Курчавова Любовь
Методическая разработка «Развитие навыков конструирования у детей раннего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка
"Развитие навыков конструирования из строительных материалов у
детей раннего дошкольного возраста"
Составила:
Воспитатель: Курчавова Л. А.
Содержание
1. Введение
2. Значение конструктивной деятельности из строительного материала для всестороннего развития дошкольника
3. Приемы руководства детским конструированием в организованной и свободной деятельности
4. Рекомендации по ознакомлению детей с конструктором
5. Заключение
6. Приложение
7. Список литературы
8. Консультация для родителей.
9. Консультация для воспитателей.
10. Картотека дидактических игр.
11. Конспект занятий.
«Желтые кубики – это песок,
Кубик зеленый – весенний лесок,
Синие кубики – это река.
Кубиков много – река широка.
Кубик на кубик – растут этажи:
Учатся строить дома малыши».
С. Приварская
Введение
Конструирование – это создание разных построек и конструкций из строительного материала, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного и бросового материала, одно из самых любимых детских занятий. Оно является не только увлекательным, но и полезным для малыша, создает необходимый фундамент всестороннего развития ребенка.
Этот вид деятельности является довольно сложным для детей. В ней мы находим связь с художественной и конструктивно-технической деятельностью взрослых. Продукты детского конструирования, как правило, предназначаются для практического использования в игре.
В исследованиях целого ряда выдающихся отечественных педагогов (Д. В. Куцакова, 3. В. Лиштван, Л. В. Пантелеевой и др.) посвященных детскому конструированию отводится большая роль. По мнению этих исследователей, конструирование из строительного материала активно способствует развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста, а также совершенствованию глазомера и сенсомоторики в целом.
Потребность общества в личности нового типа - творчески активной и свободно мыслящей - несомненно, будет возрастать по мере совершенствования социально - экономических и культурных условий жизни. Реализация такого направления в образовании и воспитании требует обращения к общеразвивающим системам интегрированного типа. В такой системе заметное место может занять конструирование.
1. Значение конструктивной деятельности из строительного материала для всестороннего развития дошкольника
Конструирование из строительного материала является одним из важнейших и интересных видов продуктивной деятельности, является практической деятельностью, направленной на получение определённого, заранее задуманного продукта. Деревянный строительный набор таит в себе огромные возможности и даёт для развития ребёнку то, что не может дать ни одна другая игра. Прежде всего, стоит обратить внимание на многостороннюю значимость этого материала.
Детали строительных наборов представляют собой правильные геометрические тела (кубы, цилиндры, бруски и т. д.) с математически точными размерами всех их параметров. Это дает возможность детям с наименьшими трудностями, чем из других материалов, получить конструкцию предмета, передавая пропорциональность его частей, симметричное их расположение. Конструируя, дети узнают цвет, форму, величину предметов, приобретают элементарные пространственные представления, что обогащает сенсорный опыт детей. Сооружение постройки требует от ребёнка сосредоточенности, внимания, памяти. Развиваются также движения рук детей, они становятся точными, ловкими, целенаправленными.
Мотивом для создания простых сооружений является сюжет игры, который помогает заинтересовать ребёнка этим видом деятельности. Например: «Построим дорожку для машины» или «Построим мебель для куклы» (стул, стол, диван).
Дети учатся правильно называть детали строительного материала (кубик, кирпичик, призма, пластина, цилиндр, понимать и правильно употреблять слова (большой – маленький, длинный – короткий, высокий – низкий, широкий – узкий). По словесному указанию взрослого ребёнок учится выполнять определённые действия: накладывать, прикладывать, приставлять, снять, поставить, убрать, разобрать.
А также:
- конструирование из деревянного строителя - это вид деятельности (в сравнении с рисованием, лепкой и аппликацией, в котором дошкольнику гарантирован успех;
- вариативность материала (кубики, кирпичики, призмы, конусы и др., сочетаются разнообразно друг с другом) создают возможность творчески его использовать: постройка может быть создана, исправлена, дополнена и даже восстановлена очень быстро;
- заранее прогнозируемый успех влияет на развитие самосознания;
- этот вид деятельности позволяет даже самому младшему дошкольнику отделить себя от взрослого, приобрести важнейшие компоненты самостоятельности: автономность, инициативность, ответственность.
Уже у трёхлетнего строителя под влиянием взрослого формируется фундамент интеллектуальной культуры.
