп, судак. В общей сложности ученые насчитывают около 52 видов рыб. Также здесь обитают редкие представители "рыбного царства", занесенные в Красную книгу.
Сегодня окрестности Донузлава не могут похвастаться буйной растительностью, однако озеро не потеряло своего очарования. Его воды спокойны даже в сезон штормов. Вокруг – степи, полные всяческой живности. Тут можно встретить сусликов, зайцев, лис, разнообразных пернатых. В окрестностях озера растет более 600 видов растений. Весной и в начале лета степи превращаются в красочный разноцветный ковер, радуя глаз всеми оттенками радуги. Поля украшают пунцовые маки, сверкают синими соцветиями гиацинты. Кто не успел с фотоаппаратом, тот опоздал! Уже в середине лета солнце выжигает все краски цветов. Но и это время года имеет свои прелести. В степях Донузлава широко представлены злаки, крестоцветные, бобовые и другие растения. В самое знойное время здесь выживают сухолюбивые виды: ковыли, тырса, типчак, житняк, тонконог, мятлик и другие виды флоры. Широко распространено южное разнотравье, это многолетние травы: вьюнок, шалфей, тысячелистник, многолетние виды льна… В балках разбросаны кусты шалфея, лабазника и подмаренника. На солонцеватых участках и щебенистых склонах растут ароматные чабрец и тимьян. Разнообразие ландшафту придают небольшие заросли кустарников, таких как шиповник, терн, боярышник, крушина и дереза. На береговых обрывах озера и в некоторых балках встречаются заросли кустарников ежевики, бузины, груши и жасмина. В общем, степи и берега Донузлава, это настоящий рай для травников и народных целителей!
В: А еще наше озеро это отличное мето для отдыха и лечения, поскольку является неисчерпаемым источником лечебной глины и грязи!
В: давайте немножко отдохнем. Гимнастика - морской мир
В море бурном, море синем
Быстро плавают дельфины. (кистью руки плавные движения)
Не пугает их волна
Рядом плещется она. (потирание ладошек)
Проплывает мимо кит и дельфинам говорит: (ходьба гуськом)
Вы дельфины не шумите,
Рыбку быструю ловите:
Раз, два, три, четыре, пять — (ходьба с хлопками в ладоши)
Нужно рыбкам уплывать. (кисти рук в замок внутрь и наружу)
Рыбки плавали, плескались (движения руками)
В прохладной морской воде.
То погружаются, то сплывают, (приседания)
То зароются в песке. (дети ложатся на коврик)
История Донузлава
Озеро Донузлав растянулось с юго-запада на северо-восток Крымского полуострова. Его береговая линия, сложенная известняками, сильно изрезана и образует многочисленные бухты и заливы. В 1962 году Донузлав соединили с Черным морем входным каналом, практически превратив его в залив. Ученые дискутируют и о происхождении названия озера. В незапамятные времена, когда климат в Крыму был еще более теплым и влажным, вдоль побережья Донузлава произрастала пышная растительность. В этой местности обитала разнообразная живность, в том числе дикие кабаны. «Домузлавом» или «донгузлавом» когда-то называли «пристанище кабанов». Отсюда и название озера.
В 6-5 веках до нашей эры на Крымском побережье был основан ряд греческих городов-колоний. Самый крупный – Пантикапей, нынешняя Керчь, на западном берегу – Керкинитида – на месте современной Евпатории, а в конце 4 века до нашей эры – Калос-Лимен, что в переводе означает «Прекрасная Гавань», остатки руин которой сохранились в поселке Черноморском. Между Керкинитидой и Калос-Лименом возник ряд греческих укрепленных поселений. К ним относятся открытые в 1933 году городища возле сел Поповка, Громово (Беляус, Оленевка (Караджа, Межводное и ряда других. Поселения у Поповки и Беляус прикрывали дорогу, проходившую по пересыпи, и охраняли вход в Донузлав.
В. А сейчас мы с вами поиграем в игру где водяной будет охранять вход в Озеро Донузлав.
Подвижная игра: «Водяной»
Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей.
Ход игры: в центре игровой площадки чертят круг - «озеро» в котором живет Водяной. Все игроки - дети, а один - Водяной. Он говорит: «Я водяной, я водяной, поговорил бы кто со мной!» Дети бегают вокруг «озера» и кричат: «Водяной, водяной поиграй со мной!»
Водяной бегает по «озеру» и ловит тех играющих, которые слишком близко подошли к нему. Пойманных детей Водяной забирает к себе в «озеро». Игра продолжается до тех пор, пока Водяной не переловит большинство детей.
Особые замечания: Водяной не может выйти за пределы своего круга - «озера». Те, кого он поймал, тоже могут помогать Водяному.
В: вот какие молодцы. Присаживайтесь продолжим наше занятие.
В античную эпоху Донузлавский регион был самым населенным. И это неудивительно. Удобный залив с многочисленными лиманами и бухтами, укрывающими корабли от бурь и ветров, плодородные черноземы, источники чистой родниковой воды и благоприятные климатические условия, определили выбор греков. Еще одним плюсом было большое изобилие рыбы, обитавшей в Донузлав. При археологических раскопках были найдены различные рыболовные снасти, медные крючки, глиняные грузила для сетей, а также остатки скелетов и чешуя трех видов кефали, морского карася, камбалы-калкана, ската-лисицы, осетра и панцири крабов. Очевидно, рыболовство носило промышленный характер, наряду с животноводством и земледелием. В античное время северо-западный Крым обеспечивал Херсонес и прилегающие к нему области хлебом и морепродуктами. В позднее средневековье через Донузлавский регион проходили маршруты морских и сухопутных походов запорожских и донских казаков. А в 18-19 веках здесь расположились казацкие русские села.
В советские времена Донузлав и окрестности стали местом базирования полка гидросамолетов противолодочной авиации, десантных кораблей на воздушной подушке, сторожевых катеров, морской пехоты, бригады тральщиков, дивизион вспомогательных и аварийно-спасательных судов. Конечно, без ущерба для природы не обошлось. С тех пор рыбы и мидий здесь поубавилось. На Донузлаве были построены два военных городка: поселки Мирный и Новоозерное.
В: Ребята давайте поиграем в игру «Экологический светофор». Воспитатель читает предложения и спрашивает, в каких ситуациях, можно считать, что человек поступает хорошо по отношению к природе-0 показывает зеленый круг, а в каких – нет красный круг).
- После отдыха на пляже разбросаны стеклянный битый мусор.
- Дети несут ежика с поля домой.
- Человек сажает возле своего дома цветы и деревья.
- Человек выбросил мусор в канаву возле дома.
- Человек вернулся с полей с букетом полевых цветов.
- После отдыха на пляже человек собрал весь мусор.
- Человек ездит на работу на велосипеде.
- Человек моет в озере свою машину.
- Человек кормит лебедей на озере.
- С кораблей горючее попадает в водоемы.
- Человек вылавливает мидии и криветку из озера.
- Человек выбрасывает батарейки в специальное место.
В: Какие вы молодцы! Вот и подошло к концу наше путешествие. Что интересного вы запомнили? Ой ребята посмотрите водяной оставил для вас подарок в сундуке. Угощайтесь.