1.2. Приемы руководства детским конструированием в организованной и свободной деятельности.
Требования к предметно – постранственной среде, сформулированные в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, направлены на поддержку инициативы детей во всех видах детской деятельности. Так, организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря должны обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность.
В группе нужно создать «Центр технического конструирования». Для проведения игр и образовательной деятельности приобрести наборы настольного деревянного строительного материала для каждого ребенка. Для обыгрывания построек подобрать мелкие игрушки, фигурки людей, матрешки, машинки и т. д
В соответствии с основными формами мышления дошкольника, определяющими характер способов его деятельности в процессе обучения, выделяют три группы методов: наглядные, практические и словесные.
Каждая из выделенных групп методов включает разные приемы: наглядный показ образца, способ действия, вопрос, объяснение, игровые приемы, обследовательские и поисковые действия, элементарное моделирование.
К группе наглядных методов, применяемых в обучении конструированию, относится наблюдение.
В зависимости от задач в обучении конструированию используются наблюдения разного вида:
1. Наблюдения распознающего характера, в ходе которого формируются знания о свойствах и качествах предметов и конструктивных материалов, с которыми работает ребенок;
2. Наблюдения за изменением и преобразованием объектов – превращение материала в ходе конструктивной деятельности в предмет.
К группе практических методов, применяемых в обучении конструированию детей раннего и младшего дошкольного возраста, относятся упражнения и игра. При организации упражнений подражательно-исполнительского характера воспитатель ставит перед детьми конкретную задачу, показывает и определяет критерии для оценки результата, особенно в упражнениях предметного характера. Дети выполняют упражнения, следуя указанному образцу. При усвоении данного способа действия детьми – переходят к упражнениям конструктивного характера. Их своеобразие состоит в переносе усвоенного способа действия на новое содержание, вначале близкое, а затем более далекое.
Упражнения творческого характера для детей данного возраста еще недоступны. Игровой метод предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, пояснениями, показом.
К группе словесных методов, применяемых в обучении конструированию детей раннего и младшего дошкольного возраста, относятся объяснения, указания, которые во многих случаях выступают как приемы обучения. В единстве с указаниями и пояснениями используется показ образца выполнения задания или способа действия.
Одним из важнейших приемов обучения является педагогическая оценка. Оценке подлежит как результат решения учебной задачи, так и ход ее выполнения, т. е. учебные действия и приемы, которые были использованы ребенком для достижения результата.
Под результатом понимается факт усвоения детьми конкретного содержания знаний, способа действия, а также правильное решение поставленной познавательной или практической задачи, требующей появления новых качеств умственной деятельности (например сообразительности). Так же оценивается проявление творчества, самостоятельности, применение ранее усвоенных знаний, навыков и умений.
Дети раннего и младшего дошкольного возраста могут осуществлять целенаправленные действия по созданию несложных конструкций из строительного материала, хотя способы их реализации еще несовершенны, а постройки схематичны и условны. Это связано с тем, что дети не умеют достаточно точно анализировать предметы и не обладают тонкими дифференцированными двигательными навыками, необходимыми для передачи особенностей объекта при использовании строительного материала.
Ребёнок еще не пытается исправить допущенные ошибки, довольствуется весьма приблизительным сходством с действительностью, а то, что не удалось воплотить в конструкции, дополняет жестами, словесными высказываниями.
Вместе с тем ребенок раннего и младшего дошкольного возраста открывает для себя возможность конструировать разными способами (путем замены мелких деталей на более крупные или пристраивая мелкие детали). Хотя малыши еще затрудняются отделить способ действий (как делать постройку) от содержания деятельности (что конструировать, они могут ориентироваться нa способ выполнения задания и руководствоваться им в работе.
2. Рекомендации по ознакомлению детей с конструктором:
1. Поставив перед ребёнком набор для строительных игр, берите по одной детали конструктора. Предложите ребенку потрогать деталь на ощупь, рассмотреть, назвать.
2. Чтобы ребёнок усвоил название деталей набора, используйте «опредмечивание»- любая геометрическая фигура строительного материала похожа на какой-то известный предмет (призма – крыша, цилиндр - столбик и т. д.).
3. Сначала нужно познакомить ребёнка с постройками из одинаковых геометрических форм: кубиков или кирпичиков.
- Башенки из кубиков (из кубиков)
- Узкая и широкая дорожки (из кирпичиков)
- Заборчик (из кирпичиков)
- Ворота (из кирпичиков)
- Самолёт (положить два кирпичика крест – накрест)
- Поезд (из кирпичиков). Используем и обыгрываем постройку с игрушками. Например: «Посадим киску, собачку и петушка в вагончики».
- Лесенка (из кубиков)
4. Следующий этап конструирования, когда можно перейти к комбинированию двух или трёх знакомых деталей конструктора (кубик и кирпичик, кубик и призма, цилиндр, кубик и кирпичик)
- Машина (кубик и кирпичик)
- Дом с крышей (кубик и призма)
- Горка (кубик и призма)
- Стул и стол (кубик и кирпичик)
- Мостик, скамеечка (кубик и кирпичик)
- Паровоз (кирпичик, кубик, цилиндр)
Система игр и занятий со строительным материалом предполагает постепенное обучение малыша конструированию. К двум годам дети могут сооружать простые постройки из одного или двух разных деталей. К трём годам сооружения приобретают более интересный и сложный характер. Дети могут построить сооружения из 3-х и 4-х разных деталей: "Мебель для куколки" (стол, стул, диван, "Башня с забором и воротами для петушка", "Дорога и мостик”. Не стоит спешить, если ребёнок еще не усвоил принципы постройки сооружений из 2-х или 3-х разных деталей.
Очень важно для обыгрывания построек использовать игрушки (маленькие куколки, животные, машинки, деревья). Это способствует развитию и совершенствованию сюжетно - отобразительной игры, и вызывает у детей массу положительных эмоций.
После игры с конструктором предложите ребёнку сложить детали обратно в коробку, выбирая сначала только кубики, затем кирпичики и так далее.
Важно стимулировать ребенка к играм с конструктором, проявлять интерес и сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям, нужно исключить замечания и осуждения.
Заключение.
Детское конструирование, в силу самой его созидательно-преобразующей природы и соответствия интересам и потребностям маленького ребенка, при правильной организации обучения обязательно носит подлинно творческий характер. В его русле создаются условия для развития воображения и интеллектуальной активности экспериментирования с материалом, возникновения ярких и «умных» эмоций.
Ожидаемые результаты:
- У детей формируется сенсорный опыт в поиске конструктивных действий, экспериментирования со строительными элементами, деталями конструкторов, обыгрывающим материалом. Обследуя предметы, дети называют их признаки и конструктивные свойства (большой, маленький, синий, красный, длинный, короткий и т. д.).
- Дети различают детали строительных наборов и называют их.
- Развиваются элементарные конструктивные умения (соотносят детали, их взаиморасположение; устанавливают детали разнообразными способами, комбинируют их размещение, чередуя элементы, строят простые перекрытия).
- Формируются пространственные понятия (вверху, внизу и т. д.).
- Дети начинают проявлять интерес к конструированию (выкладывают постройки по образцу воспитателя, по словесной инструкции).
- Развивается познавательная деятельность, расширяются элементарные представления детей об окружающих реальных предметах и конструируемых объектах, соответствующих их восприятию.
- Дети пытаются конструировать самостоятельно.
- Обогащается словарный запас; развиваются восприятие, внимание, память, мышление, конструктивные умения детей.
- В процессе конструирования и по его окончании формируется сюжетно-отобразительная игра.
- Развивается речевое и игровое общение детей.
- Дети приобщаются к порядку (аккуратно разбирают постройки, складывают, убирают игрушки).
Приложение
С 2 г. до 3 лет
№1
Дом из кубиков одного цвета и размера
№2 Дом из кубиков одного размера двух цветов
№3 Дом из кубиков разных размеров одного цвета
№4 Дом из кубиков двух размеров двух цветов
№5 Синяя башня
№6 Башня из кубиков
№7 Башня из кирпичиков
№8 Башенка для птички
№9 Дорожка для матрешки
№10 Дорожка широкая
№11 Дорожка из кирпичиков двух цветов
№12 Дорожка (по выбору детей)
№13 Стульчик для петушка
№14 Стул для матрешки
№15 Стол
№16 Стол и стул
№17 Диван
№18 Кровать узкая
№19 Кроватка для мишки
№20 Угадай, что я построила?
№21 Машина
№22 Автобус
№23 Грузовик
№24 Поезд
№25 Заборчик высокий
№26 Заборчик низкий
№27 Заборчик
№28 Заключительное занятие по теме «Заборчик»
№29 Скамеечка для матрешки
№30 Скамеечка для уставшего мишки
№31 Скамейка большая и маленькая для матрешек
№32 Цветные скамейки
№33 Ворота низкие
№34 Ворота высокие
№35 Маленький домик
№36 Высокий домик
№37 Домик
№38 Построй, как я
№1
Тема: «Дом из кубиков одного цвета и размера».
Цель: Учить детей играть, накладывать кубик на кубик. Активизация пассивного и активного словаря детей за счет слов: возьми, сделай, поставь, дом, посади кошку на домик, звукоподражания мяу-мяу.
Материал: 4 кубика одного цвета и размера (длина ребра 8-10 см, игрушка- кошка на каждого ребенка.
Ход: дети с воспитателем сидят на полу. Воспитатель показывает, как делать постройку. Возьму кубик, еще кубик. Затем читаем стишок:
Тили-бом! Тили-бом!
«Вот построили мы дом!
Затем ставим наверх кошку и говорим:
Киска на домике сидит,
И на нас с тобой глядит.
Мяу-мяу — говорит».
А теперь Танечка построит для киски домик. Возьми кубик, еще кубик. Что построили? домик. Кто в домике живет? Киска. Как киска говорит? Мяу-мяу.
№ 2
Тема: «Дом из кубиков одного размера двух цветов».
Цель: продолжать учить играть, накладывать кубик на кубик. Активизировать пассивный и активный словарь детей за счет слов и звукоподражаний: возьми, сделай, поставь, дом, посади собачку, гав-гав. Учить детей различать кубики по цвету.
Материал: 4 кубика одинаковой величины (длина ребра 8-10 см) двух цветов, игрушка — собачка на каждого ребенка.
Ход: дети с воспитателем сидят на полу. Воспитатель показывает, как делать постройку, при этом называя цвет кубика. «Я возьму желтый кубик, еще желтый кубик, сверху красный кубик, еще красный кубик:
«Вот построили мы дом!
Тили-бом! Тили-бом!
Кто же будет жить в нем?»
Показывает собачку. «Кто это? Собачка. Она будет в домике жить». Ставит наверх постройки игрушку: «Как говорит собачка? Гав-гав».
«А теперь Танечка построит дом для собачки. Возьми желтый кубик, еще желтый кубик, затем красный кубик, еще красный кубик. Что построили? Домик». Ребенок сажает собаку на домик, воспитатель читает стихотворение:
«К нам пришла собачка,
Умная собачка!
С детками играет,
Очень громко лает: гав-гав-гав!»
№3
Тема: «Дом из кубиков разных размеров одного цвета».
Цель: учить детей строить дом из двух разных по величине кубиков. Продолжать учить понимать речевые инструкции. Произносить звукоподражания, обыгрывать игрушки.
Материал: 2 кубика, контрастные по размеры (длина ребра 10 и 5см, одного основного цвета (на выбор, петушок на каждого ребенка.
Ход: дети с воспитателем сидят на полу. Воспитатель ставит перед ними кубик, привлекая к нему внимание словами: «Посмотрите, это кубик! Какой большой кубик! Танечка, дай мне маленький кубик (он стоит перед малышом, это маленький кубик. Воспитатель берет маленький кубик и ставит его на большой кубик, наверх домика ставит петушка и говорит:
«Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Что ты рано встаешь,
Деткам спать не даешь?
Ку-ка-ре-ку!»
Как петушок песенку поет? Танечка, возьми большой кубик, теперь маленький кубик. Прилетел петушок и запел: ку-ка-ре-ку!
№4
Тема: «Дом из кубиков двух размеров двух цветов».
Цель: продолжать учить различать кубики по величине, не отвлекаясь на цвет, учить понимать слова: большой, маленький, строить дом из двух разных по величине кубиков двух цветов. Выполнять речевые инструкции, произносить звукоподражания, обыгрывать игрушки.
Материал: 2 больших красных кубика и 2 маленьких желтых кубика. Маленькие игрушки для обыгрывания на каждого ребенка.
Ход : Перед детьми поставьте большой красный и маленький желтый кубики, перед воспитателем такие же. Он строит дом на виду у детей и говорит: «Я буду строить дом. Я ставлю большой кубик. Какой большой кубик! Возьмите такой же большой кубик. Возьму маленький кубик и поставлю его на большой. Возьмите маленький кубик и поставь на большой. На мой домик прилетела птичка (ставит на домик птичку, кто у вас в домике живет? Дети выбирают игрушку, ставят на домик, звукоподражание.